Проблемы организации взаимодействи образовательной организации и семьи. материал

Аннотация. В данной статье представлена проблема взаимодействия современной дошкольной образовательной организации и семей воспитанников в процессе воспитания и развития ребёнка-дошкольника. Обосновывается актуальность и необходимость поддержки воспитывающих взрослых со стороны образовательной организации в соответствии с положениями ФГОС ДО.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, семья, взаимодействие, сотрудничество, поддержка, образовательная деятельность, дошкольник, психолого-педагогические условия, методы, изучение.

В последние десятилетия возрос интерес к вопросам семейного воспитания сo стороны социологических, психолого-педагогических наук. В соответствии с ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) современная дошкольная образовательная организация призвана создавать все необходимые психолого-педагогические условия, связанные с успешным взаимодействием педагогов с родителями, одним из которых выступает: «…поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» .

Семья играет первичную и важнейшую роль в процессе становления личности. Отношения между воспитывающими взрослыми, характер отношения взрослых к ребёнку, и в целом семейный микроклимат оказывают либо позитивное, либо негативное воздействие на дошкольника.

Благодаря семье у ребёнка происходит развитие своего собственного Я, представлений о других и окружающем мире в целом. Радушная и положительная атмосфера в семье, где каждый из её членов значим и любим, способствует зарождению у ребёнка гуманного мировосприятия, стремления отдавать своё тепло другим людям. В свою очередь негативная, отрицательная атмосфера порождает в ребёнке проявления неприятия и враждебности ко всему, что его окружает.

Детский сад, также реализуя воспитательную функцию, оказывает повсеместную поддержку в этом процессе и дополняет семейное воспитание. Отличительной характеристикой этих процессов в семье и ДОО (дошкольной образовательной организации) является - целенаправленность воспитательных воздействий в последней.

Наряду с этим детский сад способствует накоплению дошкольником определённого опыта, системы знаний, отличающихся от тех которые он получил в первые годы жизни в семье. Круг его общения значительно расширяется, за счёт вовлечения в него новых значимых взрослых и сверстников, с которыми необходимо налаживать и поддерживать взаимоотношения. В ДОО у ребенка появляются новые возможности опыта общения с людьми. В детском саду ребенок должен научиться заботиться о себе и развивать свою автономность внутри коллектива. Поступление в детский сад заставляет его изменить свои взгляды на «другого».

Всё это естественным образом оказывает влияние на отношения, которые сложились у ребёнка в семье, обогащая их и привнося в них новые краски.

Таким образом, можно отметить, что как и семья, так и ДОО играют в жизни ребёнка - дошкольника значимую роль. Нельзя говорить об этих важнейших институтах воспитания по отдельности, так как только взаимовлияние и взаимодействие между ними могут обеспечить оптимальные результаты в процессе развития личности.

Отношения между семьёй и детским садом не могут не меняться. Экономические, социальные факторы оказывают не последнее влияние на их характер. Также большое значение в их построении имеет и личное взаимодействие со всеми специалистами дошкольной образовательной организации (руководством, воспитателями, логопедом, психологом и др.).

Выполняя посредническую функцию в системе «семья - детский сад - общество» образовательная организация должна быть не только носителем социально-культурных и человеческих ценностей, но и инициатором вовлечения семей воспитанников в этот процесс.

Взаимный интерес к процессу развития ребёнка позволяет совместно осознавать, определять и обоюдно преодолевать проблемы воспитания детей, а также помогает налаживать так необходимую и семье и ДОО связь между воспитывающими взрослыми в процессе становления личности ребенка.

Несмотря на это очень часто воспитывающие взрослые, как со стороны семьи, так и детского сада не могут наладить положительные контакты между собой.

Причины взаимного отчуждения могут лежать в следующих направлениях:

1) со стороны руководства ДОО

Ориентация на лимитированные отношения с семьей;

Ограниченное использование всего разнообразия подходов и форм к построению развивающего взаимодействия;

Отсутствие осознания необходимости сотрудничества и понимания ценности качественного управления этим процессом.

2) со стороны специалистов ДОО

Недостаток понимания связи между уровнем развития ребёнка-дошкольника и состоянием семейного микроклимата;

Преобладание монологических и директивных форм общения с представителями семей, недостаточно высокий уровень развития диалогического общения;

Использование педагогами в процессе общения с родителями вербальных форм над практическими.

3) со стороны представителей семьи

Стереотипы, связанные с рассмотрением детского сада, как института, принявшего на себя обязанности по воспитанию ребёнка;

Отсутствие опыта по реализации взаимодействия и сотрудничества со специалистами детского сада;

Защита своей семьи от посягательства.

Практика показывает, что потребность в диалоге испытывают обе стороны, как педагоги, так и родители. Однако эта необходимость очень часто бывает малоосознанной, и её причины у детского сада и семьи не всегда совпадают.

Обращения родителей к педагогам с предложениями, советами, просьбами, чаще всего относятся к каким-либо текущим событиям. Для педагогов семья привлекательна, прежде всего, с точки зрения информации о ребенке: особенности режима дня дома, степень приучения ребёнка к самостоятельности, самообслуживанию и т.п.

Испытывая нехватку знаний об особенностях воспитания ребенка, условиях его развития за пределами их непосредственного влияния, педагоги и родители, порой очень однобоко и неумело, стремятся заполнить этот пробел.

Все проблемы взаимодействия педагога с родителями должны волновать образовательную организацию, которой необходимо поставить перед собой решение следующей цели - создание определенной системы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников.

Это, в свою очередь, позволит реализовать следующие задачи:

1.Осуществить необходимое для целостного развития дошкольника единство ценностей, подходов, требований и интересов в жизни детей и взрослых в доме и в группе.

2. Решение первой задачи позволяет реально влиять на семейное воспитание детей.

Работа с семьей, привлечение её к жизни детских групп, выращивание общности, возникающей в первые дни пребывания ребёнка в учреждении между родителями и педагогами - одно из приоритетных и актуальных направлений на сегодняшний день.

И пока не сложилось это взаимодействие, и педагоги и представители семей ощущают себя не столько партнёрами, сколько оппонентами, иногда даже и противниками.

А пока они остаются оппонентами, никакие рекомендации, не помогут ребенку разобраться в противоречивости, окружающей его действительности. Дети рано начинают понимать, что возможно «играть» приемлемую «роль» для «тёти», а другую для мамы и папы, что в первом случае можно позволить себе, но совершенно недопустимо во втором.

Для того чтобы найти общий язык, необходима систематическая и целенаправленная работа, основу которой составят самые разнообразные формы общения.

Данную работу стоит строить вдумчиво, учитывая конкретные обстоятельства и условия, такие как:

  1. Характер детско-родительских отношений.
  2. Структуру семьи.
  3. Характер внутрисемейных отношений (между воспитывающими взрослыми).
  4. Характер семейного микроклимата.
  5. Материальный достаток семьи.
  6. Жилищные условия, в которых проживает семья.

С другой стороны также должны учитываться как индивидуальные, так и профессиональные особенности специалистов, строящих диалог с семьей.

Усилия современных исследователей направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность родителей, средствами которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приёмах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства.

Такое сотрудничество с родителями предопределяет не только решение поставленных задач, но и изучение семьи, так необходимое в организации успешного взаимодействия.

В исследованиях О. Л. Зверевой и Т.В. Кротовой отмечается, что поддержка педагога в установлении контакта с родителями включает в себя несколько последовательных этапов, таких как: первичное диагностирование, планирование последующей работы, консультирование и контроль .

Т.А. Куликова рассматривает методы изучения семьи как «…инструменты, с помощью которых собираются, адаптируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания» .

Таким образом, можно говорить о том, что при изучении семьи наблюдается тенденции превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов.

План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространенными являются методы беседы, наблюдения, анкетирование. Наряду с этим весьма популярным методом выступает - анализ продуктов деятельности ребёнка.

По словам Т.А. Куликовой «У ребенка рано складывается эмоциональное отношение к близким, которое «окрашивает» его представления о родителях, других членах семьи, о своем доме и т.д. Эти представления во всем их своеобразии могут пролить свет на те стороны семьи, домашнего воспитания, которые по другим каналам изучить практически невозможно. Как, например, узнать, кто из членов семьи является особо значимым для ребенка, к кому он испытывает привязанность, каким видит свое место в семье» .

Естественно можно было бы узнать о характере взаимоотношений в семье, например, от родителей или других взрослых представителей, но поможет ли нам эта информация выстроить целостную картину состояния семейного микроклимата, атмосферы, царящей в доме. Ведь в этом случае не будет принята во внимание позиция ребёнка, его точка зрения на интересующий нас вопрос.

В связи с этим, по нашему мнению, приоритет должен отдаваться тем методам и методикам, которые позволят услышать, прежде всего, мнение самого ребёнка, увидеть ситуацию «его глазами», таким как:

  1. Методика завершения предложения или рассказа.
  2. Проективные методики.
  3. Разнообразные игровые упражнения и задания.
  4. Рисуночные пробы.
  5. Методика комментирования изображений.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что комплекс разнообразных методов и методик содействует повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Таким образом, грамотный подход к вопросу сотрудничества двух основных институтов в жизни ребенка дошкольного возраста, способен привести к повышению «…компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» .

Наряду с этим к показателям эффективности реализуемой педагогом работы с членами семьи можно отнести проявление интереса, потребности в консультативной поддержке, возникновение бесед по инициативе самих родителей.

Преобразования в системе «детский сад - семья», влекущие за собой изменения взаимоотношений между двумя социальными институтами: ДОО и семьями воспитанников требуют усилий не только от образовательного учреждения, но и от воспитывающих взрослых со стороны семьи.

Согласно этому приоритетной задачей, как педагогов, так и семьи является - оказание помощи ребенку безболезненно адаптироваться к жизни детского сада, выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование действий членов семьи и образовательной организации.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17.10.2013 № 1155).
  2. Зверева О. Л., Кротова Т.В. Общение с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 80с.
  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу.
Ситуация, конечно, плачевная. Так как же "привлечь" родителей к воспитанию собственного дитя?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы организации взаимодействия

образовательной организации и семьи.

Из опыта работы воспитателя ДОУ

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.
К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка "по пути" - вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу.
Ситуация, конечно, плачевная. Так как же "привлечь" родителей к воспитанию собственного дитя?


Попробуем сначала определить основные причины, тормозящие взаимодействие педагогов и родителей. Я могу выделить следующие проблемы:


- низкая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;
- иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;

Недооценка потенциала семьи;
- отстраненность от пожеланий родителей, вследствие иногда завышенных требований к педагогу;
- отсутствие понимания у родителей самоценности дошкольного периода, дошкольного детства;
- низкий социально-культурный уровень семьи;
- низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей.

С чего же начать работу по взаимодействию педагогу? В первую очередь нужно постоянно заниматься повышением собственной компетентности. Педагог для родителя должен выступать специалистом, всегда готовым оказать консультативную помощь. Со стороны воспитателя всегда должно быть чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах садика, но и к тому, что происходит в его семье. Да, конечно, информационные стенды существуют в каждой образовательной организации. Но чаще всего, они носят формальный характер, да и родители, чаще всего из-за своей постоянной спешки, не заглядывают туда. Поэтому очень важно живое общение. Родители должны видеть заинтересованность воспитателя в вопросах развития дошкольника, должны чувствовать, что к ребенку проявляется индивидуальный подход. Обычно, я начинаю разговор с фразы "... я переживаю за вашего ребенка", "хорошо бы, если бы вы сделали то-то и то-то...". Ни в коем случае педагог не должен выступать в роли обвинителя или "поучателя", постоянно оценивающего поступки родителей. Роль воспитателя - помочь, подсказать, направить.
Еще одна проблема - это отсутствие единых требований к ребенку. В садике - одни требования, дома - другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.
Важно проводить мероприятия, совместные с родителями, организовывать совместную деятельность ребенка с родителями; проводить мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи.


1. Совместные мероприятия с родителями. Чаще всего бывает так, что на всех праздниках родители выступают в роли зрителей. Да, торжественные мероприятия, четко организованные, должны иметь место в детском образовательном учреждении.Но нельзя недооценивать и роли "свободного" общения, создание приближенной к "домашней" обстановки. Мы регулярно проводим групповые чаепития (где родители выступают не только в роли зрителя, но и в роли участников), совместные экскурсии, совместные посещения мероприятий вне стен садика. Это позволяет не только наладить общение педагога с семьей, но иногда и просто позволить родителям выделить время для полноценного общения с собственным ребенком. Изготавливаем подарки и поделки, проявляя интерес к событиям, происходящим в семьях воспитанников (дни рождения родителей и т.д.)

2. Организация совместной деятельности ребенка с родителями. В нашей группе проводятся сезонные выставки совместного семейного творчества; выставки, приуроченные к знаменательным датам; тематические выставки на темы комплексно-тематического планирования детского сада. Родители готовят совместные доклады к занятиям, беседам, фоторепортажи (старшие дошкольники).

3. Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Важно проводить родительские собрания в нетрадиционной форме: круглые столы, тренинги, обсуждение педагогических ситуаций и проблем, характерных для разных возрастных периодов развития дошкольника. Также мы постоянно проводим анкетирование для родителей, для выяснения проблем и определения пожеланий родителей.

В заключение хочу сказать, что любое взаимодействие должно иметь целью создание "ситуации успеха". Если вы говорили о проблемах ребенка, не забудьте и отметить его даже самое небольшое достижение, расскажите об этом родителям. Хвалите и родителей, если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда "ситуация успеха" творит просто чудеса.


Алиева Наида Дагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Елочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Дата публикации: 29.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Современные проблемы взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей
В качестве двух наиболее важных институтов социализации ребенка выступает семья и дошкольные образовательные учреждения. Воспипательные функции данных институтов значительно различаются между собой, но не обходимо, чтобы эти функции дополняли друг друга, поскольку только в этом случае можно добиться всестороннего развития ребенка. В настоящее время достаточно трудно вырастить ребенка достойным членом общества, поскольку каждя семья подвергается давлению проблем социального, экономического, политического характера и т.д. В попытке противостоять этим проблемам крайне сложно поддерживать благоприятный социально-психологический климат в семье, которыя является необходимым условием для того, чтобы вырастить ребенка полноценной личностью. Особенно это касается периода дошкольного детства, поскольку дошкольный возраст – один из наиболее важных в жизни человека, а то, каким он будет, зависит, в первую очередь, от тех взрослых, которые окружают ребенка – его родителей и воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Последние десятилетия характеризуются целым рядом крайне негативных тенденций, основными из котороых можно назвать следующие: - родители нередко живут в незарегистрированном браке, который через достаточно короткое время прекращается и детям приходится жить в неполной семье; 1
- крайне низкий образовательный уровень родителей (особенно это касается молодых родителей в возрасте 18-23 лет). У таких родителей отсутствуют необходимые знания об особенностях развития детей дошкольного возраста, что приводит к все большему распространению случаев педагогической запущенности детей; - крайняя занятость родителей (с условиях экономического кризиса, как правило, обоим родителям приходится работать, и часто не на одной работе), что приводит к недостатку времени на общение с ребенком; - качество времени, проводимого родителями с ребенком, падает катастрофически. Вместо того, чтобы играть с ребенком, участвовать в совместных развивающих занятиях и т.д., родители зачастую отделываются от ребенка покупкой дорогих игрушек и разрешением бесконтрольно смотреть телевизор, что негативным образом сказывается на развитии детей дошкольного возраста. Перед любым воспитателем детского сада всегда встает вопрос: что же именно нужно сделать для того, чтобы укрепить связь семьи и детского сада с целью всестороннего и качественного развития личности ребенка дошкольного возраста. Воспитатель детского сада должен строить свою работу с семьей таким образом, чтобы: - попытаться предотвратить авторитарное поведение родителей во взаимоотношениях с ребенком; - донести до родителей мысль о том, что все дети уникальны и нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми с каких бы то ни было позиций; - определить слабые и сильные стороны своего ребенка и учитывать их в процессе воспитания; - оказывать своему ребенку максимальную эмоциональную поддержку. 2
Система работы с семьями детей должна выстраиваться с опорой на те цели и задачи, которые ставятся перед работниками ДОУ для того, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с семьей. В работе с родителями мы используем различные формы, помогающие сближению воспитателя и родителей, приближающие семью к ДОУ и помогающие определить максимально эффективные направления воспитательного влияния на ребенка дошкольного возраста. Среди таких форм можно назвать следующие: - проведение собраний с родителями (как групповых, так и индивидуальных); - проведение педагогических бесед с родителями детей; - проведение круглых столов с родителями детей группы; - организация «родительских уголков» с актуальной информацией о том, что просиходит в детском саду; - работа с родительским комитетом.
-
п р и в л е ч е н и е р о д и т е л е й в о ф о р м л е н и и г р у п п ы. -участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, утренние приветствия, участие в различных конкурсах. В том случае, если родители отказываются идти на личный контакт с воспитателем, можно использовать следующее: 1. Доска объявлений, на которых можно вывешивать информацию о: родительских собраниях, запланированных в детском саду мероприятиях, расписании образовательной деятельности. Информация, представленная на досках объявлений, может дублироваться в устной форме либо дополнять то, что уже было в беседах с родителями. 2. Брошюры и буклеты, которые помогут родителям глубже ознакомиться с информацией о деятельности ДОУ. 3. Информационные бюллетени, которые могут быть представлены как в бумажной, так и в электронной форме (последнее предпочительнее в крупных 3
городах, где семьи могут жить достаточно далеко от детского сада). Такие бюллетени могут рассылаться родителями 1-2 раза в месяц с целью: - информирования родителей о различных мероприятиях, проходящих в детском саду (праздники, спектакли, экскурсии и т.д.); - описания наиболее значимых событий, происходящих в детском саду; - более детального описания видов занятий, которые проводятся в детском саду, а также возможных направлений поддержки таких занятий в домашних условиях; - изложения идей, которые помогут в более понятном виде преподнести ту тему, которая в данный момент идет в группе (например: «Моя Семья», «Правила дорожного движения» и т.д.); - вынесения благодарностей родителям, активно участвующим в жизни детского сада; - просьба родителям о чем-либо (например: о подготовке карнавальных костюмов детям на Новый год и т.д.). 4. Индивидуальные «кармашки». Такие кармаршки можно повесить на внутреннюю сторону шкафчиков и складывать в них записки воспитателя о достижениях и неудачах ребенка, рекомендации родителям и т.д. 5. Дневники детей, которые передаются от воспитателя к родителям и обратно и которых может содежаться информация об: особых событиях в жизни ребенка, его здоровье, личностном росте и т.д. 6. Ящики для предложений, в которые родители могут складывать записки, где в анонимной форме могут выразить свое отношение к тому, что происходит в группе, дать какие-либо советы воспитателю, изложить свои соображения на процесс воспитания и т.д. Данный способ особенно подходит для тех родителей, которые по каким-либо причинам не могут или не хотят озвучить свои мысли вслух. Еще одной весьма эффективной формой являются совместные творческие занятия родителей с детьми, направленные на выполнение заданий в домашних 4
условиях с тем, чтобы потом принести результаты в детский сад. Из таких работ потом можно устроить выставку в группе. Подобная совместная творческая деятельность всегда объединяет родителей, детей и педагогов ДОУ и служит еще одним средством выстраивания партнерских отношений воспитателей детского сада с родителями. Современные стандарты дошкольного образования предполагают использование инновационных технологий, но ни одна из них, даже наиболее адаптированная к потребностям ребенка не сможет быть эффективной, если семья оказывается выключенной из процесса взаимодействия с ребенком. Ребенок не может существовать в отрыве от семьи. Если нет взаимодействия между ДОУ и семьей, то ребенок оказывается между двух систем, которые не сообщаются между собой, что самым пагубным образом сказывается на его развитии и личностном благополучии. Дошкольное образовательное учреждение и семья должны стать для ребенка открытыми. Это вовсе не означает, что условия дома должны повторять условия детского сада, а детский сад будет заниматься решением проблем в семье. Самое главное – это атмосфера доверия, взаимопонимания и добра между родителями ребенка и педагогами ДОУ. Только в таком случае можно бужет создать условия, которые помогут ребенку максимально раскрыть его способности и возможности. Формы работы с семьей, перечисленные выше, не являются чем-то устоявшимся и единственно правильным, они могут быть адаптированы под конкретный детский сад и конкретную семью. Если родителей удастся привлечь больше участвовать в диалоге с педагогами ДОУ, то это самым положительным образом скажется на развитии детей. 5

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Губарева О.Б. Email: [email protected]

Губарева Ольга Борисовна - студент магистратуры, кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, музыкальный руководитель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1582, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Проанализированы характерные особенности воспитательной системы в ДОО, приведены для успешного использования на практике формы и методы работы родителей и педагогического коллектива. Выявлена и обоснована необходимость изучения социального статуса семей воспитанников и педагогическое просвещение родителей специалистами ДОО. На основе проведенного исследования формулируются основные принципы построения воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное образование, воспитательная система, семья.

TO THE QUESTION OF THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF THE OED WITH THE FAMILIES OF THE PUPILS Gubareva O-В.

Gubareva Olga Borisovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS T.I. SHAMOVA, MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, Music Director,

STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION SCHOOL №1582, MOSCOW

Abstract: in this article the problems of interaction of preschool educational organization with families ofpupils are considered. The characteristic features of the educational system in the OED are analyzed, the forms and methods of work of parents and the teaching staff are successfully used in practice. The necessity of studying the social status offamilies ofpupils and pedagogical education of parents by specialists of the DOE has been revealed and substantiated. On the basis of the study, the main principles for the construction of educational work in a pre-school educational organization are formulated.

Keywords: the pre-school education, the educational, the family.

Воспитывая детей, так же нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира.

А. С. Макаренко

Ребенок - это маленький мир, который развивается и растёт по определенным законам. Пока ребёнок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, каким он будет: добрым, общительным, целеустремленным, терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения: научить не только отстаивать свою точку зрения, обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности, достойно выходить из конфликтных ситуаций. За всю многовековую историю своего развития воспитание детей претерпевает существенные изменения от бытового процесса сохранения «рода человеческого» до научно-обоснованного комплекса взаимодействия всех участников воспитательного процесса. В современном мире начальной ступенью образования становится детский сад, где ребенок получает уроки нравственности, опыт общения со взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности. В дошкольной системе воспитания важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь нравственное воспитание - процесс двусторонний, предполагающий активность всех

участников воспитательного процесса. По нашему мнению, как таковая система воспитательной работы дошкольной образовательной организации (далее, ДОО) должна основываться на взаимодействии родителей и педагогов. Особенностью этой работы является личностно-ориентированная направленность, т.е. анализ и планирование работы ДОО с учётом индивидуальных особенностей и интересов всех участников воспитательно-образовательного процесса, мониторинг социальной подготовленности воспитанников ДОО.

Из этого следуют основные принципы построения воспитательной работы:

Принцип практической применимости (соответствие содержание дошкольной педагогики и физиологии);

Принцип системности (единство развивающих, воспитательных и образовательных целей, задач, целостность построения всего воспитательного процесса);

Принцип гуманизации и индивидуальности (уникальность и неповторимость каждого ребёнка, его интересы и возможности);

Принцип деятельностного подхода (развитие и воспитание ребенка в общении, игре, совместной деятельности);

Принцип тематический (распределение программного содержания ДОО с учетом сезонного времени года, календарных праздников);

Принцип непрерывности (связь дошкольной и начальной школьной ступеней образования, взаимодействие с семьей).

Воспитательно-образовательный процесс в ДОО отличается развивающимся характером в создании условий для реализации воспитанника, его индивидуальных особенностей, интересов, характера. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с социумом дает положительный результат в организации воспитательной работы.

«История взаимодействия семейного и общественного воспитания в России только за последние три десятилетия проделала довольно тернистый путь от декларирования «органического сочетания», а на деле приоритетности интересов и норм государства до реальных попыток строить открытые отношения свободного диалога равноправных партнеров» .

В настоящее время политика государства в сфере воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение семьи как института социализации, «ячейки общества». Организация взаимодействия ДОО с семьями своих воспитанников требует поиска новых современных подходов, форм и методов. Поэтому, в основе этого взаимодействия выступает постулат, что за воспитание детей несут ответственность родители, как их «законные представители», а все другие социальные институты должны дополнять их воспитательную деятельность. Это отражено в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. 2 ст. 22 .

Семейное воспитание - это сложная система, включающая в себя множество факторов:

наследственность, здоровье членов семьи;

материально-экономическая обеспеченность;

социальное положение, уклад и образ семьи;

количество членов семьи, место или места проживания;

отношение к ребенку и т.д.

В семье закладываются основы воспитания, и от неё зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его личность. В семье близкие и родители дают детям знания о природе, обществе, профессиях, технике, воспитывают отношение к миру, к людям, формируют опыт творческой деятельности, интеллектуальные навыки. Нравственное воспитание развивает в ребенке доброту, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие, доброжелательность и др. Так же во многие семьи пришло религиозное воспитание с уважением к общечеловеческим ценностям, обрядам и ритуалам. Но главное в семейном воспитании - это личный пример родителей, их любовь, сопереживание, юмор, похвала, сочувствие. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе формирования личности ребенка определяется важностью взаимодействия семьи и ДОО.

Объединение родителей и ДОО является главным шагом к развитию в детском саду неповторимой саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все и воспитатели, и дети, и родители становятся полноправными субъектами воспитательной системы. Это позволяет каждому ребёнку реализовать себя, свои индивидуальные возможности, интересы и желания. Объединяя усилия взрослых по установлению взаимопонимания и гармоничных отношений с детьми, вырабатывается единство требований родителей и педагогов к вопросам воспитания. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий

развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, физиологии, чтобы решить возникающие проблемы. Как воспитать здорового ребенка? Как наладить контакт с ним? В какие игры с ним играть? Анализируя эти вопросы, педагогический коллектив должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных направлениях.

Уважаемые коллеги!

Не забывайте: ребёнок в детский садик приходит не один, он приходит с семьей!!!

«Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять позицию родителей как потребителей образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо понимать, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного образовательного процесса» .

Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И закономерно, что конфликтов не избежать. Сегодня родители, отдающие своих детей в детский сад - это сложная категория. В итоге получается следующая ситуация: с одной стороны, конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям и специалистам по различным вопросам, с другой, жалобы педагогов на родительскую инфантильность, отсутствие авторитета педагогов у родителей. Современные родители порой невнимательно относятся к консультациям специалистов дошкольной организации: психолога, логопеда, врача и др. что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство из них себя считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют своё видение, чаще всего подчеркнутое из сети Интернет, не принимают во внимание опыт и образовательную деятельность педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольной организации руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих сотрудников, подчеркивать их умения, знания, имеющийся опыт, творческие способности и т.д.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных форм и методик. Например, участие и совместное проведение музыкальных праздников, создание различных продуктов совместной проектной деятельности группы, выступления на педагогических советах, консультациях специалистов. Очень важно избегать при этом формализма, который не даст результата в общем воспитательном процессе.

Детский сад становится открытым не только для детей, но и для их родителей, что дает положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на воспитательную работу, что детский сад не навредит их ребенку. Поддерживая контакт с семьей, педагоги узнают индивидуальные особенности ребёнка и учитывают их при своей работе. Происходит укрепление семейных связей посредством реализации единой программы воспитания и развития ребенка в семье и ДОО. В организации по повышению педагогической компетентности родителей желательно использовать ролевое проигрывание проблемных ситуаций воспитания в семье, взаимодействие детей и родителей совместным участием в игровой деятельности, обмен передовым педагогическим опытом семейного воспитания. Это дает возможность родителям стать активными исследователями собственного родительского поведения, проанализировать способы воздействия на ребенка. Важно не забывать, что формы и содержания педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией специалистов по воспитательной проблеме. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье воспитанников. Поэтому сначала необходимо провести анализ социального состава семьи, родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОО. «Ученые рекомендую традиционные методы: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, изучение продуктов детской деятельности и др.)» . Проведение анкетирования, индивидуальных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её более эффективной. При этом, педагогический коллектив не должен забывать о принципе конфиденциальности, требующий обязательного сохранения в тайне всей информации о семье и её членах.

Важность взаимодействия семьи и ДОО определяет важность семейного воспитания и развития детей. Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Малыш не должен оказаться

в центре конфликтной ситуации взрослых, наоборот, должен получать поддержку и понимание, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями и положительными эмоциями.

Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольной организации. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме с педагогами дают самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей - нашего будущего.

Список литературы / References

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. № 6. С. 66-70.

2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. № 9. С. 52-58.

3. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. С. 25-26.

4. Козилова Л.В. Практические советы педагогам - воспитателям для плодотворного сотрудничества с родителями дошкольников. Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. мат. межвуз. науч.- практ. конф. препод., педагогов - практиков, аспир., магистр., студ. пед. спец., 12 апреля 2012 г. / под. ред. Козиловой Л.В. М., 2012. 128 с. С. 67.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

6. Фрезе И.И., Малахова Л.Н., Суетина Л.Р. Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании дошкольника // Молодой ученый, 2016. № 21. С. 944-949.

Характеристика социального заказа в области дошкольного образования. Становление процесса взаимодействия детского сада и семьи, задачи, содержание, формы и модели взаимодействия. Образовательные запросы родителей детей дошкольного возраста, специфика и подходы к изучению. Интерактивные и дистанционные технологии взаимодействия ДОУ с родителями.

Одна из базовых идей Российского ДО – семья как важнейший институт воспитания, фактор развития и образования ребенка-дошкольника. ФГОС ДО утверждает основные принципы дошкольного образования, одним из которых является – партнерство с семьей. ФГОС ДО решает ряд задач, среди которых – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В качестве психолого-педагогических условий успешной реализации основной общеобразовательной программы рассматривают поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

По мнению Данилиной Т.А, Лагоды Т.С., Зуйковой М.Б. эффективное взаимодействие педагога с родителями может быть реализовано в несколько этапов.

Первый этап - моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществляться своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и подготовка воспитателей к деловому и личностному взаимодействию с родителями.

Второй этап – установление между воспитателями и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.

Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть такая информация о малыше, как: особенности общения ребенка со сверстниками, достижения его в продуктивных видах деятельности, данные социометрического исследования группы (но только если статус благоприятный), восприятие детьми семейной ситуации развития, отношение ребенка к труду в семье и т.п. На данном этапе родители имеют возможность убедиться в профессиональной компетентности воспитателя, работающего с их детьми, начинают верить в его искреннее желание установить продуктивное сотрудничество.

Четвертый этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль уже принадлежит родителям. Воспитатели должны поддерживать партнерские отношения с родителями, корректировать общение и устранять трудности, мешающие взаимопониманию. На этом этапе также можно, по приглашению родителей, посетить семьи и проводить опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.

Пятый этап - совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы с родителями и выбираются формы сотрудничества специфичные для каждой возрастной группы (с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого воспитателя). Реализовываться эта работа может двумя путями: 1) фронтальная работа, когда перед всеми родителями ставятся общие задачи и применяются общие методы; 2) индивидуальная работа с родителями и детьми.

Основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

1. изучение семьи детей;

2. привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

3. изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4. просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимодействий с каждым родителем.

Высокий уровень подготовленности у родителей – совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии». Выбор форм и содержания работы с родителями зависит с одной стороны от потребностей и желания родителей, а с другой – от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя.