Значение понятия «перцепция. Социальная перцепция Что такое перцепция в психологии общения

Понятие перцепции

Определение 1

Перцепция представляет собой когнитивный процесс прямого активного отображения человеком разных явлений, объектов, событий, ситуаций.

Если данное познание направлено на социальные объекты, то явление называется социальной перцепцией. Механизмы социальной перцепции можно ежедневно наблюдать в нашей повседневной жизни.

Упоминание о перцепции встречались уже в античном мире. Огромный вклад в развитие данного понятия внесли философы, физиологи, деятели искусства, физики. Но самое большое значение этому понятию придаёт психология.

Перцепция - это важная психическая функция познания, которая проявляется в качестве сложного процесса преобразования и получения чувственной информации. Посредством перцепции индивид формирует цельный образ объекта, воздействующий на анализаторы. Таким образом, перцепция - это своеобразная форма сенсорного отображения.

Характеристики и свойства перцепции

Данное явление обладает следующими основными характеристиками :

  • выявление отдельных признаков;
  • корректная абсорбция информации;
  • формирование точного сенсорного образа.

Перцепция связана с логическим мышлением, вниманием и памятью. Она зависит от мотивации человека и обладает эмоциональной окраской определенного вида.

Основные свойства перцепции:

  • структурность,
  • апперцептивность,
  • предметность,
  • контекстность,
  • осмысленность.

Факторы перцепции

Перцептивные факторы бывают двух видов:

  • внутренние,
  • внешние.

К внешним факторам относятся:

  • интенсивность,
  • размер,
  • новизна,
  • контрастность,
  • повторяемость,
  • движение,
  • узнаваемость.

К внутренним факторам перцепции относятся:

  • мотивация, которая заключается в том, что человек видит то, что считает важным или то, в чём сильно нуждается;
  • установки личностного восприятия, когда индивид ожидает увидеть то, что видел ранее в подобной ситуации;
  • опыт, который дает возможность человеку воспринимать то, чему научил его прошлый опыт;
  • характерологические особенности личности.

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия

Широко применяется в психологии понятие разновидности нашего восприятия - социальная перцепция.

Определение 2

Социальная перцепция – понимание и оценивание человеком самого себя, других людей, иных социальных объектов.

Этот термин был введен в 1947 году психологом Д. Брунером. Введение в психологию этого понятия позволило учёным иначе посмотреть на проблемы и задачи человеческого восприятия. Человек - существо социальное и является субъектом большого количества разных взаимоотношений. Позитивное или негативное отношение индивида к окружающим людям зависит от восприятия и оценки партнёров по общению.

Социальная перцепция проявляется в нескольких формах:

  • восприятие человеком;
  • восприятие членами группы;
  • групповое восприятие.

Механизмы социальной перцепции

Перцепция обладает определенными особенностями функционирования её механизмов. Существуют следующие механизмы социальной перцепции:

  • стереотипизация, которая представляет собой формирование стойкого образа или представления о людях и явлениях, свойственных всем представителям одной соцгруппы;
  • идентификация, выражаемая в интуитивном отождествлении и познании личности или группы в ситуации коммуникации, при котором возникает сравнение или сопоставление внутренних состояний партнёров;
  • эмпатия, подразумевающая эмоциональное сопереживание окружающим, способность понимать других людей путем оказания им эмоциональной поддержки и вживания в их переживания;
  • рефлексия, то есть самопознание посредством взаимодействия с другими людьми;
  • аттракция - познание других людей, основанное на позитивном стойком чувстве;
  • каузальная атрибуция, представляющая собой процесс прогнозирования чувств и поступков окружающих людей.

Специфика межличностного познания заключается в том, что оно учитывает как различные физические особенности, так и особенности поведения. Поэтому социальная перцепция имеет огромную зависимость от эмоций, мотивов, мнений, установок, предубеждений обоих партнёров. В социальной перцепции наблюдается также субъективная оценка другого человека.

Перцепция - сложный механизм психологического взаимодействия индивида и воспринимаемого им объекта. Данное взаимодействие происходит под влиянием большого количества факторов.

Существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие». Применительно к психологии общества рассматривается то, как человек видит ситуацию, какие делает выводы. И самое главное, отмечают психологи, каких поступков следует ожидать от того или иного индивидуума, принадлежавшего к определенной группе единомышленников.

Для социальной перцепции характерны следующие функции:

  • Самопознание;
  • Познание собеседника, партнера;
  • Налаживание контактов в коллективе в процессе совместной деятельности;
  • Установление позитивного микроклимата.

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации.

Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это следующие вопросы:

С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, позволяющие делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению.

Механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

  • Идентификация;
  • Эмпатия;
  • Аттракция;
  • Рефлексия;
  • Стереотипизация;
  • Каузальная атрибуция.

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.

Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;
  • Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие;
  • Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу. При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

  • Этнические;
  • Профессиональные;
  • Гендерные;
  • Возрастные.

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.

Эффекты социальной перцепции

На основе стереотипов формируется межличностное восприятие, в котором определяют следующие эффекты:

  • Первичности;
  • Новизны;
  • Ореола.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве. Оценка человека основывается на информации, полученной ранее.

Эффект новизны начинает действовать в том случае, когда появляется совершенно новая информация, которая считается самой важной.

Эффект ореола проявляется в преувеличении положительных или, наоборот, отрицательных качеств партнера. При этом не учитываются никакие иные аргументы и способности. Одним словом, «мастер, он во всём мастер».

Педагогическая социальная перцепция

Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования.

Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Выделяютмеханизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Identification; Identifizierang) - психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях. Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.

РефлексИя - в социальной психологии рефлексия понимается как имитация хода рассуждений другого человека. Чаще рефлексия понимается как размышление над СВОИМИ умственными действиями или психическими состояниями. Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности). Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей. ^ Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших. Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле - это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся. Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

В 1947 году американский психолог Брунер вводит в обиход термин социальной перцепции в психологии для обозначения факта восприятия человека или коллектива, которое зависит от характеристик объекта, его опыта прошлых лет, желаний, ситуативной значимости. Первоначально понятие перцепции относилось к объектам материальной сферы, постепенно значение восприятия и оценки расширилось до социальных групп людей, классов, отдельных личностей и целых народов.

Понятие социальной перцепции

Восприятие объектов социальной среды имеет множество специфических отличий от оценки неодушевленных вещей:

  • социальная личность, группа, индивидуум не проявляет пассивности по отношению к оценивающему субъекту, ему небезразлично мнение другой стороны, он стремится изменить мнение о себе в положительном направлении;
  • внимание воспринимающего объекта социальной перцепции направлено не на целостную оценку образа для отражения реальности, а на проявление смысловой нагрузки, вариантов, причин появления конкретной интерпретации;
  • перцепция одушевленных объектов показывает сочетание информационных показателей и эмоциональных компонентов, зависит от смысла и мотива поступков.

Перцептивные действия

Понятие восприятия и оценки одушевленных объектов носит в психологии социальной перцепции объективное толкование. Перцептивными действиями называют составляющие простые процессы для получения общей концепции образа отдельной личности, группы или целой народности. Действия осознанно выделяют ту или иную черту, в заранее чувственно определенной ситуации, обрабатывают полученную информацию, посредством указанных приемов строят целостную картину исследуемого образа. Одновременно разрабатывают систему адекватного соответствия существованию в социуме и выполнению поставленных перед объектом задач.

Социальное восприятие заключается в оценке личности одного человека другим индивидуумом и включает в себя:

  • внешний вид человека;
  • соответствие образа личности его индивидуальным качествам;
  • распознавание и прогноз дальнейшей деятельности;
  • оценка поведения;
  • узнавание намерений и желаний;
  • получение информации о способностях и установках на существование в окружающей среде.

Социальная перцепция – это взаимодействие в процессе познавания и понимания партнерских качеств, наиболее важных для участников восприятия в конкретное время. Взаимная перцепция определяется субъективным восприятием принимающего информацию человека и объективным отношением оцениваемой личности. Воспринимать информацию может отдельный человек или коллектив. Индивидуум оценивает различные социальные объекты:

  • человека из своей группы;
  • члена чужой группы;
  • свой коллектив;
  • чужое формирование.

При условии, что выясняется восприятие объектов группой лиц, то в качестве субъекта могут быть:

  • члены собственного общественного формирования;
  • представители другой группы;
  • собственный коллектив;
  • другая группа в целом составе.

Взаимодействие и понимание в общении индивидуумов

Для способов непосредственной оценки, определения и понимания другого человека разработаны стандартные механизмы:

  • рефлексия;
  • эмпатия;
  • каузальная атрибуция;
  • аттракция;
  • идентификация.

Социальная рефлексия

Это понятие обозначает степень понимания человеком своих индивидуальных черт характера, внешности, их действия на образное восприятие других личностей, проявление особенностей в поведении. Люди очень часто воспринимают себя несколько искаженно, что отличается от внешнего восприятия соседними социальными объектами. Речь идет о вызывающем поведении , которое кажется отважным или кричащей внешности, воспринимаемой индивидуумом яркой и оригинальной.

Эмпатия в психологии

Это понятие обозначает проникновение эмоциональным настроением другого человека, понимание причин его радостного, грустного или другого поведения, возникновения переживаний.

Каузальная атрибуция

Так называется понятие поиска и последовательного приписывания другой личности причин поступков, при этом настоящие мотивы его поведения неизвестны. Человек приписывает причины, определяя их по аналогичным случаям в прошлом, то ли ссылаясь на схожее поведение знакомого, родственника или руководствуясь собственной мотивацией . Несмотря на то что обозначение причин подобным образом в психологии часто не соответствует действительности, люди все равно продолжают так поступать.

Если при этом воспринимаемой личности сообщаются отрицательные черты, это значит, что оценивающий человек ставит собственному характеру положительную оценку. Обозначение атрибуции зависит от выступления субъекта в качестве наблюдателя или личного участия в событии. Выделено три вида атрибуции:

  • обстоятельственный тип с определением общих окружающих причин;
  • стимульный, если мотив исходит от объекта, на который воздействуют;
  • личностный, когда причина приписана тому, кто совершил поступок.

Аттракция

Относится к особому познанию и оценке другой личности в психологии, происходящему из продуцирования положительного настроя и позитивного настроения по отношению к нему. Аттракция проявляется на фоне индивидуальных отношений и рассматривается в аспекте привязанности людей друг к другу, аналогично в деловой сфере выражает взаимную симпатию к заказчику или клиенту. В процессе формирования выделяется три этапа:

  • возникновение привлекательного образа желаемого человека;
  • определение результата;
  • качество полученных отношений.

Идентификация

Идентификация в перцепции - это процесс отождествления собственной личности с другим человеком, примерка на себя его образа, уподобление ему. Понятие немного сходно с эмпатией, но отличается большей степенью интеллектуального растворения в личности воспринимаемого индивидуума. Успех социальной перцепции в психологии во многом зависит от точности рассмотрения интеллектуального развития отождествляемого человека.

Эффективность межличностной перцепции

Восприятие личности зависит от ее характера и черт того, кто воспринимает. Для одних важна внешность и физическое состояние, другие интересуются психологическими аспектами. Субъективная оценка может быть проведена неправильно из-за определенных психологических и социальных причин:

  • эффект от первого взгляда на человека;
  • впечатление ореола;
  • восприятие новизны и первичности;
  • аспект стереотипа.

Для того чтобы социальная перцепция имела правдивый характер, индивидууму следует сосредоточиться и приложить усилия для преодоления вышеуказанных осложнений. При первом впечатлении, которое впоследствии принимает характер устойчивого, люди смотрят на внешний вид, манеру разговора , поведения.

Впечатлением ореола называют влияние ранее полученных сведений о человеке на впечатление при первой встрече без знакомства с ним. Информация бывает положительной и отрицательной, для некоторых участников перцепции преодоление такого барьера дается нелегко.

Восприятие новизны и первичности происходит в зависимости от порядка поступления сведений. В случае социальной перцепции незнакомца проявляется первичная информация, а оценка старого знакомого проходит под эгидой новых сведений.

Подчинение стереотипам срабатывает при устойчивом восприятии людей или явлений, связанных с определенными обстоятельствами. Например, принадлежность человека к какой-либо профессии оставляет стереотип определенного поведения , мужества или отваги, доброты и других качеств, которые могут на самом деле отсутствовать в рассматриваемом индивидууме. При пользовании стереотипами возникают следствия:

  • упрощенное восприятие искомого индивидуума;
  • возникновение стойкого предубеждения или неприязненного отношения к личности.

Точность оценки при межличностной перцепции

При оценке человека другим индивидуумом очень опасно проявить субъективное восприятие. Чтобы избежать такого эффекта, разработан специальный текст личности, но он действует не всегда, использование происходит с некоторыми оговорками:

  • нет такого теста, который бы стал определяющим для всех человеческих характеристик;
  • нельзя применять тест в качестве единственного надежного способа исследовать характер человека, результаты подлежат сравнению третьим лицом, поэтому здесь также может присутствовать субъективное мнение.

Существующий способ экспертных оценок также грешит ошибками. Метод заключается в использовании мнений тех, кто хорошо знаком с исследуемым объектом перцепции. В таком случае происходит сравнивание нескольких суждений, но выбор параметров жестко не лимитируется.

В качестве инструмента, повышающего точность социальной межличностной перцепции, выступает рассуждение и осмысление факторов , мешающих объективной оценке. К ним относят:

  • плохое умение рассматривать и осмысливать дальнейшие действия человека, распознать его намерения в будущий период, определить состояние и самочувствие человека;
  • имеющиеся в анамнезе заранее проведенные оценки и убеждения;
  • цепляющие стереотипы для похожих условий;
  • стремление дать ускоренную оценку без учета всех обстоятельств;
  • нежелание учитывать мнение компетентных сторон;
  • несмотря на новые обстоятельства, нежелание пересматривать старый результат перцепции.

Эффект асимметричной отрицательной самооценки

Во временном промежутке существует тяготение к внутригрупповому противоположному фаворитизму:

Значение социальных установок для перцепции

Социальная роль каждого человека выступает в качестве кирпичика общественной структуры, заданной в виде нормативной системы. Определения социальной роли в психологии звучат так:

Роль индивидуума в социальной среде определяет его обязанности и права , сочетание которых служит эффективному выполнению своей роли. Перцепция в психологии служит цели восприятием человека определить нарушение функций другим и рассмотреть вопрос усвоения роли, относительно обязанностей и прав.