Перцепция это в психологии определение. Перцепция - механизмы и закономерности социальной перцепции Психологическая перцепция

Почему мы воспринимаем человека именно так? Как формируется наше отношение к людям?

Контактируя с людьми, мы, сами того не замечая, оцениваем каждого из них и делаем выводы о самом человеке и его качествах. При этом с кем бы мы ни общались и какова бы ни была продолжительность этого контакта, всегда запускается процесс восприятия одного индивида другим. Как понять другого и на основе знания выстроить именно те отношения, которые необходимы с данным человеком – один из главных вопросов психологии.

Определение

Понятие социальной перцепции можно охарактеризовать так: это восприятие одной социальной единицы другой. Психология показывает нам те механизмы, используя которые мы контактируем, выстраиваем отношения, даем характеристику и понимаем, чего ожидать от человека, не только исходя из его личных качеств, но и оценивая его социальную принадлежность. Для этого за основу нашим подсознанием берется система социальных стереотипов – устойчивых представлений, которые возникают внутри одной из социальных общностей – группы.

Поскольку социальная перцепция чаще всего рассматривается как коммуникация между индивидуумами, психологи выделили как частный случай межличностную перцепцию. Межличностная перцепция обусловлена эмоциональными проявлениями и представлениями взаимодействующих людей.

Психологические особенности межличностного взаимодействия основаны на эмоциональном базисе. Он включает различные виды явлений, в том числе и эмоциональные реакции личности, такие как аффекты, чувства, эмоции.

Поскольку человек постоянно находится во взаимодействии с иными людьми как в своей социальной группе, так и за ее пределами, возникают феномены социальной перцепции. По мнению психологов, люди из одной социальной группы будут иметь схожие реакции на одну и ту же ситуацию, будут давать одинаковую оценку и руководствоваться схожими критериями, поскольку шкала восприятия и оценочные системы у них общие.

Именно поэтому часто возникают сложности у детей, которые переходят из одной школы в другую. Первое время класс, в который попал новичок, воспринимает его как субъекта из чужой социальной группы, при этом практически все дети одинаково реагируют на него: присматриваются, изучают. При этом, чтобы влиться в коллектив, новому ученику придется не только научиться быть похожим на всех остальных, но и, в первую очередь, включить механизм познания через интерес к группе, в которой он выстраивает общение.

Куда приводит восприятие

Общение как социальная перцепция может быть реализовано в виде:

1. Обмена информацией.

2. Эмоционального обмена.

3. Выработки единого информационного контекста. На основе стереотипов формируется межличностное восприятие. При этом особенности, препятствующие объективно воспринимать личностям друг друга, образуют следующие эффекты социальной перцепции.

  • Эффект первичности. Только познакомившись с человеком, мы составляем свое мнение на основании уже доступной информации: как он выглядит, как говорит и пр.
  • Эффект новизны – появилась новая информация, и вдруг «открылись глаза». Новая информация как бы вычеркнула старую либо ее основательно подкорректировала. В этом случае может произойти резкое изменение отношения к человеку. Воспринимающий его внезапно увидит в нем что-то хорошее или снимет «розовые очки».
  • Эффект ореола – это тот самый случай, когда что бы вам ни говорили о человеке, вы никому не поверите и не измените своего мнения о нем.
  • Эффект проекции – мы приписываем человеку свои собственные качества, искусственно «улучшая» или «ухудшая» его за счет них.
  • Эффект средней ошибки – возможен тогда, когда вы еще не приняли окончательного решения о том, каково ваше отношение к человеку, – в этом случае вы временно максимально нейтрализуете черты и качества этого человека.

Виды социальной перцепции:

  • Самопознание – индивид воспринимает и познает сам себя.
  • Индивидуальная – восприятие между двумя личностями – в этом случае они находятся в процессе познания друг друга.
  • Восприятие человеком группы, при этом процесс восприятия и познания происходит между личностью и социальной группой и всеми ее членами.
  • Межличностное групповое– познание как внутри каждой группы, так и между ее членами.

Наука выделяет следующие наиболее важные функции социальной перцепции:

1. Самопознание – самовосприятие и самооценка человеком самого себя.

2. Познание другого индивидуума.

3. Установление контактов в коллективе при осуществлении совместной деятельности.

Как работают механизмы перцепции

В основе взаимоотношений лежат механизмы социальной перцепции. Они основаны на интересе и необходимости взаимодействовать постоянно или время от времени. Это следующие инструменты коммуникации.

Идентификация – мы познаем объект, уподобляясь ему. Когда вам говорят: «Встань на мое место», – это призыв к идентификации. Конечно, это не единственный способ восприятия, но им чаще всего пользуются в процессе общения. Идентификация очень близка к эмпатии.

Аттракция – чтобы понять, что означает это непонятное слово, достаточно сказать: симпатия, дружба, любовь. Эти три уровня положительных чувств – ее составляющие. Симпатия более нейтральна, дружба, в свою очередь, индивидуализирована и выявляет привязанности. Любовь – высшая степень эмоционально-положительного отношения; действует через механизмы вытеснения других интересов личности и концентрации ее внимания на объекте чувств.

Рефлексия. Попробуйте представить, что о вас думает, например, мама, подруга, сосед. Посредством рефлексии вы познаете и себя, и того человека, за которого вы осуществляете процесс размышления. Соответственно, чем с большим числом людей вы общаетесь, тем разнообразнее представления о самом себе (если, конечно, вы не отрицаете мнение других о себе) и о других. Хотите честных и открытых отношений – включите своего партнера в число тех, чьими глазами вы смотрите на себя, сделайте его частью своего внутреннего мира и источником самопознания.

Наиболее интересно рассмотреть работу этих механизмов в рамках взаимоотношений «учитель – ученик». Как работает педагогическая социальная перцепция? Для любого педагога необходимо не только подчеркнуть свой статус, но и не оттолкнуть ученика.

Включить механизмы перцепции в рамки образовательного процесса – вот главная задача учителя. Показать детям, как они работают, можно и не используя сложную терминологию. Отличными являются понятия перцепция и апперцепция.

Если перцепция представляет собой более примитивное проявление бессознательного, неосознанное восприятие внутренних процессов и окружающих объектов, то апперцепция – это четкая, осмысленная категория восприятия, она связана с прошлым духовным опытом, в ее основе лежат знания и способности человека. То есть это осознанный акт познания человека, и его восприятие основывается на мировоззрении и опыте.

И если сущность социальной перцепции раскрывается через непосредственное и каждодневное общение, то апперцепция – это скорее инструмент в руках профессионалов, не только изучающих восприятие и механизмы, но и управляющих этими процессами. Автор: Руслана Капланова

Человека окружает целый мир, который он воспринимает различными органами чувств. Несколько анализаторов, которые даются физиологически человеку, позволяют воспринимать мир во всем его многообразии. Это называется перцепцией, у которого имеются свои эффекты и механизмы. Уникальным является то, что во время перцепции человек делает нечто внешнее частью себя самого.

Как происходит процесс перцепции?.

Представьте ситуацию: на вас на улице пристально смотрит незнакомый человек. Что вы обычно делаете в такой ситуации? Какие мысли вас посещают? Одни люди отворачиваются, потому что смущаются. Другие начинают пристально смотреть, потому что чувствуют угрозу. Третьи спрашивают незнакомца, почему он на них смотрит, потому что им кажется, что от них чего-то хотят. Каждый человек отреагирует по-своему. Но что происходит в реальном мире?

По факту просто один человек пристально смотрит на другого, и все. Возможно, этот человек просто задумался о чем-то своем, из-за чего его взгляд остановился на вас. А вы уже успели подумать что-то свое (что он вас рассматривает, угрожает, что-то хочет).

Заметьте, вы сами себе придумываете, почему на вас смотрят, почему не улыбаются, почему не здороваются и т. д. Хотя на самом деле причина может быть невинна и проста. А вы уже понапридумывали!

Отсюда следует вывод, что не нужно оценивать внешний мир. На вас смотрят, пусть смотрят. С вами не здороваются, пусть не здороваются. Рядом с вами смеются, пусть смеются. Не реагируйте, потому что это не играет никакой роли в вашей жизни. Неужели вам важно, чтобы на вас смотрели и говорили, почему это делают? От этого вы познаете смысл жизни или у вас в кармане появятся крупные суммы денег? Не нужно оценивать внешний мир. Не поздоровались, и что из этого? Продолжайте жить и радоваться своему существованию и всему тому, что для вас действительно имеет значение.

Не реагируйте на мелочи, потому что настроение легко испортить, а вот быть счастливым намного труднее. Так, не портите себе настроение тем, что подумаете, будто весь мир настроен против вас. Лучше вообще ничего не думайте, а просто будьте на своей волне и занимайтесь своими делами и заботами.

Что такое перцепция?

Перцепция – это не просто восприятие окружающего мира, но и трактовка его. Можно обратить внимание на то, что каждый человек по-своему оценивает ту или иную ситуацию. Если на улице увидеть плачущего ребенка, то люди по-разному оценят происходящее:

  • Одни скажут, что он потерялся.
  • Другие начнут утверждать, что ребенок напуган.
  • Третьи могут подумать, что ребенок забил ножку.
  • Четвертые будут утверждать, что ребенок таким образом зовет мать.

По существу, ребенок просто плачет. А причины его плача и происходящей ситуации уже добавляют от себя люди.

В психологии под перцепцией понимается чувственное познание окружающего мира. Это происходит на уровне физиологии, когда человек ощущает те или иные проявления окружающего мира, а также на уровне эмоций, когда включает анализ и делание выводов.

Окружающий мир посредством перцепции воспринимается в целом. Это позволяет человеку его изучать, отделять от других предметов, обнаруживать определенную информацию, делать выводы и т. д.

Социальная перцепция

Человек активно участвует в жизни других людей. Социум строится на взаимоотношениях между людьми, которые должны быть доброжелательными и уважительными. Однако можно отметить, что не все люди по-доброму и по-хорошему друг к другу относятся. В чем причина? Здесь следует рассмотреть такое явление, как социальная перцепция.

Под данным понятием понимается установление таких отношений между людьми, которые основываются на их собственных оценках друг друга.

  • Как человек воспринимает другого?
  • Как оцениваются поступки, жесты, характер собеседника?
  • Как происходит процесс взаимодействия между индивидами?
  • Какие эмоции и чувства вызывает собеседник у человека?

Эти и многие другие критерии сказываются на том, как в дальнейшем люди будут строить между собой отношения.

Практически все люди ставят оценки. Они бывают отрицательными и положительными, поскольку индивид делит окружающий его мир на хорошее и плохое. Если что-то ему нравится, тогда он ставит положительную оценку; если что-то не нравится, тогда он ставит отрицательную оценку. Вроде выглядит, как увлекательная игра, так как вам позволено давать «плюсы» и «минусы» всему, что вас окружает. Не понравилось – «минус», понравилось – «плюс». И никто вас за это не осудит, не унизит, если ваша оценка не заденет чье-либо самолюбие.

Но в этой увлекательной игре есть один подводный камень, которого не замечает пловец, ставящий всем оценки. Отрицательные и положительные оценки не просто говорят о том, как именно человек относится к партнеру, вещи, явлению, животному и прочему. Отрицательные и положительные оценки не только поднимают или опускают рейтинг чего-либо. Эта увлекательная игра еще говорит самому человеку, который дает оценки, что он будет делать, а чего не будет.

Ставя положительную оценку чему-либо, вы тем самым даете себе «зеленый свет» и двигаетесь дальше или «красный свет» и от чего-то отворачиваетесь в случае с отрицательной оценки. Другими словами, своими оценками вы сами себе говорите: «Да, я это возьму…этим буду заниматься… с ним буду общаться…» или «Нет, я не хочу этого…. не хочу его больше видеть…. Мне это абсолютно неинтересно…». Но кто знает, что и в каких ситуациях вам полезно? Пока вы не попробуете, не узнаете. А своими оценками сами себя тормозите на пути развития, проб и приобретения опыта.

Очень легко поставить кому- или чему-либо положительную или отрицательную оценку. Оценивать – одно из увлекательных занятий человека, особенно если он находится в плохом настроении. Оценил весь мир отрицательными словами – и чувствуешь себя не так плохо, не так унижено. Но ведь именно этими самыми оценками вы сами себе даете «зеленый» или «красный» свет, чтобы пойти или не пойти, взять или не взять, сделать или не сделать. Своими же оценками вы сами себе устанавливаете рамки, которые в природе вообще не существуют.

Поставили отрицательную оценку – выстроили своеобразную стену между собой и тем, кому или чему вы поставили «минус». А вдруг это именно то, что вам нужно для счастья? Может, этот человек помог бы вам стать более успешным? А вы поставили ему отрицательную оценку лишь из-за того, что он пришел в порванной обуви.

Будьте аккуратны в том, что и кого вы оцениваете. Самый идеальный вариант – вообще избавиться от каких-либо оценок. Зачем себе выстраивать преграды? Ведь можно пойти куда угодно и сделать что угодно. Так начните жить более свободной жизнью, оставив процесс оценивания окружающего мира другим людям.

Таким образом, социальная перцепция включает:

  1. Индивидуальное восприятие происходящего.
  2. Личная трактовка происходящего и ожидаемого.
  3. Планирование собственного поведения.
  4. Эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция осуществляется исключительно при взаимодействии человека с людьми, которая включает личные предубеждения, установки, возникающие эмоции и пр.

Механизмы социальной перцепции

В процессе социальной перцепции участвуют механизмы, которые делают данный процесс наполненным:

  • Идентификация. Человек ставит себя на место собеседника, чтобы понять его эмоции, мотивы, побуждения. Здесь человек исходит из собственных представлений о том, как действовал бы и что чувствовал собеседник в той или иной ситуации.
  • Стереотипизация. Оценивание человека в соответствии с тем, к какой группе людей его можно отнести. Здесь оценки ставятся по:
  1. Возрасту.
  2. Полу.
  3. Профессии.
  4. Материальному положению и т. д.
  • . Человек сопереживает собеседнику. Уловив эмоциональный настрой другого, можно понять, в каком состоянии он находится.
  • Каузальная атрибуция. Человека наделяют качествами, которые он проявляет в своих поступках. Делаются попытки выяснить причины его поведения. Выделяют виды:
  1. Личностная – причина кроется в самом человеке.
  2. Объектная – причиной выступает объект, на которого направлены действия.
  3. Обстоятельственная – причины кроются в условиях, в которых было совершено действие.
  • Рефлексия. Познание себя через другого человека. Обычно человек накладывает на окружающих те качества, которыми сам обладает.
  • . Человек испытывает конкретные устойчивые чувства по отношению к партнеру.

Эффекты социальной перцепции

На основе оценивания личностей друг друга возникают межличностные отношения. Однако здесь формируются стереотипы, которые приводят к эффектам социальной перцепции:

  • Эффект первичности – представления о человеке в момент знакомства с ним на основе имеющихся данных: одежда, внешность, слухи о нем и пр.
  • Эффект новизны – возникновение новой информации, которая корректирует или полностью перечеркивает то, что думал о партнере человек. Здесь часто наблюдается изменение отношений между людьми.
  • Эффект ореола – сохранность своего мнения, несмотря на то, что о человеке говорят другие люди. При этом качества партнера часто преувеличиваются или преуменьшаются. Человеку привычнее придерживаться сформированного мнения, нежели менять его на основе новых данных и опыта.
  • Эффект проекции – приписывание партнеру личных качеств, улучшая или ухудшая его. Если партнер оценивается положительно, тогда ему приписываются положительные личные качества, если отрицательно – недостатки.
  • Эффект средней ошибки – нейтрализация качеств другого человека, если не принято окончательное решение, как к нему относиться. Ярко выраженные черты усредняются.

Что в итоге дает перцепция?

Человек воспринимает мир не только органами чувств, но и своими эмоциями, мыслями, убеждениями и желаниями. Все это создает перцепцию, на основе которой человек формирует свое отношение к людям, вещам, событиям и пр. Что в итоге дает перцепция? Отношение человека, на основе которого создается мировоззрение.

Человек думает, что его жизнь никак не зависит от того, каким характером или мировоззрением он обладает. Однако это ошибочное мнение, поскольку все, что имеет человек, взаимосвязано между собой.

Жизнь человека складывается из того, какие решения он принимает и поступки совершает каждый день (это можно назвать формированием судьбы). Выводы и действия основываются на том, каким характером обладает человек, а он в свою очередь формируется благодаря тому, каким мышлением, мировоззрением и ценностями владеет индивид. Выходит, что для формирования своей счастливой судьбы человеку нужно обладать определенным типом мышления (мировоззрения), что будет влиять на развитие его характера, который будет проявляться в виде принятых решений и сделанных поступков.

Все зависит от того, что вы думаете. Не зря мудрецы говорят о том, что жизнь начинается с мысли, поскольку вскоре она воплощается в реальный мир. Вы подумали — и это повлияло на ваш характер, который позволил или не позволил совершить тот или иной поступок, приведший к конкретным последствиям. Как вы думаете, может ли пассивный по характеру человек достичь богатства? А может ли кушающий еду больше нормы индивид похудеть?

Ваши мысли толкают на определенные действия, но в силу своего характера вы их совершаете или нет. Любое ваше действие или бездействие приводит к определенным результатам, а это в целом формирует ту жизнь, которой вы живете или будете жить. Поэтому судьбу формирует сам человек! Ежедневно он принимает решения, совершает конкретные поступки, которые и приводят к определенным результатам, с которыми человек потом живет. Хотя мог бы жить совершенно с другими последствиями, если бы совершил иные действия и сделал другие выводы.

Понятие перцепции

Определение 1

Перцепция представляет собой когнитивный процесс прямого активного отображения человеком разных явлений, объектов, событий, ситуаций.

Если данное познание направлено на социальные объекты, то явление называется социальной перцепцией. Механизмы социальной перцепции можно ежедневно наблюдать в нашей повседневной жизни.

Упоминание о перцепции встречались уже в античном мире. Огромный вклад в развитие данного понятия внесли философы, физиологи, деятели искусства, физики. Но самое большое значение этому понятию придаёт психология.

Перцепция - это важная психическая функция познания, которая проявляется в качестве сложного процесса преобразования и получения чувственной информации. Посредством перцепции индивид формирует цельный образ объекта, воздействующий на анализаторы. Таким образом, перцепция - это своеобразная форма сенсорного отображения.

Характеристики и свойства перцепции

Данное явление обладает следующими основными характеристиками :

  • выявление отдельных признаков;
  • корректная абсорбция информации;
  • формирование точного сенсорного образа.

Перцепция связана с логическим мышлением, вниманием и памятью. Она зависит от мотивации человека и обладает эмоциональной окраской определенного вида.

Основные свойства перцепции:

  • структурность,
  • апперцептивность,
  • предметность,
  • контекстность,
  • осмысленность.

Факторы перцепции

Перцептивные факторы бывают двух видов:

  • внутренние,
  • внешние.

К внешним факторам относятся:

  • интенсивность,
  • размер,
  • новизна,
  • контрастность,
  • повторяемость,
  • движение,
  • узнаваемость.

К внутренним факторам перцепции относятся:

  • мотивация, которая заключается в том, что человек видит то, что считает важным или то, в чём сильно нуждается;
  • установки личностного восприятия, когда индивид ожидает увидеть то, что видел ранее в подобной ситуации;
  • опыт, который дает возможность человеку воспринимать то, чему научил его прошлый опыт;
  • характерологические особенности личности.

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия

Широко применяется в психологии понятие разновидности нашего восприятия - социальная перцепция.

Определение 2

Социальная перцепция – понимание и оценивание человеком самого себя, других людей, иных социальных объектов.

Этот термин был введен в 1947 году психологом Д. Брунером. Введение в психологию этого понятия позволило учёным иначе посмотреть на проблемы и задачи человеческого восприятия. Человек - существо социальное и является субъектом большого количества разных взаимоотношений. Позитивное или негативное отношение индивида к окружающим людям зависит от восприятия и оценки партнёров по общению.

Социальная перцепция проявляется в нескольких формах:

  • восприятие человеком;
  • восприятие членами группы;
  • групповое восприятие.

Механизмы социальной перцепции

Перцепция обладает определенными особенностями функционирования её механизмов. Существуют следующие механизмы социальной перцепции:

  • стереотипизация, которая представляет собой формирование стойкого образа или представления о людях и явлениях, свойственных всем представителям одной соцгруппы;
  • идентификация, выражаемая в интуитивном отождествлении и познании личности или группы в ситуации коммуникации, при котором возникает сравнение или сопоставление внутренних состояний партнёров;
  • эмпатия, подразумевающая эмоциональное сопереживание окружающим, способность понимать других людей путем оказания им эмоциональной поддержки и вживания в их переживания;
  • рефлексия, то есть самопознание посредством взаимодействия с другими людьми;
  • аттракция - познание других людей, основанное на позитивном стойком чувстве;
  • каузальная атрибуция, представляющая собой процесс прогнозирования чувств и поступков окружающих людей.

Специфика межличностного познания заключается в том, что оно учитывает как различные физические особенности, так и особенности поведения. Поэтому социальная перцепция имеет огромную зависимость от эмоций, мотивов, мнений, установок, предубеждений обоих партнёров. В социальной перцепции наблюдается также субъективная оценка другого человека.

Перцепция - сложный механизм психологического взаимодействия индивида и воспринимаемого им объекта. Данное взаимодействие происходит под влиянием большого количества факторов.

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) -- познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира

Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие -- одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие -- нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов.

Виды восприятия

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей -- воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей -- воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т. е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов.

Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условнорефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота.

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет -- значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия - способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Существуют следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

    Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

    Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я - концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.

Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Структура и механизмы социальной перцепции.

«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации - как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией.

«Эмпатия» - это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.

Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Социальная рефлексия - это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, - важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир - самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.

«Стереотипизация» . Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация - это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения.