Почему спички детям не игрушка. Внеклассное мероприятие: "Спички - детям не игрушка"

Ход мероприятия


(Отец сидит на стуле, читает газету. Мальчик, играя с мячом, поднимает коробок спичек, подходит к отцу. В это время, спички 1-6 выходят из-за ширмы).
Спичка 3. Ну, прямо как в книжке: «Кроха- сын к отцу пришел, И спросила кроха». Мальчик. Спички – это хорошо Или очень плохо?
Отец. Отстань! Мне некогда, Иди у мамы спроси.
(Мальчик уходит)
Мама. (За сценой) Обед готов!
(Отец уходит, спички исполняют танец).

Танец спичек


Спичка 3 . Нет, ему что – трудно было ответить? Не мог ребенку прямо сказать: Хорошо или плохо?
Спичка 1. Так не честно! Отец же курит И обязательно скажет, что Мы хорошие, даже не думая Что ребенок его не поймет.
Спичка 5. А мы и так хорошие, Когда здесь свет Отключают, они ведь Свечку не трением зажигают, А берут нас.
Спичка 6. Вот придет мальчик, Дадим ему нашу коробку, И пусть сам разбирается.
Спичка 3. Так нельзя! Он ещё маленький!

Спичка 4. А давайте у ребят спросим, Чего они зря тут сидят, Пусть помогают. Ребята! Спички – это хорошо Или плохо? Почему?
(Зрители отвечают)
Спичка 2. Мы запутались! Пусть люди сами разбираются.
(Входит мальчик. Спички уходят в «коробок». Мальчик тянет к ним руки. Спички (4) и (5) тянут к нему руки, а (1) и (2) бьют их по рукам.
Входит отец.
Мальчик. Так спички это хорошо Или все же плохо?
Отец. Это от человека зависит, малыш. Если доброе у него сердце, То и спички в его руках – хорошие, Добро творят. А если сердце злое или равнодушное, то и обычная искра приведет к трагедии.
Спичка 6. (возмущается) Ну, ничего себе! А от нас- Что же, уже ничего не зависит? Мы что, неживые что-ли?
Отец. Вот, малыш, тебе книжка, Прочти её, и ты сам всё поймешь.
(Мальчик берет книжку, достает коробок спичек и высыпает их на пол).
Мальчик . (Читает по слогам). Я познаю мир. История вещей.
Спичка 3. (отбирает книгу). Фу, как медленно! В этой Книге рассказывается об истории спичек.
Читает. « Первая спичечная фабрика Была открыта 150 лет назад.
Спичка 6 . Всего- то? А говорили, что Лампы прабабушек археологи Находили в древних пещерах. Наврали что - ли? Спичка 1 . А ещё в древних Помпеях были Были лампы с ручкой и в них Были фитиль и растительное масло.
Спичка 4. Но спичек – то не было!
Спичка 2. А уже Леонардо да Винчи понял Природу горения и смастерил Трубу, чтобы была тяга.
Спичка 6. стеклянный колпак для лампы Придумал Французский аптекарь Кенке.
Спичка 5. «Химическое огниво» появилось К концу 17 века. Палочки из Бертолетовой соли обмакивали В серную кислоту.
Спичка 1. Не понял?
Спичка 5. Объясню. Достать склянку, Откупорить, погрузить в нее Спичку, подождать, пока не Загорится и зажечь свечу.
Спичка 2. Да, какие это спички! Это же ужас! Были спички У них в стеклянной головке Находилась кислота, а Снаружи – воспламеняющаяся Смесь. специальными щипчиками Раздавливали стеклянный шарик и Бумага, в которую была завернута Спичка, загоралась.
Спичка 4. И после этого человечество Ещё живо? В 19 веке были фосфорные спички. Стоило ей чиркнуть, и её головка взрывалась И разлеталась, как граната А фосфор ядовит при горении.
(Вдруг спички начинают вырывать друг у друга книгу, происходит потасовка. Внезапно разгорается огонь).

Танец «Огня»

(Отец «тушит» огонь, т.е. выпроваживает его со сцены. Спички уходят, а мальчик плачет).
Отец. Слезами огонь не зальёшь Вас в школе не учили Обращаться со спичками?
Мальчик. Не помню!
(Спички выходят из коробки, на них черные водолазки. Садятся).
Отец. Как вам не стыдно! Ведь скоро 200 лет как На сете живете!
Спичка 3. В чём мы виноваты? Нас же делают, чтобы Мы горели.
Песня на мелодию « Круто ты попал на Т V
Спички детям не игрушка Знает каждый с малых лет Потому что, что мы подружки Огонькам – без нас их нет Зажигаем мы комфорки, Чтоб готовился, И костёр запалим ловко, И свечу, даря ей свет. Служим людям мы столетья И виновны только в том, Что попав случайно к детям Против воли всё кругом Поджигаем, не жалея, И квартиры и леса И детей тогда спасают Лишь пожарных чудеса. Припев: людям служим мы много лет Но беда, но беда, когда Нам удержу нет. Людям служим мы много лет Не играй с огнём! Даём мы совет.

Спичка 1 . А расскажите, из чего нас делают.
Отец, Из осиновых брёвен нарезают соломку, пропитывают специальным раствором, сушат, полируют. Один конец обмакивают в зажигательную массу, просушивают и укладывают в коробку с фосфорной намазкой. Если ребёнок или взрослый устроил пожар, то надо…
Мальчик. Я вспомнил! Надо огнетушитель взять.
Отец. А ещё?
Мальчик . Вызвать пожарных.
Спички. Мы спички, спички, спички Мы пламени сестрички. Вы чиркните, а нас бросает в жар. Ведь спичкой разъединственной Жестокой и воинственной Бывает, разжигается пожар! (На фоне чтения стихотворения презентация фото-слайдов, фото детей на экскурсии. Звучит спокойная музыка.)
Алло! Вы ноль - один? У нас горит! Горит квартира! Срочно выезжайте! Уже в пути? Да, воздух перекрыт, Мы все ушли! Хоть что – нибудь спасите! Что? От чего? В квартире фейверк Совсем малюсенький зажгли ко дню рожденья! Кто мог подумать? И шторы и сиденья, И полки с книгам. Мы кинулись тушить. Свою одежду. Паника. Смятенье. Вы правы. Да. Эх, нам бы поспешить

Пожара б не было… Пожар ко дню рожденья….

А сейчас я вам загадаю загадки, вы отвечайте хором.

В коробке спят сестрички,

Это маленькие …… (спички).

Знайте, в гневе он сердит,

Никого не пощадит

Ты рукой его не тронь

Обожжёт тебя….(огонь).

Валит дым, как из печи,

Не метайся, не кричи

Ты не жди других картин

Звони скорее….(ноль – один).

В тёмном маленьком домишке

Тесно жмутся ребятишки

Для игры ты их не тронь,

В голове у них… (огонь).

Знают все, человек без огня,

Не живет ни единого дня,

Но когда у огня сильный жар,

Может просто случится…. (пожар).

В мире есть она повсюду

Без неё так трудно люду

С огнём справится всегда

Это дети что?....(вода).

Пусть она порй тонка

Но к пожару так близка

Хоть сильна, но не мужчина

Для огня сойдёт …. (лучина).

Стихотворение.

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой.

В щелку красную глядит,

А в печи огонь горит

Приоткрыла дверцу Лена

Соскочил огонь с колена,

Перед печкой выжиг пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

Но пожарные узнали,

Где горит, в каком квартале

Командир сигнал дает,

И сейчас же- в миг единый –

Вырываются машины

Из распахнутых ворот…


Спичка 3. Опять прямо как в книжке Мальчик радостный пошел И решила кроха….
Мальчик . Спички – это хорошо, Но играть в них – плохо!
Что увидели сейчас, Сценку наблюдая, Вспоминайте каждый раз, Спички зажигая
В спичках есть добро и зло Огненного дара Важно, чтобы повезло Избежать пожара.
Спички – благо для людей И зимой и летом. Но для маленьких детей Спички под запретом.

Памятка


Дорогие ребята помните!

-Когда мы небрежны бываем с огнём, он сразу становится нашим врагом! -Чтоб в ваш дом не пришла беда, будьте с огнём осторожны всегда! -Когда без присмотра оставлена печь – один уголёк может дом целый сжечь! - Ну, а если случилась беда, звоните ноль – один всегда!
Воспитанник нашей группы Иванов Дима написал стихотворение на противопожарную тему:
Вот мальчишки – шалунишки Разожгли огонь из спичек, И кричат они: «Пожар!» Помогите люди нам! Побежали к телефону И набрали 01 Подъезжает к ним машина С боку с цифрой01 «Вот оно, спасенье наше! Ну, тушите же скорей!» Достают рукава, Наливается вода Тушат, тушат, не потушат Трудно шалость исправлять «Эй мальчишки – шалунишки, Выбегайте побыстрей!» «Мы не можем, тут закрыто». Тут приехал Иванов, Подбежал он к дому Вмиг один влетел в подъезд, Быстро он в квартиру влез Выбежали дети.
«Вот спаситель, вот спаситель.» Закричала детвора. Все Ивану благодарны, Спас детей и потому Стать немедленно пожарным Все советуют ему.
Ребята нашей группы ходили на экскурсию в пожарную часть№54. об этом они нарисовали рисунки.
Песня на мотив «Как здорова что все мы здесь сегодня собрались.»
Сегодня в этом зале Мы многое узнали О том, что не бывает И дыма без огня. Который светит, варит И нас оберегает, Как здорова, что можно всем Погреться у огня. 2 раза.
Знать правила нам надо Чтобы огонт из ада Не вырвался случайно, Ведь это же - беда! Но помощь всё же будет Давайте скажем: «Люди, Как здорова, что на посту Пожарные всегда!» 2 раза.
Огонь - такое чудо, Когда на сердце худо Вы вспомните, что сделал однажды Прометей! И искорки с любовью Дарите на здоровье Чтоб пламя возгоралась, Но лишь в сердцах людей! Как здорово – огонь души Всегда есть у людей! 2 раза.

ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Пугачев.

Спички – детям не игрушки!

Мероприятие подготовила Малахова Л. В. г. Пугачёв. – 2009 г.

Цель:

1. Прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. 2. Рассказать детям о пользе огня. 3.Ознакомить детей с работой пожарных спасателей. 4. Формировать умения по выходу из пожароопасной ситуации.

Предварительная работа:
Проводились беседы, викторины, экскурсии, творческие работы детей.

«Спички - детям не игрушка».

Цель: познакомить уч-ся с причинами пожаров, прививать навыки осторожного обращения с огнём; воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь близких; формировать навыки и правильного поведения на пожаре.
    Организационный момент.
Ведущий 1. -Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы проводим мероприятие, посвящённое очень важной теме. Ведущий 2. А какой именно, вы узнаете, разгадав кроссворд. Выделенное слово в кроссворде подскажет вам тему нашего мероприятия. 1. Катится по голубому блюдечку золотое яблочко (солнце).
2. Попало наше тесто в горячее место, Попало - не пропало Румяной булкой стало. Какое это место? Куда попало тесто? (Печка)
3.Вот так мошка – Осиновая ножка! На стог села – Всё сено съела. (Спичка)
4. Чёрный конь Скачет в огонь. (Кочерга)
5. Из горячего колодца Через нос водица льётся (Чайник)
6. Раскалённая стрела Дуб свалила у села (Молния)
    Сообщение темы мероприятия.
Ведущий 1. Ребята, какое слово у нас получилось по горизонтали? (Спички) Тема нашего мероприятия так и звучит – «Спички – детям не игрушка». Ведущий 2. Сегодня мы с вами поговорим об огне и о том, как с ним обращаться, чтобы не случилось беды. Итак, давайте представим, что мы сидим у костра, в котором тихонько потрескивают подброшенные в огонь ветки и, не отрываясь, мы смотрим на пламя, словно пытаемся в нём что-то разглядеть. Такое оно – это пламя таинственное, загадочное. Смотреть на него можно бесконечно. И становится так, спокойно, хорошо думается, мечтается. Как будто находишься наедине со своим лучшим другом. Ведущий 1. И, действительно, на протяжении уже нескольких тысяч лет, огонь – лучший друг человека. Наши ребята подготовили для вас интересные сведения об огне. (Доклады детей).

Ведущий 2. - Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, школах, заводах, фермах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня летают реактивные лайнеры, космические корабли. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников-героев. А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Всё это добрый огонь. Ведущий 1. А без доброго огня Обойтись нельзя и дня, Он надёжно дружит с нами, Гонит холод, гонит мрак, Он приветливое пламя Поднимает, будто флаг. Всем огонь хороший нужен И за то ему почёт, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печёт. Ведущий 2. Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, уничтожающего в считанные минуты всё на своём пути. Огонь бывает разный Бледно-жёлтый, ярко-красный, Синий или золотой, Очень добрый, очень злой.
Злой огонь – огонь пожара. Злой огонь – огонь войны. От безжалостного жара Дни темны, поля черны. Жители земного шара, Граждане любой страны Злой огонь гасить должны!
Ведущий 1. От чего же возникают пожары? Ребята познакомят вас с причинами возникновения пожаров. Дети. Ленту гладила Анюта И увидела подруг. Отвлеклась на три минуты И забыла про утюг. Тут уж дело не до шутки! Вот, что значит три минутки: Ленты нет, кругом угар – Чуть не сделался пожар!
Смастерил Сергей пугач, Пострелял немного. А теперь Серёжу врач Лечит от ожогов. От такого пугача Путь обычный до врача.
Этот дядя не жалеет, Что в лесу окурок тлеет… На такого дядю глядя, Мы, ребята, скажем речь: - Как же вам не стыдно, дядя? Лес нам надо уберечь!
Возле дома и сарая Дети спичками шалили, О последствиях игры Они вовсе позабыли.
Ведущий 2. Так от чего же могут возникнуть пожары? (ответы детей) Очень опасны костры вблизи строений. Может загореться сарай, дом. А костёр в лесу может привести к большому пожару. И вот последствия: деревья с обуглившимися стволами, птице гнездо не свить, уходит зверь. Дикое место. Поэтому не случайно, в жаркий период лета запрещено в лесу разводить костры. Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. «Лесной пожар». (Подготовленный ребёнок читает стихотворение) Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра, Он в лес ушёл, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костёр, И, сыпля искры, посреди поляны Багровые лохмотья распростёр. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зелёный лес вошёл, Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, с морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. В Шефнер. Ведущий 1. Но самый ужасный и самый опасный огонь – это огонь войны. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить целый город и деревню. Москва, например, частично или полностью выгорала около 60 раз. Большие бедствия приносили пожары старинным городам: Владимиру, Суздалю, Новгороду Пскову и др. Ведущий 2. Сейчас на нашей планете возникает около 5,5 миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия, больницы, гостиницы и магазины, поезда, самолёты, корабли. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы. А в результате – колоссальные убытки. А самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети. Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнём, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестрёнками. Ведь очень большое количество пожаров связано с детской шалостью. Ведущий 1. Послушайте стихотворение: «Спичка-невеличка» про мальчика Вову проказника и шалунишку. « Спичка – невеличка.» Кто, ребята, знает Вову? Драчуна, лгунишку, рёву? Он при маме из дверей – Спички в руки, руки в брюки, И на улицу скорей.
Он позвал своих друзей. -Шурка, Витька, поскорей! Вот играть – то, где, ребята?! Чур, девчонок звать не надо!
Дал приказ он Шуре с Витей На средину всё гребите! Собирайте в кучу сор, Мы зажжём сейчас костёр!
Вот он влез на сеновал Заглянул потом в подвал, И в сарай и под навес И на крышу тоже влез, С крыши прямо на чердак Запущенье здесь и мрак…
И, чего тут только нет: Чей–то старый табурет, Доски, кадушки, Веники и стружки.
-Можем мы костёр разжечь Стружки нечего беречь Поиграем, а потом,… Всё потушим и пойдём.
Вова быстро чиркнул спичкой, И вспорхнуло пламя птичкой Красной струйкой завилось Поскакало, понеслось.
Больше пламя, выше пламя! -Ой, боюсь, сгорим мы сами – И ребята со всех ног Поскорее наутёк.
Ростом спичка – невеличка Не смотрите, что мала: Эта маленькая спичка Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья! Что с огнём шутить нельзя! Ведущий 2. -Ребята, что произошло с Вовой? Ребята, а вы знаете, кто борется с пожарами? (ответы детей) Да, совершенно верно. Это пожарные. Профессия пожарный – опасная, а работают пожарными люди смелые и умные. Сейчас помогает справиться с разбушевавшимся огнём современная пожарная техника: передвижные насосные станции, автомеханические лестницы, средства связи. А раньше выезжали пожарные на лошадях. Ведущий 1. 200 лет назад пожары обнаруживали с Каланчевской башни. На площади базарной, На каланче пожарной Круглые сутки Дозорный из будки Поглядывает На север, на юг, На запад, на восток – Не виден ли дымок. И, если видел он пожар, Плывущий дым угарный, Он поднимал сигнальный шар Над каланчой пожарной. И два шара, И три шара Взвивались вверх, бывало, И вот с пожарного двора команда выезжала. Ведущий 2. Пожарная часть состояла из двух этажей. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Ведущий 1. Рискуя собственной жизнью, пожарные борются с огнём, спасают людей и ценности. В Москве возвышается скульптурная композиция « Подвиг пожарного». Рядом со взрослыми, среди тех, кто удостоился медали «За отвагу на пожаре», немало и ребят. Ведущий 2. Мы познакомим вас с одним из них. Толя Якимов возвращался из школы. Приближаясь к своему дому, увидел дым, взметнувшийся над крышей. А в доме четыре младшие сестрёнки и шестимесячный брат Вова. Дверь была заперта. Толя бросился к окну, выбил стекло. Проникнув в горящий дом, мальчик схватил на руки маленького Вову и через окно передал кому-то из подоспевших односельчан. А сам, глотнув свежего воздуха, вернулся обратно. Стал звать сестрёнок, отозвались двое. Толя подвёл перепуганных девочек к окну, помог им выбраться. Потом вернулся за остальными, но, наглотавшись дыма, потерял сознание. На выручку подоспел односельчанин. Он вынес из дома Толю и двух оставшихся сестёр. Всем детям была оказана медицинская помощь. Толе за самоотверженное поведение вручили на торжественной линейке в школе медаль «За отвагу». Ведущий 1. Пожар очень часто случается по вине людей при несоблюдении правил пожарной безопасности. Определите на рисунке, какие правила т/б нарушены. - включённый утюг оставлен без присмотра; - бельё висит близко к обогревателю; - лампа накрыта тканью; - в пепельнице дымятся сигареты; - провод удлинителя находится под ковриком; - на ёлке горят свечи; - стенная розетка перегружена. Ведущий 2. По какой бы причине не возник пожар, вы должны сообщить в пожарную службу по телефону 01(плакат) или немедленно сообщить о пожаре взрослым. А по мере сил принять участие в тушении пожара. Но, чтобы с вами не случилось беды, мы вас сейчас примем в пожарники. Для этого надо разгадать загадки и ответить на вопросы.: 1.Что бывает, если птички Зажигают дома спички? (Пожар) 2..Будешь ли ты осторожен с огнём? 3.С языком, а не летает, Без зубов, а кусает. (Огонь) 5. Можно ли шутить с огнём? 6.В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки, Раздают всем огоньки. (Спички) 7. Возьмёшь ли без надобности спички? 8.Разрешишь ли играть с огнём своим товарищам, младшим братишкам и сестрёнкам? 9.Назовите номер пожарной службы. Ведущий 1. Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы правильно. Помните! Огонь – это не игрушка. А каждый пожар – это большое несчастье, большая беда! Будьте осторожны с огнём! Ведущий 2. Наше мероприятие подошло к концу, и на прощанье, мы бы хотели подарить вам небольшие сувениры (телефонный аппарат, на обратной стороне цитата: «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер: 01».)

Дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется работой бытовой техники, которой достаточно в каждой квартире. Бывают случаи, когда взрослые вынуждены оставлять ребенка на какой-то промежуток времени без надзора.

Однако прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребенком старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Чтобы ребенок не скучал, следует дать ему какое-нибудь задание: подсказать тему игры, подобрать нужные игрушки. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать детей в обстановке развития пожара - дело нелегкое.

У детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал, что спички - не игрушка, а огонь - не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии для людей.

Дети должны запомнить свой адрес и телефон пожарной охраны, чтобы при необходимости вызвать помощь.

Часто, подражая взрослым, ребята начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они стремятся скрыть свой проступок - бросают непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.

Где и как ребята проводят свой досуг, с кем они дружат, каким играми увлекаются - эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания родителей.

Опасность игр с петардами, фейерверками, другими пиротехническими изделиями, огнеопасными предметами, открытым огнем общеизвестна. Эти игрушки всегда притягивали к себе детвору. Но с каждым годом увеличивается количество получаемых детьми увечий, термических ожогов и травм от таких забав.

Почему это происходит? Ответ прост - в недостаточном обучении наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые.

Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.

Порой, лозунги и плакаты не дают желаемых результатов, а родители в свою очередь практически не уделяют внимание обучению детей элементарным правилам пожарной безопасности и разъяснению им об опасности и последствиях пожара. Но хуже того, часто сами подают пример небрежного обращения с огнем, а также оставляют детей без присмотра наедине со спичками.

Противопожарная пропаганда среди детей дошкольного возраста должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе.

Меры по предупреждению пожаров от шалости детей несложны:

Не оставлять на виду спички, зажигалки;

Не позволять детям покупать спички, сигареты;

Следить за времяпрепровождением детей;

По возможности не оставлять детей без присмотра;

Не доверять маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами.

Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установленном законом порядке.

Средняя комбинированная группа

  1. Формировать у детей элементарные знания об опасности шалости со спичками, о правилах поведения во время пожара.
  2. Расширить элементарные знания о назначении пожарной машины.
  3. Воспитывать чувство осторожности в обращении с электроприборами.
  4. Развивать интерес к основам безопасности собственной жизнедеятельности, чувство коллективизма.

Предварительная работа:

  1. Чтение литературы: С. Маршака «Кошкин дом», К.И. Чуковского «Путаница», О. Корнеевой «Пожарные машины».
  2. Рассматривание альбома «Бытовые электроприборы».
  3. Беседа по плакату «Правила пожарной безопасности».
  4. Рассматривание электроприборов в домашних условиях.
  5. Организация уголка «Юные пожарные».

Материалы и оборудование:

Игрушка заяц Степаша, кошка, дом, ведро, пожарная машина, телефон.

Набор картинок «Электрические прибор», «Пожарный».

Памятка «Правила поведения во время пожара».

Звуковые записи: сирена пожарной машины, звонок телефона, шум огня.

Медали «Юные пожарные».

Ход занятия:

Дети здороваются с гостями, садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Шипит и злится,

А воды боится!

Дети: Огонь!

Воспитатель: Правильно, это огонь. А вы хотите поговорить про огонь?

Дети соглашаются. Слышится стук в дверь.

Воспитатель: Я сейчас посмотрю, кто к нам пришел.

(Заносит кукольный персонаж – Степашку.) Он здоровается с детьми (грустно).

Воспитатель: Степаша, ты почему такой грустный, что-то случилось? Расскажи ребятам.

Степаша: Мамы дома не было, я взял в шкафу коробочку со спичками, достал одну и захотел, чтобы она побегала по дорожке, которая на коробочке. Чиркнул ею. Быстро появился огонь, спичка сгорела и я обжегся немножко.

Воспитатель: Ребята, а детям можно брать в руки спички?

Дети: (Грозя пальчиком.)

Спички детям не игрушки. Спички не тронь, в спичках огонь!

Степашка: А для чего они, если их нельзя трогать?

Воспитатель: А вот мы и хотим поговорить об этом, а ты присядь и послушай.

Воспитатель: Огонь бывает разный. Он бывает маленький, бывает большой. Как можно сделать огонь?

Дети: Спичками, зажигалками, горючим (бензином).

Воспитатель: Огонь еще бывает полезным и опасным. Для чего нам нужен огонь?

Дети: Чтобы согреться, приготовить или подогреть еду.

Воспитатель: Правильно. Вот послушайте. Очень давно люди готовили еду на костре. Огонь нужно было беречь. Потом, для облегчения своей жизни, люди придумали электричество и электроприборы. А у вас дома есть электроприборы?

Дети: Да, есть.

Воспитатель: Сейчас дети (5 человек) будут загадывать загадки, а мы, если правильно назовем отгадку, увидим изображение этого электроприбора.

1. Гладит платья и рубашки

Отутюжит он кармашки,

Он в хозяйстве верный друг,

Имя у него…. (утюг).

2. Полюбуйся, посмотри,

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед

Там сама зима живет…(холодильник).

3. Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает (пылесос).

4. Она на кухне главная

Без нее как не трудитесь

Без обеда насидитесь (электроплита).

5. Эта прачка автомат

Нам стирает все подряд (стиральная машинка).

Воспитатель: Ребята, скажите, а детям можно включать электроприборы? Вставлять разные предметы в розетку?

Дети: Нет, нельзя!

Воспитатель: Конечно нельзя, может произойти замыкание, а это очень опасно.

Воспитатель обращается к Степашке.

Воспитатель: Ты что-то хотел сказать нам? (Берет его на руки.)

Степаша: У моего друга чуть не случился пожар, взрослых не было, мы не знали, что делать.

Воспитатель: А наши ребята знают правила безопасности при пожаре. Мы даже составили вот такую памятку. Ты, Степаша, смотри и запоминай. Ребята будьте внимательны. Правила: если так нужно делать, вы 3 раза хлопаете в ладоши, если так делать нельзя- 3 раза топаете.

  1. Бросать горящие спички. (Топать.)
  2. Оставаться в помещении, где начался пожар. (Топать.)
  3. Кричать и звать на помощь взрослых. (Хлопать.)
  4. Прятаться во время пожара по шкаф, под кровать. (Топать.)
  5. Открывать окна во время пожара. (Топать.)
  6. Оставлять без присмотра включённые электроприборы. (Топать.)
  7. Закрыть рот и нос мокрым полотенцем. (Хлопать.)
  8. Обращаться к соседям за помощью. (Хлопать.)

Воспитатель: Степаша, ты запомнил правила?

Степаша: Спасибо, ребята, я побегу и расскажу своему другу. (Воспитатель уносит Степашу.)

Слышится сирена пожарной машины.

Воспитатель: Посмотрите, какая машина к нам приехала. Как она называется?

Дети: Пожарная.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Машина красного цвета.

Воспитатель: А почему она именно красного цвета?

Дети: Это цвет огня, самый яркий цвет, его видно из далека.

Воспитатель: А еще как можно догадаться, что едет пожарная машина?

Дети: По громкому сигналу.

Воспитатель: Для чего пожарной машине громкий сигнал?

Дети: Чтобы все машины пропускали.

Воспитатель: Как пожарная машина едет? Быстро или медленно?

Дети: Быстро.

Воспитатель: Почему она едет очень быстро?

Дети: Чтобы спасти жизнь людям, их дом.

Воспитатель: По какому номеру вызывают пожарную бригаду?

Дети : 01!

Воспитатель: Как называется человек, который борется с пожаром?

Дети: Пожарный!

Воспитатель: Каким должен быть пожарный?

Дети: Быстрым, ловким, смелым, отважным.

Воспитатель: Еще пожарный должен быть внимательным для того, чтобы не упустить ничего для спасения человека (людей) и справиться с пожаром.

Воспитатель: Ребята, машина поехала дальше (увозит).

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку.

Воспитатель: Алло! Что случилось? Поможем!

Обращается к детям.

Воспитатель: Сейчас позвонили и сказали, что загорелся кошкин дом. Поможем потушить пожар?

Дети: Да!

Воспитатель: Можно я буду командиром?

Дети: Да!

Воспитатель: Сказали дом большой, нужны 2 бригады. Первая бригада за Максимом (воспитатель отсчитывает половину детей).

Эти дети бегут и становятся в колонну. Вторая бригада за Дашей (остальные половина группы детей).

Воспитатель идет на противоположную сторону группы, убирает ширму и дети видят дом с язычками пламени, сделанные из красных салфеток. Перед домом (ниже) ставит ведерко (красное), уточняет.

Воспитатель: Первая команда, какую сторону тушит?

Дети: Левую!

Воспитатель: Вторая?

Дети: Правую!

Дети подбегают к домику, вытаскивают по одной красной салфетке и кидают их в ведро.

Звук горящего огня слышится на протяжении всего тушения.

Воспитатель: Молодцы, быстро потушили пожар, а где же кошка?

Дети находят ее около дома за гаражом.

Кошка: Спасибо, ребята, вы так быстро потушили пожар, что мой дом не сгорел. За вашу быстроту, смелость я вручаю вам медали «Юный пожарный».

(Вручение медалей.)

Коррекционно-развивающее занятие тему: «Спички детям - не игрушка».

Цели:

развивающие:

Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички;

Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах

возникновения пожара и правил поведения при пожаре.

коррекционные:

Корректировать логическое мышление на основе упражнений в

анализе-синтезе;

Корректировать межличностные отношения посредством

коллективного дела;

воспитательные:

Формировать элементарное представление о взаимопомощи,

воспитывать чувство сопереживания;

Воспитывать интерес и доброжелательное отношение детей друг к

другу.

здоровьесберегающие:

Формировать потребность быть всегда осторожным с огнем;

Воспитывать у детей потребность в обеспечении своей безопасности.

Оборудование:

спички, конверт, письмо от Андрюши, карточки по правилам противопожарной безопасности, телефон, карточки для игры «Доскажи словечко», игрушка пожарная машина.

Ход занятия.

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот на какую, вы узнаете, отгадав загадку:

1. Это тесный, тесный дом:

Сто сестренок жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками, тоненькими…. (спичками)

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием, отгадали загадку правильно.

Ребята, а для чего нужны спички? (С помощью спичек мы получаем огонь).

А, скажите, ребята, можно ли играть со спичками? (Нет.) Почему? (Спички могут стать причиной пожара.)

Спички не тронь!

В спичках - огонь!

Не играй, дружок, со спичкой,

Помни, ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может всё сгореть дотла.

Тема сегодняшнего занятия звучит так: «Спички детям - не игрушка ».

- Ребята, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: «Детям от Андрюши». Послушайте, что пишет этот мальчик.

«Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у моего друга Виталика, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало скучно, и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно. Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к рукам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице с моим другом Виталиком. Сейчас нам очень плохо, у нас сильные ожоги. Нас лечат врачи. Ребята не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки».

Ребята, почему Андрей и Виталик попали в больницу? (Ответы детей.)

Так, можно ли играть со спичками? (Нет.)

Дорогие ребята! Спички – это не игрушки, это опасные предметы. Никогда не играйте с ними, не бросайте зажженные спички на пол, не поджигайте старые газеты, листы бумаги. Помните пословицу: «В одном коробке сто пожаров!» Потому что в одном коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.

Дети, а чтобы избежать пожаров дома, в школе, на улице нужно знать правила противопожарной безопасности . Вот некоторых из них:

Нельзя играть с огнём;

Нельзя зажигать огонь без взрослых;

Нельзя оставлять без присмотра электроприборы;

Нельзя прятаться от огня в шкафу и других укромных местах;

Нельзя оставлять без присмотра газовые плиты;

Нельзя без взрослых зажигать фейерверки и петарды.

Нужно в случае пожара позвонить по телефону 01;

Нужно в задымлённом помещении дышать через мокрую ткань;

Нужно покинуть помещение в случае крупного возгорания;

Нужно мелкое возгорание тушить подручными средствами;

Нужно сорвать загоревшуюся одежду или залить водой;

Нужно при лесных пожарах бежать к водоёму или на большую поляну.

(Слова воспитателя дети сопровождают соответствующими иллюстрациями.)

Физкультминутка «Насос».

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем

Влево – раз, вправо – два

Потекла ручьем вода.

(наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Раз, два, три, четыре (2-3 раза)

И пожар мы потушили.

(делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем слегка выпрямляются)

Дети садятся.

Словесная игра «Можно - нельзя».

Правила игры: если действие можно выполнять, то мы хлопаем в ладоши, если выполнять нельзя, то - топаем.

1. Можно детям брать спички? (нельзя)

2. Огонь можно потушить водой? (можно)

3. К огню можно подходить? (нельзя)

4. От игры со спичками может произойти пожар? (может)

5. Спички можно приносить в школу? (нельзя)

6. Можно детям разжигать костёр? (нельзя)

7. Можно играть в кубики? (можно).

Развивающая игра «Собери спички».

У каждого ребёнка на столе лежит карточка, на которой нарисованы спички и набор карандашей. Детям предлагается зачеркнуть все спички красным карандашом, чтобы не допустить пожар.

Дети, а если всё же случится пожар, что нужно делать? (При пожаре звонить "01", чтобы вызвать пожарную команду.)

А как называются люди, которые работают в пожарной команде? (Пожарные.)

Выберите из машин ту, на которой приезжают пожарные на выезд? Какого она цвета? (Она красная.)

А почему она красная? (Чтобы издалека было видно, что едет пожарная машина, которой необходимо уступить дорогу.)

Правильно, красный цвет – цвет пожара.

Физкультминутка:

Если же стряслась беда, - закрыть оба глаза

Не теряйтесь никогда. – руки на пояс, повороты вправо – влево

Действуйте умело. – шагать на месте

Нужно «01» набрать, - в воздухе рисуют «01»

И пожарных вызывать – погрозить пальчиком.

А теперь давайте с вами поиграем . Игра называется «Опасность».

Вам нужно после сигнала о пожаре добежать до телефона, набрать номер «01», сообщить свой домашний адрес, назвать фамилию и имя.

Молодцы, вы все справились с заданием.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Кто с огнём не осторожен,

У того пожар возможен.

Дети помните о том,

Что нельзя шутить с …. (огнём)

Пожар мы быстро победим

Коль позвоним по... (01)

У пожарных не напрасно

Цвет машины ярко… (красный)

Не играй с сестричками

Маленькими …. (спичками)

Он всегда помочь успеет,

И огонь он одолеет,

Знай ребенок, и родитель.

Где висит … (огнетушитель)

Его огнем не испугать,

Ему к огню не привыкать!

Он победит огонь коварный,

А зовут его…(пожарный)

Дым, пожар, огонь -

Не стой.

Заливай скорей… (водой)

Вы запомните друзья,

Что с огнем шутить… НЕЛЬЗЯ!

Наше занятие подошло к концу. Я хочу подарить вам картинки с изображением пожарной машины, которые вы можете раскрасить в свободное время.

А сейчас давайте вместе произнесём главные слова на нашем занятии (дети берутся за руки):

Спичками мы не играем,

Спички мы не зажигаем!

Спичками играть нельзя

Вы запомните, друзья!