Коррекционная работа с детьми имеющими тяжелые нарушения речи, использование коллекции «Круглое чудо». Игры и упражнения для детей с тнр на занятиях по математике в детском саду Логопедические занятия для детей с тнр

Номинация: Логоритмические занятия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с 4 до 7 лет.

Использование коллекции «Круглое чудо» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

В 2016 – 2017 учебном году в рамках конкурса познавательных коллекций, проходившего в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» мной была создана коллекция мячей «Круглое чудо».

Материал данной коллекции предназначен для работы с детьми с 4 до 7 лет. Коллекция состоит из 29 мячей, 23 шаров,6 кругов, разных по величине, форме, весу, материалу, фактуре. К ней прилагаются методические рекомендации по использованию, материалы по истории возникновения мяча, подборка поэтических произведений.

Данную коллекцию можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-7 с ТНР по реализации содержания Рабочей программы учителя-логопеда.

Задачи

Образовательные:

  • расширение представлений об окружающем мире, о деятельности человека по созданию предметов и материалов, его окружающих;
  • уточнение и расширение представлений о качественных свойствах материалов и предметов, окружающих человека в быту;
  • расширение представлений о сравнении и классификации предметов по различным признакам через наблюдение и осязание;
  • уточнение представления детей о понятиях «колючий – гладкий – шипастый – пупырышчатый – пористый – шершавый – ребристый, твёрдый – мягкий – упругий, пластмассовый, резиновый, тряпичный, дерматиновый, воздушный, спортивный, теннисный, деревянный, бумажный, стеклянный, прозрачный, ёлочный, новогодний, тёплый, холодный, круглый, плоский, гигантский – огромный – очень большой – большой – маленький – очень маленький – малюсенький».

Коррекционно-развивающие:

  • уточнение и обогащение пассивного и активного словаря детей с ТНР качественными прилагательными и прилагательными в сравнительной степени;
  • формирование представлений об антонимах и синонимах на примере описания предметов через использование качественных и относительных прилагательных;
  • развитие практических умений и навыков в употреблении простых распространённых предложений с однородными определениями при описании предметов (мячей, шаров, кругов);
  • коррекция сукцессивных функций через запоминание последовательности изложения при описании предметов коллекции по схеме Воробьёвой В.К. (Что вижу? Что ощущаю?)
  • формирование связной речи через составление парных описательных рассказов, сравнительно-описательных рассказов мячей, шаров, кругов;
  • стимулирование и развитие речевой активности детей с ТНР через использование предметов познавательной коллекции;
  • развитие выразительности речи через грамотное и точное использование прилагательных при описании экспонатов коллекции;
  • развитие сенсорных ощущений через взаимодействие с предметами коллекции;
  • развитие элементарных навыков анализа и синтеза через классификацию мячей, шаров, кругов по различным признакам;
  • развитие интереса к коллекционированию.

Воспитательные:

  • воспитание у детей с ТНР эмоциональной отзывчивости, сопереживания через взаимодействие с предметами коллекции;
  • воспитание внимания и интереса к слову, к точному и правильному его использованию (в данном случае — качественных прилагательных), помогать почувствовать красоту и выразительность родного языка;
  • воспитание и развитие эстетических чувств;
  • воспитание терпения, внимания, дисциплинированности (ждать терпеливо своей очереди, выслушивать товарища, соблюдать оговорённые правила);

Материалы коллекции можно использовать как:

демонстрационный материал в ходе НОД по развитию речи

  • при работе над предложениями различной конструкции, при составлении описаний, рассказов, творческих пересказов;
  • при создании активной игровой мотивации на индивидуальных коррекционных занятиях по коррекции звукопроизношения;
  • литературный материал — для автоматизации поставленных звуков.

практический материал для развития процессов

  • осязания,
  • мелкой моторики рук (поглаживание, ощупывание, сдавливание, массаж кистей рук);

Материалы коллекции можно использовать в дидактических играх:

Любую игру начинает Весёлый мячик : он приходит в гости к детям и приводит своих друзей, предлагая детям с ними познакомиться.

« Узнай на ощупь», « Чудесный мешочек», « Четвёртый лишний», «Расскажи, какие», «Узнай по описанию», «Что не так?» или «Что изменилось?»; «Весёлый счёт», «Назови, который по счёту», «Магазин игрушек»

«Вот так мастера » игра проводится с группой детей. С помощью считалки выбирается водящий (на первом этапе – педагог), он достаёт предметы коллекции по очереди и составляет предложение: — У этого мяча есть шипы (колючки, пятнышки, полоски, присоски, шершавинки, поры) – Этот мяч, шар из стекла (пластмассы, дерева, парафина, резины…). Следующий по часовой стрелке ребёнок делает вывод: — Это шипастый (колючий, пятнистый, полосатый, шершавый, пористый) мяч. – Это стеклянный (деревянный, резиновый…шар) Предмет откладывается в контейнер. Игру продолжает ребёнок, назвавший качественное или относительное прилагательное. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Если не знает ответа – пропускает ход. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Д/У «Я задумала мяч»

Упражнение проводится с целью закрепления навыка уточнения значения и правильного употребления в речи качественных прилагательных, навыков использования их при составлении простых распространённых предложений с однородными определениями.

Предварительная работа: дети знакомятся со схемой Воробьёвой В.К., учатся подбирать признаки к предмету с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Ход упражнения:

Логопед демонстрирует детям мячи (шары) из коллекции (4 – 8 штук) и предлагает определить, прослушав описание этого мяча (шара), какой мяч (шар) она загадала. Дети угадывают, показывают мяч. Упражнение повторяется 2-3 раза. Затем логопед предлагает кому-то из детей «загадать\задумать мяч», а остальным – разгадать, что из коллекции выбрал их товарищ. Упражнение выполняется до тех пор, пока сохраняется интерес у детей к его выполнению.

Можно использовать литературный материал коллекции как чистоговорки во время игровой автоматизации поставленных звуков на индивидуально-подгрупповых занятиях.

Использование познавательной коллекции «Круглое чудо» позволяет:

  • Повысить интерес воспитанников с ТНР к коррекционно – логопедическим занятиям;
  • Сделать коррекционные занятия по автоматизации поставленных звуков более занимательными (мяч – активный участник занятия, дети рассказывают ему чистоговорки, скороговорки, стихи);
  • Разнообразить элементы сюрпризности на фронтальных и индивидуальных занятиях (появление нового необычного экспоната – мяча, шара, круга – ,который сотрудничает с детьми, помогая им выполнять задания логопеда);
  • Количество экспонатов коллекции позволяет разнообразить дидактические игры и упражнения, сохраняя к ним долговременный интерес воспитанников.
  • Повысить позитивный эмоциональный настрой воспитанников на коррекционных занятиях у логопеда (детям очень нравится, что мячи разные, необычные, что их можно трогать, гладить, ощупывать, подбрасывать, ими можно играть, о них можно рассказывать).

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Татьяна Германовна

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»

Номинация: Программа коррекционной работы с детьми с ОНР.

Должность: учитель-логопед высшей категории
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск

Обучение (необходимо сформировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве и времени)

Развитие (развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, лексико-грамматических структур, сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления).

Воспитание (формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности) в процессе анализа жизненных ситуаций).

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с нарушениями речи положен принцип ориентации на общее развитие ребенка , включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность.

- арифметическое (цифра и число от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.);

- геометрическое (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.);

Основными методами, используемыми на занятиях по математике, являются: метод дидактических игр и метод моделирования, которые представлены в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим является практический метод , позволяющий детям узнавать и осмысливать практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и др.).

Большинство детей с недоразвитием речи имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому, очень важны физкультминутки и пальчиковая гимнастика. Филогенетическая связь движений с произношением звуков дает ряд преимуществ для развития детей речевых групп. Их речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, также, наличие ритма положительно сказывается на развитии слухового восприятия детей.
Предполагаемые физкультминутки и пальчиковые упражнения на математических занятиях позволит детям овладеть не только речевыми навыками, но и развить математические навыки при закреплении счета, ориентировки в пространстве, времени и т. д. Кроме того, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекции психических процессов детей.
Такой подход позволит решить следующие задачи:
- стимуляция действия речевых зон коры головного мозга ребенка;
- развитие внимания и памяти – психических процессов, связанных с речью ребенка;
- способствование математическому развитию детей с нарушениями речи.



Основная коррекционная задача состоит в том, чтобы формировать у детей, имеющих отклонения в развитии, поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Ребенку с отклонениями в развитии требуются многократные повторения на основе принципа функциональной тренировки. Также хорошо предлагать речевой материал для закрепления знаний, полученных при обучении математике, вне математических занятий. Это - стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют числа.

Задачи развития:

1. Анализ и синтез предметов (от общего к частному:«Что общего?»; например, разные по цвету предметы, но одинаковые по форме).

2. Классификация предметов (объединение предметов по 1-у или нескольким признакам в группы; например, 3 мышонка, а в коробке лежит сыр.«Выберите по форме сыр»). Вводятся опорные символы, опорные картинки.

3. Обобщение (подбираются игры с операцией на обобщение: «4-й лишний», «Разложи по форме», «Собери по цвету» и т. д.).

4. Сериация (подбор по величине, по 1-у признаку, по величине и цвету, по 2-м признакам и т. д.).

5. Абстрагирование – высокий уровень анализа и синтеза.

6. Построение умозаключения (при развитии у детей симультанного гнозиса, работа по формированию понимания детьми реальной ситуации). Например, дается инструкция: «Я начну рассказ, а ты закончи. «Если бы коровы летали по воздуху …».



Особенности занятий по математике для детей с ТНР:

Взрослому необходимо тщательно продумывать и чётко формулировать вопросы, исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале.

Выводы должен делать и озвучивать сам взрослый, показывая образец грамотной речи;

Необходимо уделять внимание правильному употреблению лексических форм при согласовании числительных с существительными; следует требовать именования каждого числа при пересчёте (один конь, два коня, пять коней…);

Статическая деятельность должна сочетаться с малыми формами активного отдыха: физкультминутками, физ. паузами, гимнастикой для глаз, пальчиковыми играми;

Для развития элементов словесно-логического мышления целесообразно применять современные педагогические средства: палочки Х. Кюизенера, блоки Дьенеша.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.

Комплекс методов и приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений:

1 - Практические методы.

Упражнения – многократное повторение детьми умственных практических действий, заданного содержания.

А-Упражнения подражательно-исполнительного характера - перед детьми ставится конкретная учебно-познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из 3 палочек. Даётся образец, затем ребёнок выкладывает фигуру.

Б-Упражнения конструктивного характера - перенос усвоенного способа действия на новое содержание. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения.

В-Упражнения творческого характера - предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались. На занятиях полезно и целесообразно использовать логические задачи, стихи, загадки математического содержания.

2 - Словесные методы.

Словесные методы входят в состав любого наглядного и практического метода.
На занятиях по математике применяются объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка. Объяснение и пояснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.
Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным фломастером». Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку, утвердится в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Сначала положительно оценивается само стремление детей к выполнению учебной задачи. Затем при общей положительной оценке корректно отмечаются допущенные ошибки, указываются конкретные способы их исправления, вселяют уверенность в ребёнка. И наконец, анализу подвергается качество результата, оцениваются навыки взаимодействия, используется оценка, даваемая самими детьми.

3 - Наглядные методы.

На занятиях по математике успешно используются:

Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?»;

Иллюстрации с изображением времени суток;

Ситуации для составления задач;

Циферблат часов;

Показ диапозитивов, диафильмов, видеофильмов;

Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.

4 - Игровые методы.

Игровые методы также эффективны на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Они предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями и т.д. Применяются разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитация действий и движений, элементы соревнования, прятанье и поиск предметов. Всё это создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, повышает их активность и заинтересованность на занятии.

5 - В последние годы в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно-поискового метода, как моделирование. Доступность этого метода отражена в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещение реального предмета другим предметом, изображённым знаком. На занятии по математике используются: различные планы; фишки; модели времён года, месяцев; модели в виде часов, разделённых на сектора и т.д.
Моделирование вводится очень осторожно, по мере формирования у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, умозаключения).

Работа по формированию математических знаний и умений должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами. На музыкальных занятиях могут исполняться песни о цифрах, задачах. На физкультурных занятиях рекомендуется проводить работу по совершенствованию координации движений, ориентировки в пространстве. Знания, полученные на занятиях, хорошо закрепляются в загадках, пословицах и поговорках. Необходимо изготовить различные дидактические игры, которые содержали бы большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.
Желательно оформить уголок познавательной математики, в котором можно поместить различные дидактические игры, счётные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, различную детскую литературу и другие материалы.

Программные задачи занятия: развивать словесно-логическое мышление, мелкую моторику, речедвигательную координацию;

актуализировать и систематизировать представления о характеристике каждого сезона с опорой на наглядность; закреплять умения образовывать относительные прилагательные, подбирать по смыслу слова-действия, согласовывать существительное и глагол в роде и числе, составлять предложения с союзом «потому что», составлять описательный рассказ с опорой на карточки-символы; воспитывать познавательное отношение и интерес к сезонным изменениям в природе и жизни людей.

Материал и оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, модель времён года (круг, разделённый на 4 части: жёлтого, синего, зелёного, красного цветов) с дополнительным материалом (осенние листья, снежинки, белые цветы, зелёные листья, разноцветные цветы), мольберт, карточки-символы описательного рассказа по теме «Осень», сюжетные карточки по темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», предметные , маски комара и пчелы, ромашка из бумаги, наборное полотно «Насекомые на поляне», изображения насекомых из бумаги.

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы, рассматривание картин: «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Рожь» И. Шишкина, «Берёзовая роща» А. Куинджи, «Март» И. Левитана, заучивание и инсценировка стихотворения «Скучать некогда» Г. Ладонщикова, загадывание загадок по теме «Времена года».

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие. Для начала выясним какие времена года вы знаете? (Ответы детей.) Какое сейчас время года? (Зима.) Как называется время года перед летом? (Весна.) Какое время года между весной и осенью? (Лето.) Какое время года наступит после лета? (Осень.)

Педагог демонстрирует детям модель времён года: круг, разделённый на четыре части (жёлтого, синего, зелёного, красного цветов) и дополнительный материал к ним (осенние листья, снежинки, белые цветы и зелёные листья, разноцветные цветы).

У.-д. Ребята, для того чтобы определить о каком времени года мы будем с вами говорить, выполним упражнение «С какого дерева листок?».

Дети выполняют упражнение на интерактивной доске. Ребёнок, глядя на выпавшее на кубике изображение, называет с какого дерева листок, затем образовывает относительное прилагательное. (Лист дуба - дубовый, лист липы - липовый, лист клёна - кленовый, лист осины - осиновый, лист берёзы - берёзовый.)

На экране интерактивной доски изображение дерева, с которого опадают листья.

У.-д. Ребята, смотрите, с дерева падают листья. Когда это бывает? (Осенью.) Какие ещё признаки осени вы знаете? (Ответы детей.) Давайте с вами расскажем об осени.

На мольберт выставляются карточки-символы описательного рассказа по теме «Осень». Дети составляют по ним предложения: Наступила осень. Солнце греет меньше. Становится холоднее. На небе серые тучи. Идёт дождь. Ветер срывает с деревьев листья.

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует осени (листья красного, жёлтого, оранжевого цвета).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим осенние листья? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на жёлтой части модели осенние листья.

У.-д. Да, ребята, поэтому осень называют «золотой». Послушайте загадку.

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Зимой.)

Педагог вместе с детьми выставляет на мольберт сюжетные карточки по темам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

У.-д. Ребята, покажите карточку с зимним сюжетом и скажите, почему вы выбрали именно её.

Дети составляют предложения по сюжетной карточке, используя союз «потому что».

Упражнение «Скажи правильно»

Ответьте на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Зима, день (день какой?) - зимний день; зима, прогулка - …; зима, одежда - …; мороз, зима - …; мороз, воздух - …; мороз, погода - …; снег, покрывало - …; холод, ветер - … .

Упражнение «Зимняя одежда»

Дети выбирают карточки с изображением предметов зимней одежды. Педагог на мольберт выставляет изображение мальчика, одетого для прогулки в зимний день.

У.-д. Давайте придумаем мальчику имя. (Денис.) Денис идёт гулять. Он надел шапку из меха. Значит шапка какая? (Меховая.) Шарф из шерсти - …; перчатки из кожи - …; куртка из драпа - … .

Если одежду одевают зимой, значит она какая? (Зимняя.)

Игра «Назови “зимние” слова»

Дети передают мяч друг другу и называют слова на тему «Зима».

Педагог предлагает выбрать из дополнительного материала к порам года тот, который соответствует зиме (снежинки).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим снежинки? Почему? (Ответы детей.) Да, зима холодная, снежная.

Дети размещают на синей части модели снежинки.

У.-д. Сейчас послушайте звуки леса и скажите, о каком времени года пойдёт речь.

Используется компьютерная игра «Учимся говорить правильно» разделы: «Неречевые звуки», «Весна».

Упражнение «Договори слово»

Весной солнышко…

Весной снег…

Весной к нам птицы…

Весной на деревьях почки…

Из почек листочки…

Упражнение «Подумай и скажи»

У.-д. Слушайте внимательно, подберите к моему слову другое, подходящее по смыслу.

Снег - сугроб, дождь - (лужа).

Зима - шуба, весна - (куртка).

Дятел - дупло, скворец - (скворечник).

Грач - гнездо, лиса - (нора).

Человек - нос, птица - (клюв).

Логоритмическое упражнение

Дети стоят в кругу.

От сосулек - звон, звон.

(Хлопают в ладоши.)

Просыпайся, клён, клён.

(Поднимают руки, качают из стороны в сторону.)

Растопился снег, снег.

(Трут ладонь о ладонь.)

Ручейки в бег, бег.

(Выполняют волнообразные движения руками.)

Гром шагает: топ, топ.

Почки слышно: хлоп, хлоп.

(Разжимают кулаки.)

Г. Лагздынь

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует весне (белые цветочки и зелёные листья).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим белые цветочки и зелёные листья? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на зелёной части модели белые цветочки и зелёные листья.

У.-д. Да, ребята, весной природа оживает, и поэтому много зелёного цвета.

Выходят дети в масках комара и пчелы, на ковре ромашка из бумаги. Инсценируют предварительно выученное стихотворение «Скучать некогда» Г. Ладонщикова.

Села пчёлка на цветок, опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

Что ты ищешь там?

А тебе не надоело, не наскучило искать?

Нет, тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

У.-д. Ребята, почему тем, кто занят делом, некогда скучать? (Ответы детей.) Вы догадались, о каком времени года мы будем говорить? (О лете.)

Педагог выставляет наборное полотно «Насекомые на поляне».

У.-д. Летом на цветочной поляне можно увидеть много насекомых. Ребята, как они передвигаются? (Ползают, летают, прыгают.) Покажите, как насекомые летают, прыгают. Давайте поможем им встретиться на нашей поляне.

Дети берут изображения насекомых, выкладывают их на поляну и составляют словосочетания.

Божьи коровки приползли.

Жуки прилетели (приползли).

Кузнечики прискакали.

Пчёлы прилетели.

Муравей приполз.

Гусеница приползла.

Стрекозы прилетели.

Бабочки прилетели.

Педагог обращает внимание на дополнительный материал к порам года, предлагает выбрать тот, который соответствует лету (разноцветные цветы).

У.-д. Как вы думаете, на какой части круга мы разместим разноцветные цветы? Почему? (Ответы детей.)

Дети размещают на красной части модели разноцветные цветы.

У.-д. Лето часто называют «красным», потому что светит ярко солнце, расцветают цветы.

У.-д. (обращает внимание детей на собранную модель года). Мы с вами вспомнили все поры года. Какое время года у нас на модели синего (жёлтого, зелёного, красного) цвета? (Ответы детей.) Почему оно обозначено таким цветом? (Ответы детей.) Какое время года вам нравится больше всего? Почему? (Ответы детей.) Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей.) Может кого-то что-то огорчило сегодня? (Ответы детей.)

Наше путешествие закончилось. Мне очень понравилось с вами путешествовать. С вашей помощью времена года стали ярче, заметнее, интереснее. До новых встреч!

С. Духовник,
учитель-дефектолог первой категории

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по развитию связной речи с детьми с ТНР

(системное недоразвитее речи 1-2 уровня),

а так же имеющих диагноз F-83.

Тема: Домик для зайца.

(закрепление тем «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»).

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Составил: учитель-логопед Шамина Л.Н.

09.04.14.г.

Мышкин

Цель : Формирование активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).

Задачи:

1. Коррекционные: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса (на выдохе пропевать гласные звуки), чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: слушать образец текста; коррекция кратковременной и долговременной памяти: закрепления знаний по темам «Овощи», «Фрукты», «Весна»; уточнение и пополнение активного словаря по этим темам, развитие коммуникативной функции речи.

2. Воспитательные : воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.

Оборудование: компьютер, запись песенки-потешки «Заинька, попляши»; конструктор Лего (крупный); Су-Джок; «Пальчиковый бассейн»; прищепки; жёлтый круг (солнышко), иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; игрушки (медведь, белка, ёж, заяц); шапочка Зайца; разрезная картинка Белка; «Чудесный мешочек», муляжи овощей; тетрадь Н. Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (альбом №1), цветные карандаши.

Здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, пальчиковый игротренинг, самомассаж пальцев рук в «пальчиковом бассейне», самомассаж ладоней с помощью Су-Джока,

На протяжении всего игрового занятия поощряются любые речевые высказывания ребёнка, попытки повтора звуков, слогов, слов.

В случае отказа в выполнении движений, повтора слов ребёнком используются приёмы пассивной гимнастики, сопряжённого повтора, договаривания за ребёнком самим логопедом.

В исключительном случае занятие может быть сокращено (в интересах ребёнка); разбито на несколько частей/занятий.

По ходу занятия ребёнку даётся право выбора (какой, какого цвета Су-Джок, карандаш ты выберешь?), всегда даётся положительная оценка выполненного задания.

Ход занятия

    Оргмомент. Настрой на занятие. Повторение.

    Сядь поудобнее, закрой глаза. Слушай внимательно.

Говорим всегда красиво:

Смело и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Громко, чётко говорим.

Никуда мы не спешим.

1,2,3,4,5 – глаза можно открывать.

Проснулся? Потянулся. И улыбнулся.

Чтобы красиво говорить - надо с язычком, голосом и пальчиками дружить. Давай вспомним песенки гласных звуков, которые мы голосом поём и пальчики нам в этом помогают.

Пропеть гласные звуки+ жестовые модели звуков.

3. Артикуляционная гимнастика. Давай и язычок разбудим. («Балаболка», «лошадка», «часики», «качели»).

4.Формирование слухового восприятия и внимания, коммуникативной функции речи.

А сейчас давай вместе придумаем и расскажем сказку. Работа с иллюстрацией.

Жили-были… (Кто?). Здесь и далее все слова проговариваются сопряжено с движениями пальцев, изображающих символы гласных звуков. Жили они... (Где?). У зайца избушка была лубяная (из бревен), а у лисы ледяная (изо льда). Наступила весна. (Какое время года наступило?). Как ты думаешь, у кого растаяла избушка? (у Лисы)

А почему растаяла ледяная избушка? (Пришла весна. Стало тепло, солнышко стало припекать, греть).

Давай вспомним игру с пальчиками про Весну и Солнышко.

5.Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения

Весна

Весна, весна, приходи!

Весна, весна – погляди!

(Попеременно на каждый слог ритмично хлопать в ладоши и по столу)

Солнце землю греет, греет (Тереть ладони друг о друге)

Ветер дует всё теплее. (Погладить ладошками щёки)

Светит солнышко в окно, (Ладони вверх-вниз, руки перед собой.)

Скоро будет нам тепло! (Хлопки на каждый слог-потереть ладони.)

6.Элементы театрализации-драматизации. ( далее на протяжении всего занятия ребёнок в образе Зайца )

А теперь давай поиграем: ты будешь зайчиком, а я лисой (одеть шапочки)

Пришла лиса к зайчику и говорит: «Пусти меня к себе жить». Что зайчик отвечает лисе? Зайчик хороший, добрый.

Заяц: «Заходи». А лиса взяла, да и выгнала зайчишку из его дома. Остался наш зайчик без домика.

7.Развитие мимики и эмоций.

Зайчику грустно. Покажи, как ему грустно.

Зайчик сердится на лису. Покажи, как он сердится.

Жалко зайчика. Давай поможем зайчику построить новый дом.

Наш зайка очень рад, что мы не бросили его в беде. Покажи, как он радуется.

    Объявление темы занятия.

Сегодня на занятии мы построим новый дом для зайчика и будем учиться правильно и четко произносить слова и строить предложения.

Тебе нужно запоминать, как правильно произносить слова.

1. Активизация коммуникативной функции речи .

Строить дом нам помогут зайкины друзья. Слышишь уже кто-то пришел? Отгадай загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

а когда придёт весна,

просыпается от сна.

Кто это? (медведь) Давай походим, как мишка косолапый.

МЕДВЕДЬ:

«Здравствуй, зайка! Я принес тебе детали от домика, но за это прошу тебя меня погреть. У меня было солнышко волшебное, оно меня согревало. Но за зиму все лучики куда-то подевались. Помоги мне их найти и починить Солнышко.

2.Самомассаж пальцев в «пальчиковом бассейне», достать прищепки и «починить» Солнышко.

Молодец! Спасибо. Я теперь согреюсь.

Получи детали от домика. (лего)

На помощь зайке спешит следующий гость. Кто же это? Собери картинку и узнаешь.

3.Разрезная картинка Белка.

БЕЛКА:

«Здравствуй, зайка! Я принесла тебе мешочек с овощами. Угадаешь какие – тогда дам детальки для домика.

4.Развитие тактильных ощущений. «Чудесный мешочек» - овощи.

5. Физминутка. Формирование дифференцировать правую и левую стороны тела.

Заинька наш устал строить дом. Заинька давай отдохнем.

Русская народная потешка «Заинька попляши».(запись)

Ой, кто-то ещё к нам в гости идёт.

Угадай: Кто из животных колючий? – ежик колючий.

ЁЖИК

«Здравствуй, зайка. Я колючий серый ёж, поиграй со мной!»

6. Игровой самомассаж ладоней с помощью Су-джока (ёжиком) для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.

Слова

Действия

Наш волшебный мудрый ёжик

Не нашёл в лесу дорожек.

Прокатываем по левой руке.

Вертикально.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

По ладошке.

Вертикально.

Только, ёжик, не шали!

Сильно ручки не коли!

Катаем между ладоней.

Вертикально.

Спасибо, поиграли вы со мной. Но у меня есть ещё загадка в тетрадке. Угадаете - отдам все детальки для домика.

7. Работа в тетради Н. Е. Арбековой (альбом № 1) –стр.5.

По символам угадать и рассказать про фрукты.

Молодец! Получи детали от домика.

Ребёнок достраивает домик.

8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Вот построен новый дом,

Поселился зайка в нем.

Очень зайкин дом большой,

Он и с печкой, и с трубой.

Что мы построили? (Дом).

Кто поселился в доме? (Зайка).

Какой у зайки дом: большой или маленький? (Дом большой).

    Итог.

Сегодня на занятии мы пожалели бедного зайку, обманутого лисой, и построили для него дом. Ты сегодня молодец! Старался правильно и четко произносить слова и составлять предложения.

Давай назовем всех животных, которые помогали нам строить дом, чтобы хорошенько запомнить, как произносятся эти слова. МЕДВЕДЬ. БЕЛКА. ЁЖИК.

Давай скажем им СПАСИБО и ещё раз станцуем под песенку-потешку «Заинька попляши».

До свидания, друзья, надо в группу идти.