Модель духовно нравственного воспитания школе. Психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков

Основные идеи разработки программы Обеспечение системного подхода в воспитательном процессе

Достижение общей цели - воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.

Цель программы Воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.
Задачи программы 1 . Развивать субъективность личности каждого учащегося, навыки самостоятельного и творческого труда через организацию деятельности на уроках и во внеурочное время.

2. Содействовать самовыражению индивидуальности младшего школьника в интеллектуальном, духовно-нравственном, коммуникативном, эстетическом и физическом аспекте.

3. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития в нём учащихся.

4. Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.

Условия достижения цели и задач программы. Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного процесса: дети-учителя.

Проведения мероприятий по реализации цели и задач программы.

Участие социальных партнеров.

Поддержка администрации школы и родительской общественности.

Срок действия. 2008 - 2009 уч.год - 2011 - 2012 уч.год
Основные направления. Духовно - нравственное воспитание осуществляется через:

изучение и становление детского коллектива

обеспечение творческого присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.

использование технологии поэтапного формирования нравственной культуры

процесс общения и сотрудничества учителя и детей: это общение должно стать естественным качеством взаимоотношений.

Исполнители основных мероприятий программы Классный руководитель, дети, родители, педагоги, социальные партнеры.
Механизм реализации Первый этап -1 класс "Мы капельки". Этап формирование коллектива (моделирование).

Второй этап -2 класс "Мы - чистый ручеёк" этап развития внутриколлективных связей

Третий этап - 3класс "Мы - река мудрости" (стабильное функционирование).

Четвёртый этап - 4 класс "В океане друзей" (социализация, завершающий).

Ожидаемые результаты 1 . Развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Повышения уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

2. Улучшение социально-психологического климата в классном сообществе.

3 . Повышение уровня интеллектуальных, нравственных, физических качеств учащихся в процессе сотворчества, сотрудничества, навыков общения и толерантности.

4 . Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры.

Введение.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.
(Л.С. Выготский)

Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой "статус первоклассника" ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.

За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема - общение. Ведь поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые разнообразные формы деятельности. Поэтому, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения.

Среди трёх аспектов школьной зрелости: интеллектуального, эмоционального и социального, последний аспект имеет чрезвычайно важное знание для решения проблемы общения. Под социальным аспектом понимается потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения, которые в свою очередь являются регуляторами нравственных поступков личности.

Роль учителя начальных классов в формировании культуры общения младших школьников, безусловно, велика: он закладывает фундамент общения, хорошего поведения ребёнка.

Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.

Наш принцип - совершенствовать личность ребёнка, его внутренний мир, внимательно изучать желания и потребности, воспитывать в ребёнке милосердие, доброту, вежливость, благородство. Главное для нас не убить в ребёнке индивидуальности, стремления к познанию жизни, желания творить. Вот тогда школа станет для детей школой радости.

Обоснование актуальности проблемы.

Духовно-нравственное воспитание детей является одним из ключевых моментов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Именно учитель, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. В процессе нравственного воспитания мы формируем у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Смысл нашей работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Мы должны помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Концептуальные основы программы.

Понятие "нравственное воспитание" достаточно широко. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы произвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Перед нами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Им свойственны доверчивость, исполнительность и впечатлительность. Это позволяет заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Овладение средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу");

2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю");

3) умение организовать общение ("Я умею").

В моральном сознании младших школьников преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителя внимания и специальной педагогической работы.

Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. В воспитательном процессе используются различные приемы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример, обсуждение жизненных ситуаций.

В начальной школе ребенок должен поступать нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостям других, учить их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

Наша система воспитательной деятельности основывается на следующих принципах гуманистической педагогики:

1. Личностный подход в воспитании :

  • признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
  • уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.

2. Природообразность воспитания :

  • обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Гуманизация межличностных отношений :

  • уважительное отношение между педагогом и детьми,
  • терпимость к мнению детей,
  • создание ситуации успеха.

4. Деятельностный подход к воспитанию :

  • организация жизнедеятельности класса как основы воспитательного процесса.

5. Дифференциация в воспитании :

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.

6. Принцип открытости :

  • участие в процессе воспитания максимального количества учреждений и людей.

7. Средовой подход в воспитании :

  • педагогически целесообразная организация среды в классе, а также использование воспитательных возможностей внешней среды (социальной, природной, архитектурной).

8. Непрерывность процесса воспитания :

  • преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.

9. Принцип самореализации, означающий:

  • осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в классе;
  • добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;
  • поощрение достигнутого результата;
  • признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.

10. Принцип включенности в социально значимые отношения, который предусматривает:

  • обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;
  • наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках учебного года;
  • предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
  • взаимоуважение всех участников рабочего коллектива.

11. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления , который предполагает:

  • создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
  • формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
  • защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.

12. Принцип динамичности (постоянной смены деятельности).

В процессе педагогической работы используются следующие методы педагогического воздействия , разработанные Щукиной Г. И, среди которых выделяют такие группы :

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Направление работы с детьми.

  • "Моя школа - мои друзья" (досуг, общение, работа над детским самоуправлением).
  • "Матушка - Русь! Я тобой горжусь" (гражданско-патриотическое воспитание).
  • "Я здоровье берегу - сам себе я помогу" (здоровый образ жизни).
  • "Мама, папа, я - дружная семья" (работа с родителями).
  • "Хочу всё знать" (учебная деятельность, познавательное воспитание).
  • "Умел ошибиться, умей и поправиться" (профилактика правонарушений).
  • "Природа дарит людям чудеса" (экологическое воспитание).
  • "Время пришло делать добро" (нравственное воспитание).
  • "Все профессии нужны - все профессии важны" (профориентация).

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Предмет изучения Методы и приёмы изучения Сроки проведения
Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе. Социометрическое тестирование

Анкета "Оценка контактности учащихся".

Педагогическое наблюдение.

1 этап
Условия развития личности. Беседы с родителями. Посещение семей учащихся.

Методика Овчаровой Р.В. "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации". Анкетирование. Педагогическое наблюдение.

На всех этапах
Интересы и увлечения учащихся. Методика Байбородовой Л.В. "Цветик - семицветик".

Анкетирование "Мои увлечения".

1,2 этап
Самочувствие в классе, с друзьями. Защищенность и комфортность ребенка в школьном сообществе. Анкета "Оценка школьной мотивации".

Педагогическое наблюдение.

1 этап
Самооценка личности ребенка. Методика "Лесенка".

Методика "Я и мои друзья". Педагогическое наблюдение.

3 этап
Сформированность классного коллектива. Методика "Какой у нас коллектив?" (А.Н.Лутошкин)

Социометрический тест.

Педагогическое наблюдение.

1, 2, 3, 4 этапы

1, 2, 3, 4 этапы

Сформированность нравственного потенциала личности Методика Б.П. Битинас, М.И. Шилова. "Пять вопросов".

Методика ТисленковойИ.А.Диагностика воспитанности для детей 1-2 класса. Методика И.А. Тисленковой Диагностика отношения к выделенным качествам (3-4 кл)

Методика С.М. Петровой "Пословицы"

Методика М.И.Шиловой "Изучение воспитанности учащихся". Педагогическое наблюдение.

1, 2 этап
Сформированность коммуникативного потенциала личности Методика М. И. Рожковой "Изучение социализированности личности учащегося". Педагогическое наблюдение. 3 этап
Проявление индивидуальности ("лица") ученика Методика "Десять моих "Я" 3, 4 этап

Духовная жизнь - это залог полноты, цельности и жизнеспособности человека, правильности его жизненного пути. В настоящее время слова «духовность» и нравственность стали пониматься поверхностно. Сегодня перед педагогикой стоит задача переосмысления идейных основ и практических методов. Среди проблем организации социально-психологических и педагогических методов работы с подростками в духовно-нравственном воспитании в образовательных учреждениях, как уже было отмечено в разделе 1.1. и подтвердили результаты исследований, представленные в разделе 2.2., можно выделить следующие:

  • - крайне слабое сопровождение воспитательного процесса в семье,
  • - невысокий уровень духовно-нравственной воспитанности подростков,
  • - слабое воспитание патриотизма
  • - слабо развитая мотивация к учебной деятельности и культурному развитию,
  • - низкий уровень трудолюбия,
  • - сниженное чувство собственного долга и ответственности.

В связи с этим была разработана психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в образовательном учреждении

1. Этапы реализации модели

Формирование и действие модели осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный

Первый этап подразумевает анализ, обобщение и систематизацию данных по духовно - нравственному воспитанию подростков, а также поиск новых методов и способов воспитания.

2 этап - практический

Использование социально-психологических и психолого-педагогических методов в учебно-воспитательном процессе, направленных на духовно-нравственное развитие подростков.

3 этап - обобщающий

Обработка и подведение итогов по полученным результатам, с проверкой выполнения поставленных целей и задач программы. (Приложение 2)

2. Цель модели духовно-нравственного воспитания

Создание условий для развития духовно-нравственного воспитания подростков, обучающихся в __________________________.

  • 5. Задачи, направленные на реализацию модели
  • 1. Провести анализ социальной, психолого-педагогической литературы с целью обобщения разных подходов к проблеме духовно-нравственного развития подростка.
  • 2. Изучить уровень и особенности духовно-нравственного воспитания подростков в ____________________ на начальном этапе внедрения программы.
  • 3. Разработать и апробировать личностно-ориентированную модель преподавания, способствующую нравственному развитию подростка.
  • 4. Создать условия способствующие развитию психологически здоровой, духовно развитой, полноценной личности подростка.
  • 5. Провести сравнительный анализ между начальным этапом внедрения программы и завершающим, для подведения итогов, по эффективности полученных результатов.
  • 6. Задачи, направленные на духовно-нравственное воспитание подростков:
  • 1. Сформировать осознание принадлежности к общественной жизни, создать психологически положительный микроклимат в коллективе, с воспитанием сознательного отношения подростков к учебе и будущему выбору профессии.
  • 2. Воспитать дух гражданского патриотизма, любовь и уважение к родному краю.
  • 3. Сформировать нравственное самосознание, подготовить обучающихся к самовоспитанию.
  • 7. Принципы реализации модели.
  • · Целостность учебного процесса.
  • · Доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней.
  • · Интеграция - аккумуляция полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение анонимности участников программы.
  • · Комплексность - сотрудничество различных специалистов для решения индивидуальных проблем личности.
  • · Личностно-ориентированный подход - подход с учетом индивидуальности личности каждого подростка в отдельности.
  • 8. Ожидаемые результаты:
  • 1. Социально-адаптированные личности, владеющие навыками культуры поведения и общения.
  • 2. Личности, обладающие нормами духовной культуры, нравственности, понимания патриотизма, гуманности, совести и чести, умения принимать и уважать права других людей.
  • 3. Личности, обладающие способностями к самосовершенствованию.
  • 7. Основные направления работы:
    • § Общечеловеческие ценности - формирование основ духовно-нравственного воспитания, гражданского долга и ответственности.
    • § «Отечество… как много в этом звуке» - воспитание патриотизма
    • § Знания и современный мир - воспитание стремления к познанию
    • § Можно ли трудиться с увлечением? - воспитание трудолюбия.
  • 8. Мониторинг

Для наиболее эффективного проведения воспитательной работы в рамках

духовно-нравственного воспитания, применены следующие направления

мониторинга:

  • 1. Изучение личностных особенностей обучающихся:
    • - общие сведения;
    • - уровень воспитанности.
  • 2. Изучение межличностных отношений методом наблюдения:
    • - особенности поведения;
    • - способы взаимодействия между подростками;
    • - социально - психологический климат.
  • 3. Формы диагностики:
    • - тестирование;
    • - опрос;
    • - беседа;
    • - наблюдение.
  • 9. Рекомендуемые дополнительные формы работы с родителями

Взаимодействие родителей и педагогов является одним из важнейших аспектов в работе над формированием духовной нравственности подростка. Только с осуществления взаимной работы, поддержки и уважения друг друга можно достичь целостности в осуществлении воспитания ребенка.

Формы работы с родителями: лектории; распространение информационно - просветительских материалов; наблюдение; родительские собрания (тематические, организационные, консультативные и др.); беседы; тестирование или анкетирование.

Психолого-педагогическая работа по направлениям модели была проведена в рамках «Часов нравственности». В таблице 3 отражен тематический план занятий по запланированным направлениям.

Таблица 3 Тематический план занятий «Часы нравственности»

Екатерина Курочкина
Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Курочкина Екатерина Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ

"Детский сад № 8"

Из Концепции государственной политики в области детей в Российской Федерации и защиты их нравственности : мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Именно на основе прочного духовно -нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. В разнообразии детства и опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

Началом нашей работы духовно-нравственного воспитания дошкольников стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников . Педагоги проанализировали результаты взаимодействия и педагогические наблюдения с дошкольниками . Используя полученные материалы, мы выявили проблемы :

Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций;

Недостаточные образовательные теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников ;

Недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно – нравственного воспитания в семье .

Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию дошкольников .

Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, на которые опирается при работе наш детский сад. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 2013 выдвигает среди приоритетов задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Наш детский сад работает на основе методологической базы программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» , направленной на развитие духовно -нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Авторами программы являются : Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН, Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ. Программа соответствует светскому характеру образования , способствует приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Содержание программы основано на лучших отечественных культурных традициях. Цели деятельности : объединение усилий детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников , создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Для достижения выбранной цели были определены задачи :

Развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста ;

Обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития детей;

создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в образовательном учреждении и семье , повышение педагогической культуры родителей;

Интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, формирование опыта ее целостного восприятия ;

Обеспечение преемственности образования на разных этапах и в различных формах на основе единой цели, содержания, педагогических технологий;

Обеспечение педагога социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.

Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социокультурный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности , в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Каждая тема, которую дети осваивают на Истоках в дошкольном учреждении , прорабатывается во временной связи прошлого, настоящего и будущего. Именно это даёт возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня и в ближайшей, и отдалённой.

Педагоги используют в работе систему категорий курса «Истоки» . Это книги для развития детей 3–7 лет – новый вид образовательного инструментария , эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей. Серия этих книг помогает создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье. Универсальность книг для развития в том, что они с успехом могут быть интегрированы как парциальные программы для дошкольного образования .

Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей :

В младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий : Слово, Образ , Книга;

В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека, дети и родители осваивают категории : Родной очаг, Родные просторы , Труд земной, Труд души;

В старшей группе обращается внимание на ценности внутреннего мира человека : Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;

Серия книг для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово» , «Напутственное слово» , «Светлый образ » , «Мастера и рукодельницы» , «Семейные традиции» направлена на приобщение читателей к отечественным традициям.

Необходимым условием для работы по духовно – нравственному воспитанию детей в дошкольном учреждении является :

создание развивающей предметно – пространственной среды для воспитательно - образовательного процесса ;

Обеспечение программно – методической художественной литературой;

Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу .

За период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений : пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. В группах имеются уголки по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию , экологическому развитию.

Для развития профессиональной компетентности в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы :

Заседания педагогического совета;

Семинары;

Консультации индивидуальные и групповые;

Дни творчества;

Открытые просмотры воспитательно- образовательного процесса ;

Презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс .

Духовно – нравственное развитие детей в рамках программы «Истоки» в нашем детском саду осуществляется интегрировано, системно, планируется в различных видах деятельности такие формы, как :

Непосредственная образовательная деятельность ;

Праздничные мероприятия;

Мини-музей;

Проекты, создание лепбуков ;

Кружок «Истоки» ;

создание развивающей предметно – пространственной среды

В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются в нашем ДО методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием , обеспечивающие преемственность всех ступеней образования , создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя .

Используемые активные занятия – высокоинтенсивные истоковские педагогические технологии предусматривают :

Активное участие всех детей группы в практической деятельности;

Субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;

Вырабатывается единый социокультурный контекст группы, изменяется социокультурная основа личности и группы.

Активные занятия способствуют приобретению детьми таких качеств, как чувство защищённости, уверенности в поддержке, доверие к оценке, позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий .

С прекрасными традициями русского народа воспитанники нашего детского сада знакомятся через «Семейные традиции» . Они напоминают нам о гостеприимстве и радушии, почитании родителей и послушании, благодарении и милосердии.

Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Праздник является как итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями , а непосредственными участниками праздника.

Через традиции нашей семьи дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

Мероприятие «Верность родной земле» направлено на первоначальное прочувствованное восприятие детьми и родителями ценностей внутреннего мира человека : Веры, Надежды, Любви, Мудрости.

Такие мероприятия раскрывают детям истоки героических подвигов воинов-богатырей, подводит к пониманию того, что защитники Отечества были, есть и будут во все времена. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.

Праведный труд дошкольников , организованный в ДОУ, направлен на приучение ребенка к доброму делу, укреплению его в добре. Ребёнок знакомится с ценностями деятельности человека : труда на земле.

В дошкольном учреждении воспитанники учатся добрым делам , нравственным ценностям. В течение года организуем и проводим акции : «Сохраним елку - ценность наших лесов» , «Покормите птиц зимой» , «Доброе сердце» ко дню аутичных людей, «Солдатский платок» . Такое участие пробуждают в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым.

Вариативной частью образовательной «Истоки» . Воспитательная групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет)

Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки» . Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.

Портфолио дошкольника духовно-нравственного воспитания используется как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в ДОУ. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников : родителей, педагога, ребенка.

Стержневой основой является проектная деятельность с детьми и родителями в контексте «Истоковедения» . Цель проектов : приобщение дошкольников и их родителей к культурно–историческому наследию, традициям и ценностям русского народа.

Итоговым продуктом проектов является создание лэпбука - как заключительного этапа самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.

Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, педагог принял решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба» . Родители являются активными участниками по созданию среды музея .

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья . Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей. Работа с родителями осуществляется через :

Организацию ресурсного круга с семьями;

Мастер-класс МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки» ;

совместные конкурсы : "Светлая надежда", «Ожидание» , «Рождественская елочка» , «Пасхальное чудо» .

Ребёнок индивидуальная личность, для понимания родителями своего ребенка, воспитателями организована творческая мастерская «Моё семейное древо» .

Такая форма работы позволяют нам укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно -нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможност :.

Экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин;

Центр детского творчества помогает постичь глубину понятия «мастер своего дела» , приобщиться к удивительному явлению радости труда.

Вывод : из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания . Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно -нравственных качеств личности дошкольников в детском саду это :

Совершенствовать систему работы по духовно -нравственному развитию детей, через использование эффективных методов, средств и формы работы с детьми, родителями и общественностью;

Выстраивать систему подготовки педагогических кадров на основе активных форм обучения;

Обеспечить систему преемственности духовно -нравственного развития со школой.

Выступление хочется закончить словами :

«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослыми и сверстниками».

(А. Г. Асмолов)




Цели и задачи: «Насущная цель «Русской школы» - воспитание нравственной, духовной личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей и способной им противостоять. Сверхзадачей обучения и воспитания в «Русской школе» остается целостное гармоничное развитие личности обучающегося, то есть формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству. Коренной задачей школы является воспитание у обучающихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков!), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, «безусловных условностей» поведения, утверждение вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных, исторически сложившихся формах; приобщение школьников ко всем сферам духовного опыта и образования.» (Концепция «Русской школы». Принята на педагогическом совете школы. Протокол 2 от года)


Воспитательная система школы Воспитательная работа проводится согласно программе «Русская школа» Специфика учебно-воспитательной работы русской школы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к национальным традициям и обычаям, национальной истории и духовной культуре. Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование нового русского человека – высоконравственного, духовно-богатого, трудолюбивого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина. Воспитание в русской школе включает в себя три взаимосвязанных блока: Система воспитательного процесса Воспитание в процессе обучения Воспитание во внеурочной деятельности Воспитание во взаимодействии с социумом


Воспитание в процессе обучения Реализуется через: - этнорусский компонент основных учебных предметов, формирующий национальное самосознание, - предметы этнорусского школьного компонента, позволяющие изучить традиции народа, воспитать гражданственность, патриотизм, народность (краеведение, изобразительное искусство, технология, история, обществознание, география России), - наполнение этнорусским компонентом содержания традиционных программ учебных предметов, т.е. включение краеведческого материала, - систему преподавания русского языка и литературы, истории, предметов естественно-географического цикла с учетом краеведческого материала, - разработку новых образовательных программ (курсы по выбору для 9-классников «Народные промыслы Тверского края», «Наши соседи» о соседних с Россией государствах, «Что я знаю о себе» и другие; «Духовная жизнь русского общества в ХХ веке» для 10 класса)


Воспитание во внеурочной деятельности Реализуется через: -духовно-нравственное и гражданское воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностей, присущих русскому человеку, гражданину, патриоту, а также на возрождение исторической памяти и преемственности, -этнокультурный компонент воспитательной системы, способствующей приобщению школьников к традиционной культуре, - закрепление и развитие сложившихся в школе традиций патриотического и духовно-нравственного воспитания, изучения народной культуры, - развитие системы школьного и классного самоуправления, отношений в коллективе на принципах товарищества, заботы старших о младших.






«Я» Понимание своей сущности каждым учеником, самоопределение, социализация. 1.Работа школьного психолога: Консультации. Тестирование. Индивидуальные беседы с обучающимися, их родителями и педагогами. Школа для родителей (выступления на родительских собраниях). 2. Профориентационная работа: Встречи со специалистами Бюро занятости (9,11 классы) Экскурсии в учебные заведения, на предприятия города. Организация встреч с представителями различных профессий. 3. Реализация программы «Путь к успеху»






«Я и моя семья» (программа «Семья») Возрождение традиции русской семьи, основанной на любви, нравственности и взаимном уважении. Восприятие учениками себя как носителей мужского или женского начала в русле российской традиции, знание своих корней. Освоение ценностей семейной жизни, формирование желания строить свою семейную жизнь на основе этих ценностей. Формирование потребности в сохранении семейных отношений. Обучение традиционному общению в семье на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Ключевые дела: День матери родительские собрания психологические лектории День защитника Отечества Международный женский день День семьи


«Я и школа» Готовность и желание учащихся жить и работать в школьном коллективе. Ключевые дела: День знаний День Учителя Посвящение в первоклассники предметные и межпредметные недели Осенины Вечер встречи выпускников Новогодние вечера Святки День влюбленных Последний звонок выпускные вечера



«Я и окружающие меня люди» Умение общаться с окружающими людьми на принципах доброжелательности, доброты, чуткости, терпимости, сострадания, сопереживания, заботы и милосердия. Оказание помощи нуждающимся в заботе. Ключевые дела: День пожилых людей Акция «Дари радость детям!» Работа добровольческого отряда «От чистого сердца!»


Добровольческий отряд «От чистого сердца» Создан в 2006 году на базе школы Цель: объединение усилий общественных организаций для оказания помощи социальнонезащищенным категориям: одиноким пожилым людям, инвалидам, детям из неполных и неблагополучных семей. Задачи: 1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности. 2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности. 3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам войны, детям из неблагополучных семей. 4. Сосредоточение главного акцента на деятельности обучающихся в микрорайоне, по месту жительства.




«Я и Отечество» Получение и расширение знаний о России: ее истории, культуре, традициях, обычаях. Воспитание любви к родному городу как малой Родине. Формирование гражданско- патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и ответственности за будущее России. Ключевые дела: Участие в Антониевской ярмарке День герба и флага Тверской области День народного единства День Конституции РФ День Победы Циклы классных часов «Святыни России», «Светочи России» Экскурсии по культурно-историческим местам Работа военно-патриотического клуба «Память»


Военно-патриотический клуб «Память» Создан в 2001 году. Цель: реализация интересов обучающихся, побуждающая его социальную активность. Основные задачи: 1. Воспитание гражданина и патриота России. 2. Воспитание сострадания, любви и взаимовыручки. Направления в работе: 1. Поиск тех, кто учился и работал в школе, ветеранов войны. 2. Изучение истории родного края. 3. Здоровый образ жизни. 4. Развитие основных физических качеств. 5. Основы подготовки к военной службе.
















Детская общественная организация «Наследники» Создана в 2005 году. На данный момент состоит из 3 отрядов 4-5 классов. Каждый отряд избирает председателя, из которых формируется Совет организации, и актив отряда. Стратегическая идея заключается в реализации широкого веера интересов ребенка, пробуждающего его социальную активность. Основы программы «Наследники» базируются на ценностях преемственности культурно- исторического наследия, уважения к опыту духовных исканий предков, служения своему Отечеству. Основные задачи: 1.Воспитание гражданина и патриота России. 2.Воспитание активности в делах класса и школы. 3. Воспитание настойчивости в достижении поставленных целей.


Направления в работе организации «Наследники». Не забудем наших предков (Изучение своей родословной). Аллеи наследников (Экологическое направление). Письма памяти (Патриотическое направление). Здоровый образ жизни. Мои права (Гражданско-правовое направление). Истоки родного края (Краеведение). Клуб «Память» вместе с организацией «Наследники» отвечают за работу школьного музея, ведут поисково- исследовательскую деятельность.



«Я и мое здоровье» Осуществляется через реализацию программы «Здоровье» Ключевые дела: Многоборье «Дружба» Турнир городошников Игра «Перестрелы» День здоровья Малые олимпийские игры Игра «Орленок» Игра «Зарница» Туристический слет «Безопасное колесо» Летний оздоровительный лагерь «Дружба» Эколого-туристический лагерь «Следопыт»



«Труд – основа жизни» Отношение к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде. Развитие навыков самообслуживания. Формирование уважительного отношения к материальным ценностям. Ответственность за порученное дело. Ключевые дела: Операция «Урожай» Межпредметная неделя «Дары осени» Акции по благоустройству Работа летней производственной бригады


Наши достижения Призовые места в смотрах, конкурсах, соревнованиях: учебный год «Испытай себя» - 1 место «Зарница» - 1 место Эколого-туристический слет – 1 место Военно-спортивная игра «Орленок» - 1 место «Безопасное колесо» - 1 место Районный конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» - 2 место Районный конкурс творческих работ «Выбери жизнь» - 1 место за лучшую художественную работу, 1 место за театрализованную постановку, 3 место за прикладное творчество Районный конкурс театрализованных постановок «Весь мир театр…» - 1 место Районный КВН – 2 и 3 места Три педагога школы – Белякова Надежда Викторовна, Гулуева Татьяна Евгеньевна, Орлова Галина Анатольевна являются победителями районного конкурса классных руководителей учебный год «День молодого избирателя» - 1 место Операция «Урожай – 2007» - 2 место Модель выпускника «Русской школы» ВЫПУСКНИК РУССКОЙ ШКОЛЫ: Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования. Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием. Человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием. Человек, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру. Человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и ценности. Человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании. Человек, живущий интересами планеты, участвующий в межнациональном общении.