Жесты глухих и их значение. Как я начала учить язык жестов

Наш мир разнообразен. Нельзя сказать, что есть люди, которые один в один друга на друга как внешне, так и внутренне похожи. Так, иную вселенную, имеющую свои свойства, населяют и те, которых принято называть глухонемыми людьми. Их восприятие окружающей среды в разы отличается от того, как понимает реальность человек, не имеющих таких физических отклонений.

Но важно отметить, что язык жестов глухонемых имеет такую же многогранность, красочность, как и у здоровой личности. В словаре же насчитывается более 2 000 жестов. А жестовые знаки являют собой целые слова, потому показать да и выучить некоторые из них не составит большого труда.

Невербальный язык жестов

Прежде чем приступить к словарю языка жестов, будет уместно отметить, что одним из неправильных представлений о нем является мнение, что он зависит от словесного языка, которым мы пользуемся каждый день (звуковой и письменный) или же он якобы произошел от последнего, да еще и то, что язык глухонемых был основан слышащим. Мало того принято неверно считать, что жесты немого языка принимаются как дактилирование букв. То есть руками изображаются буквы. Но это не так.

В этом языке дактилология применяется для того, чтобы произнести географические названия, специфические термины и имена собственные. С ее азами ознакомиться очень легко так как существует устоявшийся алфавит. И вы сумеете с легкостью объясниться с глухонемым, произнося слово с помощью жестов по буквам. Язык жестов для глухих в русской дактилологии насчитывает 33 дактильных знака.

Уроки языка жестов

Более детальную информацию о языке глухонемых можно найти в книге Зайцевой Г.Л. «Жестовая речь». Приведем более детальное рассмотрение наиболее распространенных жестов.

Если вы задаетесь вопрос: «Нужно ли мне, здоровому человеку, знать подобный язык?», ответ прост – знаний много не бывает иногда, порою, они бывают невостребованными. Но возможно когда-то, благодаря им, вы сумеете помочь, к примеру, потерявшемуся глухонемому.

Всё снова началось с сериала. Хотя, если быть совсем точной, то с красивого интерьера. Я искала сериалы с интерьерами от Грега Гранде, того самого, который был художником по .

Так я набрела на сериал «Их перепутали в роддоме».

Речь там о двух девочках, которых по ошибке врачей перепутали в роддоме, а семьи узнали об этом только когда дочкам исполнилось 16 лет. С этого и начинается сериал, а дальше вроде как всё как обычно: первая любовь, конфликты с родителями, споры самих родителей, соперничество в школе, расставания и примерения. Ах да, всё это в красивых интерьерах.

Хитрость в том, что одна из главных героинь - глухая.

Она оглохла после болезни в два года и вот теперь носит слуховой аппарат, ходит в школу для глухих и разговаривает на языке жестов. И вокруг этого тоже сильно закручен сюжет.

Я серьёзно заинтересовалась, когда стала смотреть интервью с актёрами и узнала, что часть актёров действительно глухие.

У актрисы Кэти Леклер, играющей главную героиню - болезнь Меньера, синдромы которой включают нарушения слуха и головокружения. Болезнь не мешает ей работать, но помогает говорить об этом диагнозе в интервью и больше людей идут к врачам, чтобы провериться.

Ещё в школе Кэти выучила язык жестов. Представляете, в Штатах можно вот так запросто выбрать язык жестов как второй язык для изучения.

Одна из серий сериала полностью снята на языке жестов, в ней не используется ни одного слова. В самом начале появляются две главные актрисы, которые предупреждают зрителей, мол не переживайте, с вашим телевизором всё в порядке, но часть сцен будет снята в полной тишине.

Это так круто! Говорить о людях с особыми потребностями не с помощью коротких рекламных роликов или речей, стремящихся выжать слезу.

Я смотрела сериал и понимала, что инвалиды - это не только люди, которых мы представляем себе в инвалидных колясках.

Ох уж этот стереотип, прочно поселившийся в голове благодаря знаку на стеклах автомобилей и на асфальте парковок.

И вот я столкнулась с глухой компанией на перекрёстке. Я вспомнила, что в восемь лет сама перенесла серьёзный отит с риском потерять часть слуха. Организаторы мероприятия, которые пригасили меня в качестве спикера, попросили меня говорить погромче, так как в зале был участник со слуховым аппаратом.

Такое ощущение, что Вселенная отчаянно намекала мне: «Не хочешь ли выучить язык жестов?»

Я ввела в поиск «обучение языку жестов» и очень быстро нашла в Петербурге школу жестового языка «Образ» . Школа находится на территории педагогического университета им Герцена, а значит, что как минимум два раза в неделю я оказываюсь в самом центре города.

Кампус университета, который мне нужно полностью пересечь - от проходной со строгим охранником до 20 корпуса, наш преподаватель Денис Александрович - «Так, эти жесты уже выучите дома сами, сейчас некогда на это время тратить» (на самом деле он очень классный!) - всё это возвращает меня в ностальгию по студенческому прошлому.

Обучение два раза в неделю в течение двух месяцев. Это экспресс-курс, обычный курс длится четыре месяца. Занятие идёт полтора часа. То, что нужно, чтобы узнать что-то новое и не устать. А главное - никакой ненавистной мне спортивной формы в мешочке, переодеваний и душа в открытых кабинках. В общем, в сто тысяч пятьсот раз лучше, чем спорт.

В группе много студентов. Одна из моих однокурсниц 2000 года рождения. Представляете! Я думала они до сих пор где-то в детском саду, а они уже в высших учебных заведениях. Сложно мне в это поверить. Но есть и взрослые ученики, как я.

Большинство моих однокурсников оказались на уроках по той же причине, что и я. Интересно.

Прошло всего несколько занятий, а я уже могу рассказать о себе, как меня зовут, чем занимаюсь, сколько мне лет и в каком году я родилась. Могу рассказать о семье и поддержать разговор: «У тебя есть собака?» «Нет, у меня нет собаки, у меня есть кошка».

Это забавно, но невероятно захватывающе.

Некоторые интересные вещи о языке жестов

  • Язык жестов в разных странах разный, у нас это русский жестовый язык (РЖЯ). Всех почему-то это страшно разочаровывает, вот, мол, могли бы же договориться об одном языке и была бы у них супер-сила.
  • Дактилология - это форма речи, когда каждая буква передаётся как знак, но это не язык жестов. Например, можно продактилировать имя или иностранное слово, для которого пока нет знака.
  • Глухие читают по губам, поэтому им важно видеть не только руки, которые показывают жесты, но и губы, которые проговаривают слова.
  • В жестовом языке другая грамматика и поэтому используется другой порядок слов. Например, вопросительное слово всегда ставится в конце предложения.
  • Жестовый язык - не калька с настоящего языка, а полноправный язык со своими лингвистическими особенностями, структурой, грамматикой. В языке жестов важна форма знака, его локализация (один и тот же жест у лба и у груди означает разные вещи), характер движения и немануальный компонент (мимика, поворот тела, головы).

Больше всего мне нравится в моей учёбе то, что я, пожалуй, впервые пробую не быть отличницей.

На уроках ничего не нужно записывать - я выложила блокнот из сумки после первой встречи. Да, есть домашние задания, но я их далеко не всегда делаю. Нет оценок и тестов. Я неплохо запоминаю то, что рассказывают на уроках и мне этого достаточно.

Как известно, изучение языка всегда начинается с теории. Поэтому на первых этапах изучения языка глухонемых вам нужно будет обзавестись самоучителями. С их помощью вы сможете изучить необходимые теоретические основы, которые нужны для владения языком на базовом, то есть начальном уровне. В языке глухонемых основами являются алфавит и собственно слова.

Как самостоятельно научиться разговаривать на языке глухонемых?

Если вы хотите научиться разговаривать на языке жестов, вам нужно владеть минимальным словарным запасом. На языке глухонемых почти любое слово можно выразить конкретным жестом. Изучите самые распространенные слова, которыми люди пользуются в повседневной жизни, а также научитесь произносить простые фразы.

Для этой цели отлично подойдут специальные -словари: диктор показывает жест, соответствующий слову, и правильную артикуляцию. Подобные словари можно найти на сайтах, посвященных изучению языка жестов. Но можно пользоваться и словарями книжного формата. Правда, там вы будете видеть жесты только на , а это не настолько наглядный способ изучения слов.

Чтобы разговаривать на языке глухонемых, потребуется также выучить дактильную азбуку. Она состоит из 33 жестов, каждый из которых соответствует определенной букве алфавита. В разговоре дактильной азбукой пользуются не часто, но знать ее все равно нужно: буквенные жесты применяют при произношении новых слов, для которых еще нет специальных жестов, а также для имен собственных (имена, фамилии, названия населенных пунктов и т.п.).

Как только вы освоите теоретическую часть, то есть выучите алфавит глухонемых и будете владеть базовым словарным запасом, вам нужно будет найти способ общения с носителями языка, с помощью которого вы будете тренировать свои разговорные навыки.

Где можно практиковать язык жестов?

Важно понимать, что научиться разговаривать на языке глухонемых без практики – задача невыполнимая. Только в процессе реального общения можно овладеть разговорными навыками на таком уровне, чтобы хорошо понимать язык жестов и уметь на нем объясняться.
Итак, где же можно разговаривать с носителями языка глухонемых? В первую очередь это всевозможные онлайн-ресурсы: социальные сети, тематические форумы и специализированные сайты, аудиторией которых являются слабослышащие или глухие люди. Современные средства связи позволят вам полноценно общаться с носителями языка, не выходя из дома.

Можно пойти и по более сложному, но вместе с тем и более эффективному пути. Узнайте, есть ли в вашем городе специализированные школы для глухих или любые другие сообщества слабослышащих и глухих людей. Конечно, стать полноправным членом подобной организации слышащему человеку не удастся. Но это возможно, если вы учите язык глухонемых не ради удовольствия, а чтобы общаться на нем с кем-то из близких людей. Кроме того, можно записаться волонтером в школу-интернат для глухих детей. Там вы полностью погрузитесь в языковую среду, так как сможете по-настоящему тесно общаться с носителями языка жестов. А заодно и делать добрые дела – как правило, волонтеры в такие заведения нужны всегда.

Когда вы знакомитесь с глухим человеком, вам нужно представиться так, чтобы он понял вас. Эта статья расскажет вам, как назвать свое имя на американском языке жестов, который используют в Соединенных Штатах и Канаде. Единого международного языка жестов не существует – глухие разных стран объясняются по-разному. Например, можно найти список ресурсов, посвященных русскому языку жестов.

Шаги

Представьтесь на американском языке жестов

    Сделайте жест "hi" ("привет"). Ладонь открыта, пальцы вместе. Поднимите руку к голове, направив большой палец к виску, и слегка отведите в сторону, как бы салютуя.

    • Другой вариант приветствия – слегка помахать рукой на уровне головы.
  1. Сделайте жест "my" ("мое"). Положите руку на грудь, как будто приносите клятву верности. Пару раз легонько похлопайте себя по груди.

    Сделайте жест "name" ("имя"). Сожмите руку в кулак, вытяните указательный и средний пальцы – в американском дактильном алфавите так показывают букву U. Поверните их ребром, чтобы указательный палец был сверху. Пальцами своей ведущей руки два раза слегка похлопайте сверху по пальцам другой руки. Пальцы обеих рук должны в этот момент образовать перед вами букву X.

    Покажите свое имя с помощью дактильного алфавита. Используйте американский дактильный алфавит, чтобы показать по буквам свое имя. Держите руку перед собой в устойчивом положении. Показывайте буквы в равномерном темпе: плавность важнее быстроты.

    • Если вы хотите показать и имя, и фамилию, сделайте между ними короткую паузу.
    • Если в вашем имени подряд идут две одинаковые буквы, "откройте" и снова "закройте" руку, чтобы повторить букву. Если букву не так легко повторить (например, М в имени "Эмма"), вместо этого немного отведите руку в сторону, чтобы показать вторую из одинаковых букв, не меняя при этом положения пальцев.
  2. Научитесь показывать все вместе. Потренируйтесь показывать плавным движением фразу целиком: "Hi, my name _____" ("Привет, мое имя _____"). Слова должны идти именно в таком порядке.

    Пользуйтесь языком тела, чтобы передать эмоции. Язык тела и выражение лица исключительно важны, когда вы объясняетесь американским языком жестов. Просто показывать жесты, не меняя выражения лица и позы, – все равно что говорить монотонно и без малейших эмоций, и людям будет гораздо труднее поддерживать беседу с вами.

    • Когда вы показываете свое имя, старайтесь выглядеть приветливо. Слегка улыбнитесь, чуть шире откройте глаза. К тому моменту, как вы делаете жест "my", голову стоит немного наклонить в знак понимания. Смотрите на человека, к которому обращаетесь.
  3. Добавьте свое жестовое имя (необязательно). Жестовые имена, о которых речь пойдет ниже, при знакомстве обычно не требуются. Если вы формально представляетесь, вам нужно, как правило, только показать свое имя буквами дактильного алфавита. Жестовое имя вы, если понадобится, назовете позднее, в более неформальном общении. Однако если вас представляют неофициально, например, близкий друг знакомит вас со своими друзьями, вы можете представиться следующим образом: "Hi, my name (жестовое имя), (имя, показанное по буквам), (жестовое имя)."

    Получите жестовое имя на американском языке жестов

    1. Начните с дактильного алфавита. Пока у вас нет жестового имени, вы можете представляться, показывая свое обычное имя по буквам. Для начала выучите знаки дактильного алфавита с помощью нашего сайта или видеороликов в Интернете. Сложить свое имя из этих знаков легко: просто показывайте его буква за буквой. Тренируйтесь, пока не научитесь делать это в нормальном темпе, держа руку перед собой и не меняя ее положения.

      Узнайте, что такое жестовые имена. Жестовое имя – это слово, придуманное специально для вас. Специальных обозначений имен в американском языке жестов не существует: нет жеста, который бы означал "Мария" или "Александр", поэтому у каждой Марии или Александра будет свое особое жестовое имя. Поэтому почитайте о значении жестовых имен и о том, по какому принципу они обычно даются.

      Пусть жестовое имя вам по возможности даст кто-то из сообщества глухих. Когда взрослый, пользующийся уважением член сообщества дает вам жестовое имя, это означает, что вы приняты в его ряды. Для человека, который не является носителем языка, это очень важный момент, и во многих кругах он наступает лишь после многих лет дружбы. Если этот аргумент не кажется вам достаточно убедительным, есть целый ряд причин, по которым вам не следует изобретать себе жестовое имя самостоятельно.

      • Вы можете придумать слишком сложный жест или жест, нарушающий правила языка (вы же не хотите, чтобы вас звали, к примеру, Ззкскбуб?).
      • Вы можете случайно выбрать жест, означающий грубое или неприличное слово.
      • Кто-то в сообществе уже носит такое же жестовое имя.
      • Ваше жестовое имя может совпасть с жестовым именем знаменитого человека (что подумают ваши новые американские знакомые, если вы представитесь им как Мартин Лютер Кинг?).
      • И самое главное: в культуре сообщества глухих считается недопустимым, чтобы слышащий человек сам придумывал себе жестовое имя.
    2. Создайте имя из своего инициала. Предположим, вы не знаете никого из сообщества глухих, но вам просто любопытно, на что похожи жестовые имена. Вот один из распространенных способов создания такого имени. Сложите одну руку в форме буквы дактильного алфавита, с которой начинается ваше имя. Пару раз похлопайте ею по какой-либо точке на теле – обычно по лбу, щеке, подбородку, плечу или груди. Другой вариант – подвигать рукой между двумя соседними точками или поводить ею вперед и назад в "нейтральном пространстве" перед грудной клеткой, на небольшом расстоянии от нее.

      Используйте описательный жест. Жестовые имена такого типа обычно связаны с какой-то заметной физической характеристикой. Например, вы можете провести рукой по шраму на лице или покрутить пальцем вниз от шеи, показывая свои длинные волосы. Новички часто выбирают такие имена вместо произвольных, так как они кажутся интереснее. Однако такое имя еще сложнее придумать самостоятельно. В жестовых языках используется визуальная грамматика, возможности которой ограничены положением пальцев, положением рук в пространстве и их движениями. Если вы не изучали американский язык глухих на курсах или же не общались на нем длительное время, имя, которое вы придумаете, может вовсе не выглядеть как слово.

      Подумайте о гибридном жестовом имени. Это третий и последний тип жестовых имен: жест, указывающий на физическую характеристику, при котором пальцы сложены в первую букву вашего имени. В кругах сообщества глухих этот тип очень популярен, хотя некоторые считают, что это современное изобретение, исходящее от слышащих и не соответствующее традиции присвоения жестовых имен. Вполне возможно, что человек из сообщества глухих даст вам гибридное имя. Однако если вы захотите придумать такое имя самостоятельно, ваша попытка может быть расценена как еще более грубая и невежливая, чем если бы речь шла об имени иного рода.

Мы привыкли считать устную речь единственным и главным языком людей. Но помимо нее существуют и другие способы выражения слов и мыслей. Люди с нарушением слуха для межличностного общения используют язык жестов и мимики. Он предназначен для общения между глухими людьми и называется жестовым языком. Жестовая речь осуществляется с помощью визуального канала передачи информации. Такой вид общения мало распространен и еще не до конца изучен. Только в нашем государстве русский жестовый язык используют 2 миллиона людей.

В языке жестов информация передается от говорящего человека к слушателю через движение рук, глаз или тела. Она воспринимается через визуальный канал и обладает следующими свойствами:

  • В жестовом языке главное место занимает пространство вокруг разговаривающего человека. При общении оно затрагивает все уровни языка.
  • В отличие от звучащих слов, достигающих ушей последовательно, язык глухих показывается и воспринимается одновременно. Это помогает передать больше информации, используя один жест.

В мире не существует универсального жестового языка для глухонемых людей. Различают более 100 жестовых языков, используемых для общения между людьми с нарушением речи и слуха. Люди, использующие неодинаковые жесты не поймут друг друга. Глухие люди могут, как и говорящие, учить или забыть речь жестов другой страны.

Применение жестовой речи с каждым годом расширяется, делая из примитивной системы общения, пригодную область для выражения разнообразных мыслей и идей. Жестовая речь используется в образовательной системе, на телевидении, видео уроках. Русский жестовый язык используется только для межличностного общения людей.

В Европе язык глухих появился в начале XVIII века. До его появления глухие люди жили и обучались изолировано от других. Первая школа глухонемых появилась в 1760 году во Франции. Главной задачей педагогов стало преподавание глухим детям чтение и письмо. Для решения этой задачи использовался старый французский жестовый язык, появившийся у группы глухонемых. Он был слегка видоизменен. Добавились специально разработанные учебные жесты, которые использовались для обозначения грамматики. В обучении применялся «мимический метод» передачи информации, когда каждая буква обозначалась отдельным жестом руки.

Эта система обучения позже стала использоваться в России. В 1806 году в Павловске открылось первое училище для глухих. А в 1951 году появилась Всемирная Федерация глухих. Участники организации решились на создание стандартного языка жестов. Он должен был применяться для глухих специалистов и общественных деятелей, участвующих в работе конгресса.

Для стандартизации жестовой речи эксперты многих стран, проанализировав похожие жесты, применяемые разными национальностями, разработали единый для всех язык. А в 1973 году был выпущен в свет словарь жестовой речи, который подготовила Всемирная Федерация Глухих.

Вскоре после этого на VII конгрессе глухоты в Америке был создан и утвержден Международный язык глухих, который использовался для общения между глухими людьми из разных стран, принимавших участие в мероприятиях мирового уровня.

Лингвистика жестового языка

Несмотря на сложившееся мнение о языке глухих как примитивном языке, он отличается богатым словарным запасом и совсем непрост в использовании. Было проведено лингвистическое исследование, которое доказало наличие в языке элементов, которые присутствуют в полноценной устной речи.

Слова жестов состоят из простых компонентов - хирем, которые не несут смысловой нагрузки. Существует 3 элемента, описывающих структуру и различие жестов между собой:

  • Расположение жеста к телу говорящего;

Жест можно использовать в нейтральном для него пространстве, на одном уровне с частью тела не соприкасаясь с ней.

  • Форма руки, которая выполняет жест;
  • Движение руки при выполнении жеста.

Учитывается движение руки в пространстве и движение кисти или пальцев при неизменном положении руки.

  • Движение рук в пространстве относительно корпуса тела говорящего или друг друга.

Жесты имеют схематичный характер, придумываются в ходе общения и имеют отличительную связь с визуальным обозначением слова. Язык глухих имеет свою грамматику для облегчения общения на разносторонние темы и не является визуальным повторением обычного языка.

Отличительные черты строения жестового языка

  • Конкретность;

В жесте отсутствует обобщение, ограниченное признаком предмета и действия. Нет ни одного жеста, в котором бы использовались слова «большой» и «идти». Такие слова используются разными жестами, которые точно передают признаки или движение человека.

Жест способен изображать предмет. Звуки или буквы, из которых состоят слова, независящие от характеристик предмета можно передать особым движением руки. Например, для изображения дома, руки показывают крышу, а для изображения дружбы они показывают рукопожатие.

Происхождение названий вещей в речи иногда невозможно объяснить. Происхождение жестов объяснить легче, так как известна их история создания и возникновения. Но даже он со временем стирается и становится более схематичным.

  • Образность;

Благодаря образности жесты легче запомнить и усвоить. Она делает жесты понятнее для общения глухих людей межу собой.

  • Синкретизм;

Жесты обладают свойством единства в передачи разных по звучанию, но одинаковому по значению слова. Например, огонь, костер или видео, съемка. Для обозначения синонимов в жесте используются дополнительные признаки предмета. Например, для обозначения картины показывается слово «рисовать» и «рама».

  • Аморфность;

Язык жестов состоит из понятий, но он не способен выражать такие формы грамматики, как падеж, род, время, число, вид. Для этого применяется жестовая мимическая речь, которая из маленького числа жестов получает обычные сочетания слов. Происходит это с помощью склеивания (агглютинации) слова в определенном порядке:

  1. Человек или предмет – обозначение действия (я – спать);
  2. Происходящее действие – отрицание (уметь – нет);
  3. Обозначение предмета – качество;
  4. Состояние предмета или человека (кошка – больной, несильно).
  • Грамматическая пространственность.

Жестовая речь передает одновременно несколько фраз и слов. Выражение, переданное таким способом содержит в себе помимо жестикуляции еще и немануальный компоненты. Это выражение лица говорящего человека, движение частей тела, взгляд. Такой вид передачи информации используются, как и интонация в устной речи.

Язык глухих людей обладает нелинейностью. Грамматика передается вместе с лексикой, жест говорящего может видоизменяться при общении.

Обучение русскому жестовому языку

Для изучения жестового языка понадобится столько же времени как для любого другого языка, пригодятся специальные видео курсы. Помимо теоретической части обязательно нужна практика. Без нее овладеть языком не возможно. Понять глухонемых людей намного сложнее, чем показать что-либо самому. В тестовой речи присутствуют слова или выражения, не имеющие перевода на русский язык.

Изучать язык жестов можно самостоятельно, с помощью видео уроков или словаря. Используя видео обучение можно научиться использовать в практике при общении с глухими людьми такие простые, но необходимые слова как «спасибо», «извините», «люблю». Слово «спасибо» на языке глухих пригодиться в жизни при встрече с неслышащими людьми.

По видео урокам легче усвоить и запомнить информацию, понять, как правильно выполнить жест, потренироваться, повторяя движения. Изучение языка глухих, с помощью словарей, лекций или видео уроков решает следующие задачи:

  • Совершенствование речевых навыков, с помощью использования средств жестового языка;
  • Расширение знаний о лингвистической составляющей языка;
  • Формирование знаний о языке глухих как естественной форме общения людей, наличие схожих и отличительных характеристик с другими языками;
  • Ознакомление с историей возникновения языка и этапами развития;
  • Формирование важности изучения языка и понимание роли русской и жестовой речи в жизни общества.

Изучение языка с помощью специальной программы или видео урока способствует развитию общения в разных жизненных условиях, при неофициальном общении с друзьями, родителями, малознакомыми людьми или при беседе в официальной обстановке.