Когда раньше праздновали новый год. История праздника новый год и новогодние традиции

Отмечание этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Раньше наши предки–язычники встречали Новый год в сентябре, а еще более далекие предки – охотники и кочевники – отмечали праздник весной, как только появлялась первая листва.

Большинство христианских стран совмещают празднование Нового года и Рождества, но в России отмечают оба праздника. Причина заключается в том, что зачастую Новый год отмечали еще и «на зимний солнцеворот». Во время зимнего солнцестояния праздновали возвращение Ярилы - бога плодородия.

В 1700 году Петром Первым был введен новый календарь и создан указ «О праздновании Нового года» от 7208 года от Сотворения Мира, где говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября.

На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после «благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И «чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года. В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи». В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах «учинить трижды стрельбу» из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы»

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.


В честь праздника проводили торжественные молебны с колокольным звоном, стреляли из ружей и пушек, а вечером в небе зажигались невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, танцевали и пели, дарили подарки и поздравляли друг друга. Петр I всегда следил за тем, чтобы этот праздник не уступал европейским странам. Так как он был решительным человеком, то одним махом разрешил календарные проблемы.

К началу царствования Петра Великого в России шел 7207 год от Сотворения Мира, а в Европе - 1699 от Рождества Христова. Это различие во времени являлось весомым препятствием развития межгосударственных отношений. Указ «О праздновании Нового года» заменил его на европейский и закрепил дату празднования в календаре.

Вот так и начали отмечать Новый год – с салютами, красивыми елочными игрушками, зимними гуляниями, блинами и медовухой. Народ веселился от души – взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.

Все о Деде Морозе

Как гласит легенда, "прадедом" Деда Мороза был герой русских народных сказок - Морозко. Морозко уважали потому, что он был властелином погоды, мороза и зимы. Сначала его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с очень длинной бородой и крутым нравом. С ноября по март Дед Трескун был хозяином на земле.

Он был женат на злой особе – Зиме. И даже солнце их боялось! Деда Мороза или Деда Трескуна сравнивали с самым холодным месяцем в году – январем, но спустя какое-то время представление о Морозе изменилось. Грозный Трескун превратился в могучего, доброго и справедливого деда.


Где же живет русский Дед Мороз? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь есть большое количество всевозможных версий. Кто-то говорит, что Дед Мороз родился на Северном полюсе, другие утверждают, что добродушный старик родом из Лапландии. По официальной государственной версии Дедушка Мороз живет и работает в красивейшем месте - в Великом Устюге, а его владения расположены в лесном массиве в 11 км от города. На территории вотчины находятся скульптурные композиции героев сказок и дом Деда Мороза, где также работают офис, мастерские, почта, музей и сувенирная лавка.


Посмотреть на зимнего волшебника можно в конце декабря. Ежегодно в это время Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию, чтобы приступить к открытию новогодних торжеств и радовать взрослых и детишек подарками.

Ни один праздник не ждут с таким нетерпением, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, взрослые - чтобы сбылись самые заветные желания и все, знакомые и незнакомые, желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году. Новый год - праздник скорее светский, чем религиозный, и его встречу следует проводить в кругу друзей, среди людей близких по духу и интересам.

Традиция отмечать этот праздник 1 января появилась на Руси три столетия назад. До этого у русских январь ничем не отличался от прочих месяцев, так как церковный год по библейским канонам начинался 1 марта, а светский 1 сентября. И вот, 20 декабря лета семи тысячи двести восьмого от сотворения мира, Петр I издал указ, в котором повелевалось отмечать Новый год 1 января и следующее новолетие считать 1700 от Рождества Христова.

И именно император Петр I допустил ошибку в определении рубежа эпох. В именном указе он объявил: "Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век". Традиция отмечать рубеж веков на год раньше с тех пор сохранилась.

Тогда же, после указа Петра I "О праздновании Нового года" по европейскому образцу, ель становится символом новогоднего праздника на Руси. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...".



В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала. Этот обычай родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый "дух лесов" - защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.

Вечер накануне Нового года называли щедрым. Обильный праздничный стол, по древнему поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве. В Новом году подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисели, пиво, пекли пироги с различной начинкой.


В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. Как в России, так и в Беларуси существовало понятие "коляда", обозначающее продукты из свинины, которые готовили к Рождеству или к Новому году. Каждый хозяин должен запастись свининой, которой кормилась вся семья на протяжении всего "мясоеда" до Великого поста.

Существовал так же обычай, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье. У русских, украинцев, белорусов, молдаван ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья и блины. Кашу варили из цельных зёрен пшеницы, а то и из нескольких видов злаков. В начале века на Новый год выпекали из теста фигурки домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями и орехами.



Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и обуви, тогда и весь год будешь ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения. Под Новый год выбрасывали из дома всю разбитую посуду, мыли окна и зеркала.

В старину на Руси к новогоднему столу готовили диковинное блюдо. В XIX веке его готовили в аристократических домах к особо важным приемам. Весьма замысловатое угощение обходилось недешево и требовало от повара незаурядного мастерства. Судите сами: сначала нужно в мясистые оливки вложить вместо косточек кусочек анчоусов, оливки - начинка для выпотрошенного жаворонка, которого следовало вложить в жирную куропатку, а ту в фазана. Последней оболочкой служил поросенок.

Свой оригинальный кулинарный сюрприз придворный повар-француз посвятил императрице Екатерине II. Потом секрет новогоднего угощения выведал богач-вельможа, а выкрасть таинственный рецепт с его кухни не составляло большого труда. Собирать гостей на жаркое "Императрица" стало делом престижа для знати. А какие были карнавалы! Карнавальные маски под Новый год в России появились в начале ХVII века, когда был устроен пышный маскарад по случаю заключения мира со шведами. Так не продолжить ли и нам эту традицию?

В древности жизнь любого народа была строго подчинена циклам. Имели значение не столько конкретные даты, сколько смены сезонов и ежегодно повторяющиеся события, которые знаменовали окончание определенного периода и начало следующего. Поэтому, говоря о том, когда и как Новый Год праздновали на Руси, не имеет особого смысла упоминать конкретные даты. Исследователям доподлинно не известно, каким образом было принято отмечать это событие в дохристианские времена (отдельные упоминания об этом встречаются только в источниках иностранных авторов), но, так как с воцарением власти церкви языческие традиции не исчезли, отдельные обычаи были зафиксированы в летописях и других документах.

Как Новый Год праздновали на Руси до христианства

Существует мнение, что славяне отмечали приход Нового года 22 марта, то есть в день Этот праздник был посвящен окончанию зимы и пробуждению природы. В этот день пекли блины (они символизировали солнце) и сжигали чучело Масленицы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости.

Позже такие праздники, как Масленица и Новый Год, были разделены. Это произошло из-за принятия христианства.

Коляда: традиции

Но у всех народов Европы (в том числе и у восточных славян) существовал еще один праздник, от которого и произошли современные новогодние каникулы. Он начинался в двадцатых числах декабря (на солнцеворот) и продолжался 12 дней. В Скандинавии его называли Йоль, а на Руси - Коляда. Этот праздник знаменовал собой не смену сезонов, а рождение нового Солнца (поскольку как раз с этого момента световой день начинал удлиняться). Символом бога Коляды была звезда, которую носили с собой ряженые.

В честь Коляды водили хороводы (что символизировало движение солнца по небу), жгли костры (считалось, что в эти дни умершие предки приходят к ним погреться). Традиции Нового Года на Руси тесно связаны с традициями Коляды. Впоследствии к ним добавились и рождественские обычаи, причем все они вполне мирно уживались.

Ритуальные блюда

Понятие нового солнца ассоциировалось с новой жизнью и плодородием. У восточных плодородия (а значит, и домашнего скота) был Велес. Именно в его честь на Коляду было принято готовить каравай (изначально - коровай, ритуальный хлеб, заменяющий жертвенного теленка) и козули - коз, овец и домашней птицы.

В праздновали с размахом: главным блюдом на столе был поросенок. На его внутренностях гадали на то, какой будет зима и чего ждать от нового года. Не обходилось и без кутьи - сборной каши, главным компонентом которой было пшеничное зерно, - и узвара (взвара) - компота из высушенных ягод. Само собой, не каждая семья могла позволить себе поросенка, но кутья считалась непременным атрибутом трапезы (славяне были в первую очередь земледельцами). Накануне Коляды также варили пиво, пекли пироги с различными начинками. Обильная совместная трапеза считалась залогом плодородия и достатка в будущем году.

Обряды

История праздника Новый Год всегда была тесно связана с чудесами - как радостными, так и страшными. После Коляду сменили Святки. Появилось понятие Рождества и Васильева Дня (1 января), но сами традиции остались те же.

Первые шесть считались святыми, а следующие шесть - страшными. Люди верили, что после Васильева дня из нижнего мира приходит всякая нечисть и невозбранно бродит по земле. Ее нужно либо задабривать, либо отгонять. Задабривали злых духов кашей, горшки с которой выставляли под дверь, а изгоняли - кострами и шумными гуляньями с обрядовыми песнями - колядками. Дети и взрослые надевали берестяные маски и шубы мехом наружу и ходили от дома к дому, желая хозяевам счастья и богатства и рассыпая зерно. Хозяева должны были угостить ряженых пирогами или печеньем - козулями.

Гадания

«Зимний» Новый Год в Древней Руси был праздником возрождения солнца, поэтому встречать его нужно было во всем новом и чистом. Люди надевали еще неношенное платье, подметали избы, проводили очистительные ритуалы, заговаривали скот. Обязательной составляющей праздника были гадания. Они сохранились до наших дней, хотя церковь всеми силами боролась с ними. Женщины гадали на воске, зеркалах, нитках, внутренностях животных, снах, тенях, картах, луковицах и кольцах. Во все времена их интересовали одни и те же вещи: богатство, счастье, урожай, перспективы замужества в будущем году. Как правило, гадания устраивались в бане, которая со времен язычества считалась сакральным местом.

Как Новый Год праздновали на Руси в период раннего христианства

Таким образом, к моменту принятия новой веры в 988 году отмечали два масштабных торжества - Масленицу и Коляду, каждое из которых можно было отождествить с Новым Годом. Но в первом случае Новый Год связывался с концом зимы и началом сельскохозяйственных работ, а во втором - с возвращением солнца на землю и победой над злыми силами. Какой праздник был главнее, сказать сложно.

С 10 века история праздника Новый Год постоянно испытывала влияние церкви. С приходом христианства его стали отмечать 1 марта, как было принято в Римской Империи. Оттуда же были заимствованы названия месяцев и летоисчисление (от сотворения мира). Смещение дат оказалось не таким уж сильным, и нововведение было воспринято без сопротивления. Масленичные традиции, такие как хождение в гости на блины, потешные бои и различные состязания, сжигание чучела Зимы, сохранялись.

Церковный Новый Год: 1 сентября

Шли годы, распалась Киевская Русь. Новый Год по-прежнему отмечался 1 марта. Но все изменил Никейский Собор: в 14 веке празднование Нового Года (новолетия) было перенесено на 1 сентября. В 15 веке Иоанн III повелел считать этот день началом и гражданского, и церковного года. Изменение даты было связано с укреплением позиции русского государства и повышением престижа местной православной церкви. Согласно библейской легенде, Бог сотворил мир в сентябре. В странах с более мягким климатом в этом месяце заканчивались сельскохозяйственные работы, и наступал период «отдохновения от житейских забот», но на Руси дело обстояло по-другому. Впрочем, церковных иерархов это мало заботило. 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались налоги и выплачивались оброки. Можно было подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы, в столице царь обращался к народу. Вечером семьи собирались за трапезой, угощались медовухой и пивом. Осенний Новый Год в допетровской Руси праздновали столь же охотно, как и Святки, и Масленицу.

Петровские преобразования

Между прочим, церковный Новый Год до сих пор отмечается 1 сентября, хотя не все верующие об этом знают. А вот дата гражданского опять поменялась благодаря Петру, который в своих реформах ориентировался не только на Западную Европу, но и на балканских славян. Все они праздновали Новый Год зимой.

Петр также ввел «прогрессивное» летоисчисление - от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Наступление 1 января 1700 года в городах отмечали уже по-европейски - с установкой праздничного хвойного дерева, украшением домов, фейерверками и пальбой из пушек, подарками и парадами. Праздник стал светским.

Примерно так же,как Новый Год праздновали на Руси, отмечают его и сейчас. Конечно, позабылись многие обряды и значение тех или иных действий, но в целом традиции оказались очень живучи, и неудивительно, ведь во время темной и долгой зимы люди испытывают повышенную потребность в веселом и шумном празднике.

История возникновения праздника Нового года довольно интересная. Современное торжество по праву считается одним из наиболее любимых, всенародных. К тому же традиционные застолья и обязательные выходные, дающие возможность не только погулять, но и отдохнуть, способствуют популярности праздника. Еще задолго до приближения 1 января разноцветные гирлянды и украшения превращают привычное окружение в сказку, которая неизменно приносит радость и детям, и взрослым. Вот только что мы знаем о его происхождении, какова история Нового года в России? Этому вопросу и посвящена данная статья.

Как все начиналось

Какова же история происхождения праздника? Новый год своими корнями уходит еще во времена Священной Римской империи. В частности, римляне приурочили начало Нового года к марту и успешно отмечали его вплоть до 45 года до Рождества Христова. Было принято приносить жертвы Янусу, а также дарить друг другу различные подарки. Причем отдельное внимание уделялось презентам сильным мира сего - чиновникам и патрициям.

С первым весенним месяцем начинался отсчет нового времени и у иудеев, что прослеживается в Старом Завете (законы Моисея). Их праздник мало чем отличался от римского, видимо, по той причине, что евреи были завоеваны римлянами, долгое время находились под их властью и понемногу перенимали обычаи.

Новый год на Руси

На Руси - своя интересная история праздника. Новый год здесь отмечали согласно народным традициям. Жизненный цикл славян до принятия христианства был напрямую связан с природой и сменой времен года. Не удивительно, что история происхождения Нового года связана была с весенним равноденствием. Когда еще начинать отсчет дней, как не с приходом весны и пробуждением всего живого после зимнего сна.

В конце Х столетия вместе с христианством Киевская Русь приняла и новое летоисчисление - по юлианскому календарю. Отныне год стал делиться на 12 месяцев, которые получили свои имена соответственно погодным условиям. И еще 4 столетия новый год начинался с 1 марта.

С весны на осень

История Нового года в России имела еще один важный этап. К концу XIV столетия окончательно назрело решение отказаться от константинопольского календаря и перейти на византийский, созданный одновременно с крещением Киевской Руси. В 1492 году указом великого князя Иоанна Васильевича III было велено начинать праздновать сей важный день с 1 сентября. Также в это время собирался оброк, а царь принимал жалобщиков, причем как знатных, так и крестьян. В Кремле проводились торжественные мероприятия, а правитель в обязательном порядке прикладывался к иконам и Евангелию.

Впрочем, стоит отметить, что простой народ к нововведению относился равнодушно, а Новый год продолжали приурочивать к весеннему равноденствию. Таким образом, христианство причудливо переплеталось с языческими обрядами и действами, создавая особую картину праздников.

Гений Петра I

История современного Нового года в России началась с приходом Петра I. Без сомнения, первый император был выдающейся личностью и реформатором, в значительной мере преобразившим страну. Поэтому не удивительно, что европейские обычаи оказали влияние и на празднование Нового года. Поскольку в Англии, Франции, Германии год стартовал с 1 января, то новое столетие в России началось с того же дня. Ранее, в 1699 году, был обнародован указ о смещении даты празднования. А уже в ночь на 1 января 1700 года империя начала жить по-новому. Кстати, русский Новый год все равно с европейским не совпадал. Европа жила уже по григорианскому летоисчислению.

Однако раз император велел отныне справлять Новый год в январе, значит, так тому и быть. Ослушаться своенравного правителя было себе дороже, так что приходилось отмечать, запускать фейерверки и ставить украшенные на западный манер елки. Кстати, интересно, что лесных красавиц наряжали не в игрушки, а в сласти, орехи, яблоки. После смерти Петра елки ставить и вовсе перестали, оставив их лишь в трактирах. А символом праздника продолжали оставаться сосновые и березовые ветки.

Несколько лет Новый год принято было отмечать в старой первопрестольной столице, Москве. Однако в 1704 году официальная часть праздника переместилась в Санкт-Петербург, город императора.

Впрочем, история российского Нового года мало волновала крестьян, которые долгое время продолжали отмечать праздник в сентябре, в день святого Симеона Летопроводца. Зато имел место обрядовый ужин с традиционным зажаренным поросенком.

«В лесу родилась елочка…»

Когда же появилась на празднике елка? Новый год без нее мы сегодня себе даже не представляем. Появилась она сравнительно недавно - каких-то пару столетий назад. Как уже упоминалось выше, после смерти первого императора традиция ставить пушистую красавицу не прижилась, да и сам праздник во многом был популяризирован исключительно усилиями монархов. В частности, Екатерина Великая ввела бал-маскарад, ставший своеобразным залогом успешного отмечания.

Когда снова начали наряжать на праздник елку, достоверно не известно. По одной из версий этот обычай ввела прусская принцесса Шарлотта, супруга императора Николая I, принявшая православие под именем Александры Федоровны. С ее легкой руки в 1818 году елку устроили в московском дворце, а через год и в Петербурге.

Согласно второй версии первыми елку начали ставить в 40-х годах того же столетия обрусевшие немцы. Их тогда в Петербурге проживало достаточно много. Вскоре елки появились и в домах именитых и обеспеченных горожан.

В то время пушистых красавиц ставили в канун Рождества и украшали по немецкому образцу - с обязательной Вифлеемской звездой на верхушке. Кроме того, в роли украшений выступали яблоки, орехи, ленты, конфеты, свечи. Игрушки с рождественской символикой и стеклянные шары появились уже позже. Кроме того, в богатых семьях украсить дерево могли и драгоценностями, драпировать роскошной тканью. Ну а какой праздник без подарков? Дети получали сладости, подростки - книги и одежду, девушки - цветы, альбомы, шали.

В тех же 40-х годах елка, Новый год олицетворяющая, появилась в повсеместной продаже, став доступной не только избранному кругу власть имущих, но и небогатым чиновникам, которые также хотели радовать своих домочадцев. Благо постепенно удлинялось и время, отведенное на отмечание: от одного дня до нескольких, а то и до самого Крещения. Гулять так гулять! С длинными рождественскими и новогодними каникулами и сейчас ассоциируется приход января.

Первая публичная елка

Это в наше время уже стало традицией устраивать различные новогодние утренники и украшать живыми либо искусственными деревьями площади населенных пунктов, частные и муниципальные здания. Полтора столетия назад все обстояло иначе. Первая публичная елка появилась лишь в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала (Санкт-Петербург). Уже позднее русский Новый год обогатился благотворительными елками для бедных, причем активное участие в их организации принимали дамы из богатых и знатных семей. Кстати, праздники для детей петербургских рабочих устраивали и братья Альфред и Людвиг Нобели, у которых в империи были свои интересы.

Новогодние открытки

В 1897 году в издательстве «Община святой Евгении» (Санкт-Петербург) были выпущены первые иллюстрированные открытки, приуроченные к новогодним праздникам. К их созданию приложили руку такие известнейшие художники, как Васнецов, Репин, Бенуа, Билибин, Маковский. Причем рождественские открытки от новогодних отличались по своему сюжету. Темой первых стали сцены из Библии, связанные, соответственно, с рождением Иисуса. Вторые были исключительно светскими, с изображениями карнавалов, часов, влюбленных пар, танцев и т. д.

Самая популярная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» также появилась на свет еще в царской России - с легкой руки Раисы Кудашевой. Стихотворение было опубликовано в журнале «Малютка» в 1903 году, а музыку к нему написал композитор Леонид Бекман.

Когда появился Дед Мороз?

На Новый год этот сказочный персонаж, представляющий собой доброго старика с окладистой бородой и неизменным мешком подарков, впервые пришел в 1910 году. Однако окончательно он прижился лишь в Стране Советов. Это и не удивительно, если учесть, что прототипом доброго дедушки был вовсе не добрый дух холода Студенец (он же Трескун, Мороз). Суровый старец из мифологии восточных славян именно волшебным посохом наказывал непослушных детей. Причем было принято ублажать этот дух различными дарами или жертвами, прося не губить урожай.

А вот Снегурочка - персонаж исключительно литературный, возникший в одноименной пьесе Александра Островского в 1873 году. Вылепленная из снега девочка была дочерью Весны и Мороза.

Дед Мороз на Новый год«приезжает» из Великого Устюга, где якобы расположены его владения. Родиной же внучки Снегурочки считается село Щелково в Костромской области, где находится дом-музей А. Островского.

Праздник на рубеже веков

История Нового года в России на изломе XIX и ХХ столетий примечательна не шумными празднованиями, а умелыми ходами предприимчивых коммерсантов. Так, именно в 1900 году вышел из печати журнал «Новый век», появилось французское шампанское «Конец века», а также серия парфюмерных средств от московской фабрики имени Остроумова.

Шумно отмечали новогодние праздники в 1901 году. В московском Манеже играли сразу три оркестра, показывали пьесу «Мировое обозрение» и диорамы, изображающие наиболее важные события XIX века. Кроме того, во всех городских церквях велись праздничные молебны.

Таким образом, история возникновения праздника Нового года в Российской империи прошла через несколько этапов становления. Завершающим аккордом стал 1914 год, когда на волне антигерманских настроений, вызванных Первой мировой войной, Синод запретил устанавливать елку, назвав эту затею вражеской и чуждой народу русскому, православному.

Новый год и СССР

Практически до конца Первой мировой войны огромная империя продолжала жить по юлианскому календарю, упрямо игнорируя принятый всей Европой еще в 1582 году григорианский. Поэтому вопрос о переходе остро встал уже после Октябрьской революции 1917 года и вскоре был решен. С 1919 года для страны начался новый отсчет времени.

В частности, Новый год, дата которого приходилась по старому стилю на Рождественский пост, наконец начал устраивать церковь. Ранее она была крайне недовольна шумными праздниками во время положенного воздержания. А с переходом добавился и дополнительный праздник, которому так часто удивляются иностранцы - старый Новый год. Дата празднования последнего - ночь с 13 на 14 января.

Кстати, что касается иностранцев, то они действительно очень удивляются этому «непонятному» празднику. Он им кажется загадочным и таинственным, как, впрочем, и русская душа. Хотя на популярных курортах все уже привыкли к тому, что мы празднуем Новый год 2 раза. В Турции, например, администраторы отелей пытаются на этом «сделать бизнес», устраивая вечеринки. Удивляются только другие посетители курортов, в частности европейцы.

Примечательно, что после Февральской революции Временному правительству было не до новогодних празднований, а вот уже Совет народных комиссаров признал праздник контрреволюционным. Правда, сразу ему придумали замену в виде «Красной вьюги», которая символизировала собой начало революции.

Впрочем, вскоре отменили и его. После смерти Ленина Иосиф Виссарионович Сталин вначале просто запретил ставить елки, посчитав их проявлением антисоветских настроений, а затем и вовсе оставил для большой страны лишь два праздника - 1 мая и 7 ноября. Кстати, сам вождь народ с Новым годом никогда не поздравлял, эта традиция появилась значительно позже.

Елка была реабилитирована в середине 30-х годов Постышевым. Уже в 1936-м в Колонном зале Дома Союзов установили праздничное дерево, а спустя два года даже специальный формуляр выпустили, в котором рассказывалось, как надлежит правильно украшать ель. В частности, Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную и обязательно красную. А традиционные игрушки щедро разбавили символами новой эпохи - фигурками пионеров, серпа и молота, даже членов Политбюро. В 1937 году появились и первые новогодние открытки, все с той же пятиконечной красной звездой.

После окончания Второй мировой войны, с 1947-го года, первое января наконец стало выходным днем, а население огромной страны пристрастилось к «Советскому шампанскому», появившемуся еще в 1928 году. Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева праздник стал отмечаться более масштабно, зажглась и главная елка СССР - Кремлевская. В 1962 году на экраны впервые вышел «Голубой огонек».

Традицию выступать с новогодним обращением с телеэкранов ввел Леонид Брежнев в 1976 году, затем ее успешно перенял и Михаил Горбачев. Интересная история про Новый год связана с поздравлением от 31 декабря 1991 года. В первый (и пока единственный) раз с приветствием и напутственным словом выступил не глава государства, а Михаил Задорнов, известнейший писатель и сатирик. К тому же в отведенное время он не уложился, так что курантам пришлось подождать. Сатирик до сих пор часто вспоминает это событие и рассказывает о нем на своих концертах.

Что сейчас

Затем почетная миссия перешла к новому президенту - Борису Ельцину. А в 1999-м году он сделал россиянам неожиданный "подарок", в прямом эфире сообщив, что передает бразды правления В. Путину. С тех пор и до наших дней россиян поздравляет Владимир Владимирович, которого только один раз на 4 года сменил в президентском кресле Медведев.

Как видим, история происхождения Нового года за столетия своего существования преодолела множество этапов и перемен. Смещались даты отмечания и традиции, появлялись новые символы и персонажи, а старые уходили в безвестность. Такова история праздника. Новый год в нашей стране остается торжественным событием. И 31 декабря мы продолжаем ждать маленького чуда.

Традиции менялись, праздник отмечался в разные дни, но всегда оставался важным событием. Такова история Нового года в России. Сегодня каждый ребенок надеется, что добрый Дедушка Мороз положит для него под елку подарок. И бежит рано утром проверять, искренне радуясь тому, что обнаружил. Ну а взрослые понимают, что только они сами могут сделать близким приятное, подарив что-нибудь на праздник. Однако в глубине души и у них горит огонек надежды, что однажды в канун торжества случится что-то чудесное, особенное и долгожданное.

Друзья, давайте чаще радовать своих близких! Пускай маленькие, но приятные душе чудеса не только под Новый год посещают наши дома. Благодаря им наша жизнь станет светлее, теплее и приятнее. И улыбка будет чаще озарять наши лица, по-доброму играть на губах и светиться искорками в глазах. Сделайте прямо сейчас своим близким что-нибудь приятное, уделите им немного своего времени, особенно тем, кого вы видите нечасто. Ведь жизнь коротка, другого удобного случая может и не представиться.

Дата публикации: 22.12.2014

Небольшой исторический обзор празднования Нового года в России - Советском Союзе в разные годы и при разных режимах. И неизбежный вывод: этот праздник был, есть и будет одним из самых любимых у россиян!

До Крещения Руси, новый год праздновали 1 марта по языческим традициям. Начало весны символизировало начало нового жизненного цикла и это, если честно, более логично для начало нового года, чем осень или середина зимы. Но Византийский календарь, придуманный в 988 году и принятый в России в 1492 году в качестве официального, говорил, что новый год начинается 1 сентября. Приняли, смирились и начали праздновать Новый год по этому условному летоисчислению, не связанному с глубинными верованиями и традициями народов, в том числе народов России.

Впрочем, крестьяне еще долгие годы продолжали ориентироваться на день весеннего равноденствия и праздновать начало нового года весной. Официальный же новый год праздновали, главным образов, в Кремле, на котором собирались царь, вельможи и представители высшего духовенства. Они все облачались в позолоченные одежды, прикладывались к иконам и Евангелию, затем патриарх вопрошал о здоровье царя - помазанника Божьего. Тот, по традиции, отвечал ему пространной речью, которую непременно заканчивал словами «…дал Бог, жив». Затем все присутствующие кланялись друг другу и заканчивали празднование обедней. По сути, это был религиозный праздник, важный для поддержания престижа власти Царя и Церкви и мало интересный простому люду.

Петр I провел в России широкие реформы по европейскому образцу, в том числе и реформу календаря и праздников. По его воле с 1700 года летоисчисление в России стало вестись от Рождества Христова, а новый год стали отмечать 1 января.

Но разрыв между знатью и простыми людьми был слишком велик и новые традиции, как и прежде, прижились только среди высших сословий, низшие же продолжали праздновать новый год по-старому - в сентябре.

С ростом богатства российской знати, более богатым становилось празднование Нового года. При Екатерине II вошли в моду масштабные и чрезвычайно пафосные новогодние балы, а в 18 веке в домах у знати появились первые новогодние елки.

Собственно, еще Петр I приказал «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», но ими украшались, главным образом, площади и уличные постройки, в дома вельмож елка пришла благодаря супруге Николая I - прусской принцессе, принявшей православие под именем Александры Федоровны. Это она ввела в России моду на новогодние елки, которые уже давно обосновались на праздник у немцев. Их и украшали по немецкому образцу: венчала дерево Вифлеемская звезда, а также на него вешали яблоки, символизирующие запретный плод, а также игрушки, рождественской тематики.

Но во время Первой мировой войны эта немецкая традиция была подвергнута гонениям. На волне антинемецких настроений Синод назвал елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».

А после революции 1917 года и сам Синод вместе с православием были объявлены вне закона, что, как ни странно, послужило возрождением начавших забываться новогодних традиций - в первые годы советской власти, несмотря на разруху, Новый год праздновали широко и весело - новых праздников еще не придумали, а потребность в праздниках у народа была очень высока. Новый год каждый раз оказывался как нельзя кстати. Пока… Сталин не решил закрутить гайки, ведь праздники расхолаживают, а страна отчаянно нуждалась в восстановлении и развитии.

После смерти Ленина Новый год был запрещен как антисоветское явление, по домам ходили даже специальные группы «товарищей», проверявшие наличие в домах на новый год елей и всяческих украшений. Праздновать в эти годы разрешалось только 1 мая и 7 ноября, да и то, демонстрациями, прославлением великого Сталина и, главным образом, коммунистическим трудом.

В 1935 году новогодние елки и празднование Нового года в кругу семьи разрешили, но по-настоящему праздничным, то есть выходным днем, Новый год стал только в 1947 году. А в 1954 году, уже после смерти Сталина, елка появилась в Кремле, став главной елкой страны.

В 60-х годах на столах у советских людей появилось «Советское шампанское»,

существовавшее и раньше, но именно в эти годы ставшее традиционным новогодним напитком, а благодаря братским южным народам, вместе с нами строившим социализм, у нас на Новый год появились мандарины. 1962 году в эфир Центрального телевидения СССР вышел новогодний «Голубой огонек» - традиционные черты современного Нового года сформировались окончательно.

В советские годы появилась и традиция празднования поистине уникального, нигде больше в мире не существующего праздника - Старого Нового года. Вместе с Православным рождеством, празднующимся в России сегодня даже атеистами, Новый год - Рождество - Старый Новый год составляют главную праздничную триаду современной России - утомительную по количеству выходных дней в самое темное время года, количеству выпиваемого алкоголя и съедаемых калорий, но отличающую нас от всех прочих народов.