Краткосрочный логопедический проект с играми. Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«НЕПОСЛУШНЫЕ ЗВУКИ»

Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.

Проект предназначен для детей 6– 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее усвоить знания и навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта.
1. Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
5. Привлечь детей к совместной деятельности.
6. Объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.
Ожидаемый результат.
1. Метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагога и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;

Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.
Для родителей:
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
- положительная оценка деятельности ДОУ.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;
Практическая значимость проекта
Данная система проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений для профилактики нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
4. Логопедический проект «Непослушные звуки»
Задачи:
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения.
Содержание работы.
Работа с детьми .
Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке».
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков».
Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки».
Работа с семьей
Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины».
Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки».
Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».
Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки).
Использование карточек, картинок в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
Презентация индивидуальных буклетов «Непослушные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
Составление совместно с детьми дорожек-ходилок «Непослушные звуки» (на все звуки) и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

III. Заключительный этап реализации проекта:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию самоделок, созданных совместно родителями, детьми, учителем-логопедом.

Конечным продуктом проекта будет являться:
Сформированная устойчивая мотивация детей.

Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

Тамаразова Юлия Николаевна,

учитель - дефектолог

МАДОУ ДС КВ "Ручеёк"

ЯНАО г. Новый Уренгой

Недооценка своевременного исправления

речевых дефектов у детей приводит в

последствии к трудностям в овладении

письмом и чтением. Такой ребенок будет

постоянно отстающим в школе, будет страдать

от того, что его старания не приводят к

положительному результату.

Его вины здесь нет.

Виноваты только родители, считавшие,

что малыш вырастет и «выговорится»

/Л.С.Белинсон/

МОЯ ВОЛШЕБНАЯ БУКВА

Проект учителя – логопеда

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем!!!

Анализ ситуации

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Гипотеза: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстранятся от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Они преодолеют возникшие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком

Цель проекта:

Формировать умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Определять отличия в названиях картинок.

Определять место заданного звука в слова.

Подбирать слова с заданным звуком.

Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком.

Задачи проекта:

Формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза детей;

Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;

Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

Привлечь родителей к изготовлению книжек – малышек по пройденным звукам

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп, родителями.

Тип проекта практико-ориентированный, индивидуальный

По продолжительности: долгосрочный (1 год, в течение всего периода коррекции звукопроизношения)

Участники проекта: учитель-логопед, родители детей группы, воспитатели группы, воспитанники группы.

Результаты проекта:

Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

Формирование действия вычленения звука от начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?)

Выделение ударной гласной в слове.

Определение места звука слове (После какого звука слышится нужный
звук в слове? Перед каким звуком?)

Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Повышение компетентности родителей в вопросе развития детей;

Включение родителей в коррекционный процесс

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

2 этап – основной (практический)

Изготовление самодельных книжек – малышек на каждый пройденный звук, соблюдая определенный условия:

Сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);

За тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;

Следующие картинки со звуком в конце слова.

Правила создания (формирования страниц)

Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)

3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)

Презентация каждой книжки всеми участниками проекта (родители, дети, воспитатели) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду.

Презентация опыта: готовыми книжками могут пользоваться педагоги ДОУ, логопеды, родители, а также сами дети, играя в различные игры. Например: «найди звук», «Где живет звук» и тд.

Опыт может транслироваться на городских методических объединениях, представлен на конкурсы различного уровня

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

Работа с детьми
- Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
- Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционная гимнастика»
- Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»

Работа с семьей

Выступление на тему: «Результаты проведенной коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности»
- Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
- Совместное с ребенком изготовление книжек – малышек на пройденный звук «Моя волшебная буква»
- Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове.

Работа с педагогами
- Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
- Оформление выставки (Библиотеки) с детьми «Моя волшебная буква» (на все пройденные звуки)
- Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта
- Презентация индивидуальных книжек - малышек «Волшебная буква», их практическое использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда
- Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Вывод: включение родителей в совместный у логопедом и воспитателем процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Для оформления работы были использованы картинки со следующих сайтов

Файл: Умная сова.png

Фотографии можно напечатать в конце или начале публикации

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Учитель-логопед:

Антонова Наталья Владимировна

п.Монастырщина

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В ходе логопедической работы необходимо:

    помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

    разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

    подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

    ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

    необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

З адачи:

    выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

    заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Логопед советует»

    выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Сроки реализации проекта: 2017-2018 учебный год.

Ожидаемые результаты:

    Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.

    Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Логопед советует».

    Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов

Возможные риски:

    трудности взаимодействия с родителями.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

    Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.

    Создание рабочих групп по интересам.

    Подбор упражнений для развития мелкой моторики.

    Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.

    Легкие упражнения для языка и губ - выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап - основной (практический).

Задачи:

    разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

    проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.

    проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

    создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);

    Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).

    подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

    Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

    Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

    Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района, республики.

Перспективный план реализации проекта

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1.Подготовительный этап

сентябрь

Анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.
Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Анкета для родителей

Учитель-логопед

2 этап

Октябрь

Семинар-практикум

«Традицион и нетрадицион упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем - речь развиваем»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Консультации

«Речевое дыхание -основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Январь

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.

Протокол проведения мастер - класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед, воспитатели

Февраль

Март

Апрель

Мастер-класс
Использование мнемотехники в коррекционной работе

Выпуск журнала «Речевичок»

для заботливых родителей и смышленых детей

выпуск

мини-газеты «Капелька»

Обучение составления рассказа по схеме-мнемотаблице, заучивание стихов, потешек

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Май

Праздник красивой и правильной речи «День рождения звуков»

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Учитель-логопед
Муз. рук-л

Ежемесячно

«Домашняя игротека»

Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед

Еженедельно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Учитель-логопед

Ежемесячно

Оформление информацион-методического стенда «Уголок логопеда»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Май

Мониторинг
(анкетирование
работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Анкета для родителей

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика

Апрель

Участие в РМО

Презентация проекта



Список литературы:

  1. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.

    Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.

    Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

    Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.

    Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды:
  • семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ;

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

  • у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • режим работы детского сада позволяет организовать занятия в утреннее и вечернее время.
  • потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности
  • система стимулирования работников ДОУ за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • функционирует сайт школы имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям
  • на базе школы существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

Учитель-логопед

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Разработка изменений для внедрения проекта.
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность группы компенсирующей направленности

Учитель-логопед,

педагог-психолог и

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

Комплекс коррекционных занятий

Программно-методическое обеспечение

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальный образовательный маршрут.

Перспективно-календарное планирование

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Художественная литература

Чтение : Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Изобразительная деятельность

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Учебная деятельность

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

  • Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
  • Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  • Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»
    «Скоро в школу мы пойдем!»
  • Создание альбомов «От звука к слову»
  • Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Промежуточный мониторинг

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.

Учитель-логопед

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.