Стоит ли радоваться, если ребенок не расстается с книгой? Что делать, если школьник совсем не читает? Какое произведение разбирать в седьмом классе - сказки Пушкина или «Тихий Дон»? Писатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова отвечает на вопросы родителей о литературе в жизни их детей.
- Ирина, что происходит сегодня с чтением - дети читают? Или все - перестали?
Ответ на этот вопрос будет таким же, как и ответ на вопрос “читают ли современные взрослые?” Есть люди, которых не оторвать от книги, а есть те, кто не знает, как выглядит книга. Так было всегда, и в советские времена тоже.
Мы часто слышим “раньше больше читали”, но не надо забывать, что способы передачи информации всё время меняются. Довольно долго в человеческой истории книг вообще не было, вся информация от поколения к поколению передавалась в устной форме. Потом книги появились, но их было мало, и грамотными были далеко не все. Со временем книга стала практически монополистом в передаче информации, а теперь стремительно это положение теряет.
Развитие человечества остановить нельзя, нельзя заставить человека вернуться в какой-то условно золотой век - век устной традиции или век монополии книги.
Можно ли научиться вязать по книге? Можно, но проще сделать это по видеоурокам. Можно ли поставить по книге английское произношение? Разумеется, я сама в школе так себе его ставила - по самоучителю госкурсов иняза перед зеркалом, но аудио- и видеозаписи в этом смысле принесут больше пользы. О жизни обитателей океанских глубин можно узнавать из книги, а можно из фильмов ВВС, например.
В этом смысле книгу теснят со всех сторон другие носители информации - но при этом, разумеется, книга может то, чего не могут они. И дети, конечно, очень быстро обучаются пользоваться другими носителями информации - требующими от них меньше усилий, чем чтение. А человеку вообще свойственно минимизировать усилия. Это, впрочем, не значит, что сложные умения не нужны.
- А художественную литературу может в таком случае заменить экранизация?
Это уже зависит от того, какую цель вы преследуете. Можем ли мы по экранизации “Тихого Дона” составить представление о жизни казачьего общества? Конечно. Передаст ли экранизация полноценно художественный мир, построенный Шолоховым? Вряд ли. Если ребенку достаточно знать имена героев и основные события, ему будет достаточно и экранизации. Если он хочет большего - придется читать. Кстати, многие ли из нас, взрослых, сами прочитали «Тихий Дон» от начала до конца?
На заключительном туре Всероссийской олимпиады по литературе, который прошел в начале апреля, одним из заданий творческого тура было - сравнить фрагмент экранизации классики с самим произведением. Десятиклассникам, например, достался фрагмент фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. Разумеется, при переводе произведения с языка художественной литературы на киноязык произведение что-то теряет, но что-то и приобретает, и это очень интересно сравнивать. Но, конечно, нельзя сказать, что Обломов Никиты Михалкова - это и есть гончаровский Обломов.
Надо ли запретить школьникам смотреть экранизации? Конечно, нет.
Мы очень многие произведения мировой классики представляем себе по переводам и пересказам. В этом случае нам надо читать “Божественную комедию” Данте только в оригинале, ведь перевод тоже меняет оригинальную версию. И «Робинзона Крузо» адаптированного и сокращенного детям давать не надо - только полную версию, только хардкор.
Современные гаджеты: планшеты, электронные книги ведь способствуют развитию навыка чтения у детей - все время читаешь-читаешь?
Совершенно нормально, что с развитием технического прогресса меняются носители информации. Меняются ли при этом наши дети - другой вопрос. Если раньше после уроков они часами болтали с друзьями по телефону, толпились в чужих подъездах и сидели на скамейках, то теперь переписываются в чатах. Потребность та же - общаться друг с другом как можно больше, только теперь это общение выглядит иначе.
Но технология - это только технология. Трудно сказать, меняет ли она человека. Вряд ли дети, которые не читали бумажные книги, вдруг начнут читать электронные. А психологи предупреждают: если ребенку с малолетства совать в руки планшет, когда надо, чтобы он посидел тихо, это ничего хорошего для его развития не дает.
- Как же вырастить читающего ребенка?
У ребенка должен быть навык чтения. Чтобы он читал, ему нужна среда, в которой чтение - это норма жизни, часть жизни; когда есть привычка узнавать о чем-то из книги, обращаться к книге в поисках ответа на какой-то вопрос. Родители часто думают, что достаточно класть ребенку на стол книги, которые им самим в детстве нравились, и напоминать ему, чтобы читал, - и тогда он зачитает. Но каждый, наверное, любит читать про себя. И современные дети тоже.
Родители жалуются: почему он не читает? А сами они - читают? Что нового прочитали в последнее время, кроме как сходили по ссылкам из фейсбука?
А сами - приносили ему новые книги современных авторов, где речь идет о таких же детях, как они сами? Современные родители очень консервативны - им часто кажется, что после Чуковского и Маршака, после Гайдара и Каверина в детской литературе вообще уже больше ничего хорошего не было.
Читайте сами, создавайте традицию чтения, читайте вслух ребенку перед сном, пусть он видит вас с книгой, пусть у него в комнате будут книги, которые он может брать и читать, пусть у него будет время это делать. Хорошо, если мы сможем понять, что ребенка волнует сейчас, и подкинуть ему хороших книг по волнующим его вопросам.
- Если ребенок всё равно не читает, надо ли его заставлять?
Можно ли заставить полюбить? Помните принца из «Красной шапочки»? «Тебя излупят плетками, и ты полюбишь меня, как миленькая». Одна хорошая мама сына-математика рассказала мне о своей концепции “впихивания и всасывания”. Можно в ребенка впихивать что-то - тогда есть вероятность, что он начнет сопротивляться и извергать впихнутое обратно. А можно создать для него питательную среду - и тогда он сам будет всасывать из нее столько, сколько может.
Но здесь от родителя очень многое зависит: и разговаривать с ребенком, чтобы понять, что его интересует, что нравится, что волнует, и держать нос по ветру, разбираясь в книжных новинках, и читать с ним вслух, и делиться чем-то интересным из прочитанного, и, в конце концов, книжный шкаф с интересными книгами ему поставить в комнату.
- Школьная программа - это “интересные” книги?
Важно понимать, что сейчас нет единой школьной программы по литературе, утвержденной государством. У нас есть Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС. Он не содержит списка книг - он содержит требования к тому, что ребенок должен уметь на выходе из школы, чему его должны научить на уроках литературы. Проще говоря, он на выходе должен стать квалифицированным читателем.
В соответствии с требованиями ФГОС создаются примерные образовательные программы - сейчас такая программа разработана для 5-9 классов. Логика у нее такая: есть - A, B и C. Список А - обязательные произведения конкретных авторов, это просто золотой стандарт, без которого никак-никак нельзя. Список B - обязательные авторы, но произведения на выбор (например, читать “Нос” или “Шинель” Гоголя - учитель может решить сам). Список C - авторы на выбор, учитель может выбрать сам и авторов из этого списка, и их произведения. А уже в рамках этой примерной программы учитель или сам создает рабочую программу, или берет готовую, созданную каким-то методистом.
Для 10-11 классов такой программы пока нет, ее разработка как раз сейчас ведется и вызывает много споров. Определенную планку задает и ЕГЭ по литературе: чтобы сдать ЕГЭ, надо прочитать вполне конкретный список произведений , он содержится в так называемом кодификаторе, и этот список в значительной степени определяется традицией. Но когда начинаются скандалы в СМИ «почему в школьную программу входит то-то» - это обычно от непонимания, что единой программы нет. Да и быть не может: дети очень разные, с разным читательским уровнем, с разной потребностью в чтении - и поэтому изучение литературы просто не может быть одинаковым для всей страны. И ответить на вопрос «интересны ли произведения в школьной программе» - тоже нельзя: одному интересно одно, другому другое. И классика бывает тяжела - и тогда задача учителя помочь школьнику с ней справиться.
- В каком возрасте ребенку можно дать “взрослые” книги? Поймет ли девятиклассник “Анну Каренину”?
Кто-то поймет, а кто-то нет. А кто-то сейчас поймет одно, через пять лет другое, а через десять - третье. Дети одного и того же возраста - очень разные психологически: кто-то в восьмом классе читает волшебные сказки, а кто-то Кафку и Беккета. Одно и то же произведение они понимают по-разному.
Вот, скажем, некоторые варианты программы предлагают «Тараса Бульбу». Я не убеждена, что с семиклассниками непременно надо читать именно «Тараса Бульбу», но решила попробовать. Мы в школе как читали этот текст? Казаки - молодцы, защитники веры и Отечества, Тарас Бульба - герой, Остап - герой, Андрий - предатель. И некоторые дети вот ровно этот слой и считывают, и больше не видят в тексте ничего. А кто-то видит ужасную жестокость происходящего.
И вот семиклассница спрашивает: «Как Тарас Бульба вообще мог убить своего сына? Я бы не смогла после этого жить». Или: «А почему полюбить полячку - плохо? Ведь «Ромео и Джульетта» - о том же?»
И это куда более глубокие вопросы - о коллективных, родовых ценностях и индивидуалистических ценностях, например. Но не со всеми детьми такой разговор оказывается возможен - для кого-то это слишком сложно. Ну и - детская ли это книга? В каком возрасте можно давать «Тараса Бульбу»? Нет ответа.
- Как заинтересовать детей чтением?
Ну, много есть разных способов. Кто-то мультфильмы снимает по классике, кто-то спектакли ставит… Мы вот в прошлом году в школе проводили «Библионочь» и в этом году проводим - когда вечером все собираются и читают вслух. В прошлом году директор Эдгара По читал, например, а библиотекарь младшим - сказку про Василису и ее куколку… Прялку принесла, кудель… И в темноте при мерцающем свете читала…
Чтобы дети читали - им надо понимать, что то, что они читают, имеет какое-то отношение к ним самим, к их опыту.
Ну вот не любят дети Некрасова - «Кому на Руси жить хорошо», например. Ну какое, кажется, отношение к ним имеет крестьянский вопрос в пореформенной России? Ищем вопросы, которые могут быть интересны.
Вот я попросила, например, представить, что они - группа исследователей, которые должны в художественной форме представить исследование - кому сейчас в современной России жить хорошо. Куда пойдете? Кого будете опрашивать? Кто войдет в вашу репрезентативную выборку? Они дают какие-то ответы, планируют свое исследование: чиновников опросим, военных, священника, фермера, многодетную мать, студента… - потом сравниваем, как эту задачу решает Некрасов - и оказывается, он ее решает похожим способом.
- Как быть, если ребенок заявляет: “Мне не нужна литература. Зачем мне читать? Я буду физиком”.
Прежде, чем ответить на этот вопрос ребенку, надо найти ответ на него для себя. Дети иногда задают вопрос “зачем учить стихи?” “Для развития памяти”, - плохой ответ. Когда я услышала этот вопрос, я стала думать “действительно, зачем?” и поняла, что иногда мне просто необходимо держать в голове какие-то поэтические строчки.
Если ребенок спрашивает “зачем мы это читаем?” - давайте подумаем вместе с ребенком. Книга - это накопленный человечеством опыт. Иногда это опыт переживания событий, с которыми мы пока не сталкивались или даже не хотим столкнуться - это помогает нам понять, как бы мы себя повели в той или иной ситуации, какой выбор бы сделали, к чему бы он мог привести. Не обязательно ставить эксперименты на себе - можно поставить их на литературном герое, прожить что-то с ним и пойти другим путем.
- Подросток может ответить на это “Пушкин устарел, Толстой уже не актуален”…
Времена меняются, а люди? Ну хорошо, сейчас можно разводиться - и что? Браки не распадаются, как в “Анне Карениной”? Развод перестал быть болезненным для всех, кто его переживает? Замужние и женатые люди перестали влюбляться в кого-то? Мы перестали восхищаться красотой мира? Никому звездной ночью не хочется куда-то полететь, как Наташе Ростовой?
А “двойки” за свободомыслие вы ставите? Пишут ли сейчас в сочинениях “Онегин - негодяй, а Татьяна - глупая”?
Пишут, конечно. И не такое пишут. Но я оцениваю ведь не правильность мысли - а то, насколько она хорошо обоснована, насколько опирается на текст. Сочинение - это довольно строгий жанр, он требует не только мнения, но и его обоснования.
Сочинения детям писать трудно. Они всё чаще стараются вместо серьезного большого сочинения сдать коротенький ответ, который можно в лучшем случае назвать кратким изложением тезисов.
Многих испортил ЕГЭ по русскому языку. Многократные тренировки в написании сочинения в части С по шаблону приводят к тому, что дети любой текст пытаются писать по этому шаблону. Или интересуются, какой шаблон существует для нововведенного выпускного сочинения, например.
Позволять свободу мысли детям необходимо. В литературе вообще не может быть единственного правильного мнения, но мнение может быть обоснованным и необоснованным, и вот учить детей ясно формулировать свое мнение, отличать «собственное мнение» от грубой брани или эмоционального оценочного суждения, обосновывать это мнение - это очень важно.
- Как быть с детьми, которые не расстаются с книгой? Хорошо это или плохо?
Я сама была таким ребенком, у меня было почти невозможно отнять книгу. Вроде бы хорошо. Но здесь есть довольно серьезная проблема: если книга для ребенка интереснее реальной жизни, она становится формой ухода от реальности.
Меня несколько пугает, когда люди постят в соцсетях фотографии какой-нибудь огромной библиотеки с подписью “так выглядит рай”. Ведь рай в человеческом представлении - место, где осуществятся все самые смелые мечты, где можно летать, ходить по чудесным краям, встречаться с теми, кого всю жизнь мечтал встретить, где вообще возможно всё. А человек мечтает вместо этого запереться с книгой - и вместо того, чтобы самому получать непосредственный опыт - только читать о том, как его получают другие. И вот когда человек однозначно предпочитает опосредованную реальность непосредственной - это довольно тревожный симптом. Может быть, жизнь не дает человеку достаточно ярких красок, интересных встреч, материала для осмысления?
- В чем заключается главная трудность преподавания литературы в современной школе?
Трудностей много, и разных. И то, что мало времени - и много текстов (в седьмом классе два часа в неделю - даже дети говорят, что им мало; в одиннадцатом - невозможно впихнуть весь русский двадцатый век в три часа в неделю, так что приходится мучительно выбирать, чем жертвовать). И то, что дети не особенно хотят читать программные тексты, да и некогда им это делать. У них много домашней работы, читают они или на каникулах, или когда болеют. У них просто нет времени на объемные произведения. И то, что бывает, что сколько ни бейся, сколько ни придумывай - класс не удается расшевелить, им всё равно неинтересно. Но бывает, конечно, когда чувствуешь: “есть контакт”. И глаза загораются, и текст оживает, и работать хочется.
Встретить ребенка, который взахлеб читает книги, большая редкость. Чаще дети не хотят читать ни школьную литературу, ни интересные для их возраста книги. Если вы вспомните свое детство, то в памяти всплывают десятки интересных рассказов, которые вы не только читали, но и в дальнейшем обсуждали со сверстниками. С современным подрастающим поколением все иначе. И причина этого - масштабный технический прогресс и появление огромного числа гаджетов.
Сейчас вместо книги ребенок с большим удовольствием посмотрит телевизор, поиграет в приставку, посидит в социальных сетях. Книгам конкурировать с медиаресурсами за внимание ребенка практически невозможно. Прогресс прогрессом, но, к сожалению, такой досуг приводит к неуспеваемости в школе, плохо развитому словарному запасу, неумению четко и грамотно излагать свои мысли. Уходит аспект нравственного и духовного воспитания, ведь ребенку не о чем мыслить, рассуждать и спорить. В голове остаются только ток-шоу, агрессивные фильмы и игры.
Наверняка вы неоднократно пытались убедить или даже заставить своего ребенка читать. Правда, эти убеждения оказались малоэффективны и работали лишь некоторое время. Большинство родителей задаются вопросами: «Почему современное поколение не интересуют книги?», «Как заставить ребенка читать?»
Причины проблемы
Почему же так происходит? Почему ребенок не хочет читать и, следовательно, развиваться? Существует ряд причин, многие из которых уже подробно описывались в книге Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное». Еще раз рассмотрим основные из них.
1. Интернет и ТВ
В чем опасность двух «пожирателей» времени?
Во-первых, ребенок хочет оставаться в виртуальном мире, потому что там ему интересно и очень комфортно, нет необходимости напрягаться и о чем-то думать. В Интернете и по ТВ все делают за тебя: думают, говорят, веселят. У ребенка отключено воображение, логическое мышление, так как интересная история уже снята или показана в картинках.
Во-вторых, ребенку нет необходимости концентрировать свое внимание на одной теме, ведь, когда что-то надоело, можно просто кликнуть мышкой или переключить канал. Все это приводит к тому, что ребенку чтение кажется слож
ным познавательным процессом, на который надо тратить много времени.
2. Переизбыток информации
Эта причина - следствие вышеописанного пункта. Наш мозг перегружен ненужной информацией. Реклама на ТВ, всплывающие рекламные баннеры в Интернете становятся пищей для нашего мозга. Можете представить, сколько ненужного откладывается в нашем сознании и подсознании, а что уж говорить о детской, только еще формирующейся психике.
3. Уроки, которые убивают интерес к чтению
Да-да, именно уроки литературы иногда служат причиной развития нелюбви, а зачастую и ненависти к чтению. Просмотрите школьную программу и найдите в ней рассказы, интересные и объективно соответствующие возрасту детей. Где там Том Сойер или рассказы Майна Рида? И пусть бросит в меня камень тот, кто ощутил восторг и удовольствие, читая и разбирая в школе «Слово о полку Игореве».
4. Пример родителей
Если родители заставляют ребенка читать и говорят: «Чтение - это интересно», «Книги необходимы для развития», «Начитанный человек добьется большего, чем неначитанный», - но при этом уже два года в руки не брали книгу, эффекта такие фразы точно не дадут. Ребенок всегда отдает предпочтение копированию моделей поведения родителя, чем услышанным от них советам и словам. Так же глупо и напрасно говорить о вреде курения своему ребенку, если вы курите.
5. Престижность чтения
Здесь все зависит от среды, в которой растет ребенок: если его друзья и сверстники обсуждают только новые компьютерные игры, то ребенок будет стремиться поиграть в новую игру и потом делиться своими впечатлениями со сверстниками. Если же в обществе, в котором растет ребенок, обсуждаются книги, герои, интересные сюжеты, то, приходя домой, подрастающий интеллектуал будет взахлеб читать книгу за книгой.
1. Интернет и ТВ и переизбыток информации
Составьте расписание, со скольки до скольки ребенок смотрит телевизор и сидит в Интернете. У ребенка должно быть время, когда он может просто посмотреть телевизор, полистать страницы в Интернете и его никто не будет за это отчитывать. Для ребенка в возрасте от 7 до 12 лет это время не должно превышать одного часа в день.
Есть еще одно дополнение к этому пункту: здесь также имеет значение, сколько времени сами родители проводят перед телевизором или компьютером. Для того чтобы ребенок принял новые правила, покажите ему положительный пример.
2. Уроки, которые убивают интерес к чтению
Необходимо объяснить ребенку, что урок - это только маленькая часть огромного мира литературы. И если не нравится формат урока, это еще не повод считать литературу скучной. Ваша задача - объяснить ребенку, что, несмотря на неинтересный подход учителя к предмету, читать все равно здорово. Также можете записать ребенка на курсы скорочтения, где ребенок научится читать гораздо быстрее, и процесс обучения будет доставлять удовольствие.
3. Пример родителей
Вам необходимо создать «читающую среду» дома. Для начала у вас должна быть домашняя библиотека, к которой вы часто подходите и откуда берете интересующую вас книгу. После прочтения нескольких глав необходимо высказывать свои впечатления и задавать вопросы членам семьи, как бы втягивая их в историю своей книги.
Необходимо создавать «книжные» традиции / обсуждайте прочитанные книги, рассказы, стихи
У устраивайте походы по книжным магазинам. Если вы предоставите ребенку возможность самостоятельно в книжном магазине выбрать себе любую понравившуюся книгу, он это обязательно сделает и дома начнет ее читать. Также можно применять маленькие хитрости. Например, сравните героя книги с реальным знакомым: «Слушай, сынок, главный герой в рассказе так похож на твоего друга Колю». Вы самостоятельно можете придумать множество хитростей, главное, чтобы от вас исходила инициатива и вы тоже читали.
4. Престижность чтения
Здесь тоже необходимо создать среду, но уже вне дома. Это может быть литературный или поэтический кружок, где дети смогут делиться мыслями о прочитанном. Хотя бы раз в неделю ребенок должен посещать такое место, где говорят о литературе. Можете проявить инициативу и на родительском собрании предложить классному руководителю устраивать для детей «читающие» классные часы или вечера. Для большинства детей чтение может стать любимым и увлекательным занятием: стоит лишь изменить отношение к чтению и научить ребенка дружить с книгами.
Тихий вечер. Горит торшер. В кресле сидит ваш ребенок с книжкой в руках. Читает. Удивительно идиллическая картинка, правда? А для многих родителей она нереальная. «Да что же это такое, – жалуются папы и мамы друг другу на своих нерадивых детей. – За все лето ни строчки не прочитал. Как его заставить книги читать – понятия не имею». Между тем, говоря так, они лишают и себя, и своего ребенка надежды на исправление ситуации, потому что заставить любить книги – нельзя. А вот сформировать у ребенка привычку читать – можно. Главное – понять, что мешало этому прежде.
Почему ребенок не читает книги
Мудрые люди еще тысячу лет назад замечали: нельзя требовать от других того, чего не в состоянии дать ты сам. К сожалению, большинство причин детского равнодушия к книгам нужно искать в семье. Итак, давайте разбираться, кто или что мешает вашему ребенку взять в руки книгу.
- У ребенка слишком много соблазнов для другого времяпрепровождения. Планшет, компьютер, сотовый телефон, игровая приставка появились в его жизни гораздо раньше, чем книги. Да, при помощи гаджетов родителям проще занять своего ребенка, но в результате он мечется от одного устройства к другому, а книги так и остаются на обочине его жизни.
- Ребенок не видит в чтении никакой ценности – ни информационной, ни культурной, ни развлекательной. Собственно, как ему это увидеть, если в его семье человек с книгой в руках – редкое явление. Родители, приходя домой с работы, первым делом включают телевизор или компьютер. Далее – поужинать, проверить уроки, что-то посмотреть в эфире или в сети, лечь спать. На выходных ждут магазины и гости, прогулки на свежем воздухе или домашние дела. И в этом расписании нет времени для чтения. А если честно, то и желания читать тоже нет. Даже если в детстве и юности вы читали взахлеб, сейчас – отвыкли, разучились, разленились. К тому же книг у вас дома – раз-два и обчелся. С кого вашему ребенку брать пример?
- Допустим, вы книгоман. Чтение – ваше любимое занятие. И тем страннее вам кажется нелюбовь к книгам собственного ребенка. В данном случае истоки проблемы очевидны: вы не являетесь для него авторитетом, другом, близким человеком – тем, к чьему мнению следовало бы прислушаться. Вы не умеете общаться со своим ребенком «по душам», а он не верит вам, что чтение необходимо и полезно.
- Вы так старательно воспитываете из своего ребенка вундеркинда, что сил на чтение для души у него не остается. Секции – спортивная и музыкальная, уроки иностранного языка и рисования – в детском расписании нет ни одной свободной минуты. Ребенок только и мечтает о том, чтобы поиграть с друзьями или побездельничать в одиночестве. И ему совсем не до книг. Он просто устал.
- Вы навязываете чтение своему ребенку. Он то и дело слышит фразы вроде «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь». Неудивительно, что чтение воспринимается им в лучшем случае как довольно обременительное занятие, в худшем – как наказание. В результате ребенок игнорирует его при каждом удобном случае.
- Чтение как процесс дается ребенку с трудом. Может, он и хотел бы получать от него удовольствие, только читает он плохо, многие слова для него непонятны. Беря в руки книгу, ребенок чувствует себя недостойным ее. Плохим и глупым ему быть не хочется, поэтому он старается избегать лишних встреч с художественными произведениями.
По данным статистики, еще 20 лет назад 80% детей и взрослых прочитывали хотя бы одну книгу в год. Сейчас этот показатель составляет около 60%. Более того – если в 70-е гг. прошлого века вслух своим детям читали 80% родителей, то в настоящее время таковых практически не осталось. Так что борьбу за возвращение детей к литературе взрослым нужно начинать с себя.
Как ребенку привить любовь к чтению
Как же помочь маленькому человеку окунуться в мир книг? И можно ли привить любовь к чтению, или это способность, данная от рождения? Можно. Правда, для этого придется начать с себя.
- Воспитывайте на личном примере. Как часто ваш ребенок видит вас с книгой в руках? Если вы читаете постоянно, то и ваши дети задумаются о важности и нужности этого занятия. Ведь детям так хочется во всем подражать взрослым. Но если в семье маму не оторвать от сериалов, а папа целиком и полностью принадлежит компьютерным играм, то странно было бы ожидать от ребенка иных моделей поведения. Всячески давайте понять ребенку, что книга – важный элемент повседневной жизни, без которого человек не может состояться как личность, и что в вашей семье не читать – это странно и удивительно.
- Приучайте ребенка трудиться и любое начатое дело доводить до конца. Казалось бы, какое отношение эта способность имеет к чтению? Ответим: самое непосредственное. Чтение – это такой же труд, который требует определенных усилий. Если ребенок ленив, то вряд ли ему захочется открывать книгу.
- Попытайтесь по максимуму исключить из своей жизни современные гаджеты. Установите правило: телефон – для разговоров, компьютер – для работы. Телевизор – только по необходимости.
- Читайте ребенку перед сном. Только постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был не обязательной рутиной, а любимым ритуалом. Читайте эмоционально, вдохновенно, «вкусно». Пусть ребенок чувствует, что знакомство с книгами – это увлекательное путешествие, которое является не наказанием, а наградой.
- Пусть ребенок читает вслух вам. Схитрите: допустим, вы заняты какими-то неотложными делами. Почему бы ребенку не развлечь вас чтением? Заодно потренируется в технике, а после – заслужит похвалу.
- Обсуждайте с ребенком прочитанное. Даже если он вас не спрашивает о том, что вы сейчас читаете, все равно делитесь с ним впечатлениями о сюжетных перипетиях, характерах героев, мотивах их поступков. «Знаешь, я сейчас читаю одну книгу, мне интересно, что ты думаешь по поводу…»; «Главный герой сделал очень сложный выбор, а как бы ты поступил на его месте…» – чем не начало семейной литературной дискуссии?
- Не заставляйте ребенка любить книги насильно. Ему и так достается от школьных учителей с их обязательными программами по литературе. Если и вы еще станете цербером, то ребенок не проникнется таинством чтения никогда. Тем более ни в коем случае нельзя делать книги наказанием за проступки, мол, виноват – теперь сиди дома и читай. Нужно придумать, как вывернуть ситуацию наизнанку: поступил плохо – значит, будешь лишен чтения.
- Помогите маленькому человеку найти «свои» книги. Он не обязан любить ту литературу, которая нравилась вам в его возрасте, ведь у него свои вкусы и предпочтения. Неинтересное ему и в школе предложат с избытком, а домашнее чтение должно быть исключительно для души. Предложите ему литературу, исходя из его собственных интересов. А еще лучше – позвольте ему самому сделать выбор.
- Регулярно посещайте книжные магазины. Позвольте ребенку понять, как это интересно – бродить вдоль стеллажей, перебирать страницы, вдыхать запах свежих книжных переплетов. Покажите ему, где размещаются аннотации к изданиям. Пусть он сам выберет и купит ту книгу, которая его заинтересовала.
- Устраивайте семейные чтения. Сделайте их альтернативой совместного просмотра ТВ-программ. Да, ломать устоявшиеся привычки непросто, но наградой вашим усилиям станет однажды заданный вашим ребенком вопрос: «А мы будем сегодня читать?» И пускай книжная история прервется на самом интересном месте. Тогда велик шанс, что ребенок будет с нетерпением ждать встречи с ней. А может, сам захочет узнать развязку и дочитает книгу самостоятельно.
По большому счету, привлечь внимание ребенка к книге не так уж и трудно. Гораздо сложнее это внимание удержать. Некоторые педагоги советуют строить художественные мосты между литературной и реальной жизнью. К примеру, можно сравнивать героев книг с людьми из жизни или проецировать сюжетные линии на окружающую действительность. Еще можно совместить чтение с другими увлечениями ребенка: заняться иллюстрированием или инсценированием книжного мира.
Что касается дневника чтения, который иногда рекомендуют вести учителя, то это весьма спорный момент. С одной стороны, записи о прочитанном дисциплинируют. С другой – делают чтение таким же обязательным занятием, как и выполнение школьного домашнего задания. В этом случае удовольствие от знакомства с книгой ребенок вряд ли получит.
Если вы всерьез намерены наладить отношения своего ребенка с книгами, то будьте последовательны. Это процесс непростой и небыстрый. Но, чтобы прийти к желанному результату, требуйте с себя не менее строго, чем с детей. И помните: врожденная любовь к чтению – это миф. Это чувство можно только воспитать, так что все в ваших руках.
Давайте сначала попробуем разобраться, почему и тогда ответ придёт сам по себе.
Мы говорим о детях разного возраста, значит, причины могут быть разные.
Если это ребенок - дошкольник. Сейчас очень рано и поэтому читающий дошкольник вполне обычное явление. Но нельзя забывать, что чтение - очень сложный физиологический процесс, который требует больших усилий со стороны читателя. Нам, взрослым, уже трудно вспомнить, как тяжело было читать, потому что мы научились читать давным-давно и сейчас это происходит автоматически.
Можно сколько угодно объяснять ребенку, что читать полезно и модно, что читать необходимо, но пока ребенок сам не поймет, что читать можно легко и даже весело, о любви к книге говорить не приходится.
Хотите, чтобы ребенок полюбил чтение и читал с интересом? Создайте условия для этого, помогите ребенку быстрее овладеть навыком чтения. И
Какие приемы вы используете, чтобы помочь ребенку овладеть навыком чтения? Пишите в комментариях.
лОЙЗЙ Ч ОБЫЕК ЦЙЪОЙ
чЩРХУЛ 97.
дПВТЩК ДЕОШ!
хЧБЦБЕНЩК ЮЙФБФЕМШ! ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС С, ЛБЛ ЗЕТПК ЛОЙЗЙ «мЕЗЕОДБ
П фЙММЕ хМЕОЫРЙЗЕМЕ», РПУФПСООП МПЧМА УЕВС ОБ НЩУМЙ П ФПН, ЮФП ДБЧОП ОЕ
ЧЩРХУЛБМБ УЧПЙ ТБУУЩМЛЙ. й УЕЗПДОС У ХФТБ С ТЕЫЙМБ ОБЮБФШ «ОПЧХА ЦЙЪОШ» У ФПЗП,
ЮФПВЩ УДЕМБФШ ЮФП-ОЙВХДШ ИПТПЫЕЕ Й РПМЕЪОПЕ. оХ, ОБРТЙНЕТ, ТБУУЩМЛХ ЧЩРХУФЙФШ.
ъБНЕЮБМЙ МЙ ЧЩ, ЮФП ДЕФЕК ВЩЧБЕФ УМПЦОП ЪБУФБЧЙФШ ЮЙФБФШ ЛОЙЗЙ? лБЛ ЧЩ ДХНБЕФЕ,
РПЮЕНХ? рПФПНХ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛХ ЗПТБЪДП РТПЭЕ «ТБЪЧМЕЛБФШ» УЕВС У РПНПЭША ВПМЕЕ
УПЧТЕНЕООЩИ УРПУПВПЧ РПМХЮЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. пДОП ДЕМП - ЮЙФБФШ ЛОЙЗХ Й ЫБЗ ЪБ
ЫБЗПН РТЕДУФБЧМСФШ УЕВЕ ФП, П ЮЕН ИПФЕМ УЛБЪБФШ БЧФПТ. дТХЗПЕ ДЕМП - РПУНПФТЕФШ
5-НЙОХФОЩК НХЪЩЛБМШОЩК ЛМЙР ЙМЙ 1-НЙОХФОПЕ ЧЙДЕП У
Youtube
.
рМПИП ЬФП ЙМЙ ИПТПЫП? оЕДБЧОП НОЕ Ч йОФЕТОЕФЕ РПРБМБУШ ЙОФЕТЕУОБС УФБФШС ОБ ЬФХ ФЕНХ ПФ ЛПЗП-ФП ЙЪ ТПУУЙКУЛЙИ ХЮЕОЩИ. ч ОЕК ЗПЧПТЙМПУШ, ЮФП ОЩОЕЫОЙЕ ДЕФЙ ПВМБДБАФ ЛМЙРПЧЩН НЩЫМЕОЙЕН. ф.Е. ЕУМЙ ТЕВЕОЛХ РПЛБЪБФШ ЛБТФЙОЛХ, ОБ ЛПФПТПК МЙУЙГБ ИПЮЕФ РПКНБФШ ЧПТПОХ, ЛПФПТБС ДЕТЦЙФ ЧП ТФХ УЩТ, ФП ТЕВЕОПЛ ПРЙЫЕФ, ЮФП ЛФП-ФП ИПЮЕФ РПКНБФШ ЛПЗП-ФП, Х ЛПФПТПЗП ЕУФШ ЮФП-ФП ЧП ТФХ. ф.Е. ДЕФБМЙ ХКДХФ ЙЪ ПРЙУБОЙС.
юФПВЩ ОБХЮЙФШ ДЕФЕК ЮЙФБФШ… ОБДП ЮЙФБФШ. рТЙЮЕН ЧНЕУФЕ У ДЕФШНЙ, РПЛБ ПОЙ ЕЭЕ НБМЕОШЛЙЕ. ъБПДОП НОПЗП ОПЧПЗП ХЪОБЕФЕ. оБРТЙНЕТ, ЧЮЕТБ С ЧЛМАЮЙМБ ФЕМЕЧЙЪПТ Й У ХДЙЧМЕОЙЕН ХУМЩЫБМБ ТЕЛМБНХ ОЕЛПЕЗП ТЕУФПТБОБ, ЛПФПТЩК ПВЕЭБМ, ЮФП «нБЫБ» ВХДЕФ Ч ЛБЦДПН ВХФЕТВТПДЕ… у ФЕИ РПТ С ДХНБА, ЮФП, ОБЧЕТОП, ВХДХ ПВИПДЙФШ ЬФЙ ТЕУФПТБОЩ УФПТПОПК (ОБ ЧУСЛЙК УМХЮБК). оБЧЕТОП, ПОЙ ОЕ ЬФП ЙНЕМЙ Ч ЧЙДХ? уЛПТЕЕ ЧУЕЗП, Ч ВХФЕТВТПДЕ ВХДЕФ ЛБТФЙОЛБ нБЫЙ ЙМЙ ЙЗТХЫЛБ? юЙФБС ТЕВЕОЛХ УЛБЪЛЙ, С МЙЮОП ЧЩОХЦДЕОБ «РЕТЕЧПДЙФШ» ЙИ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ. рПФПНХ ЮФП ОЕРПОСФОП, ЛФП ЙИ РЙУБМ, Й ЪБЮЕН Ч ОЙИ ФБЛ ЮБУФП ХРПФТЕВМСАФУС ХУФБТЕЧЫЙЕ УМПЧБ, ПВПЪОБЮБАЭЙЕ ФЕ РТЕДНЕФЩ ЙМЙ СЧМЕОЙС, У ЛПФПТЩНЙ ТЕВЕОПЛ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ОЕ УФПМЛОЕФУС. оБРТЙНЕТ, «УХУЕЛЙ». еУМЙ ЙОФЕТЕУОП, ЮФП ЬФП ФБЛПЕ, ЪБЧЕДЙФЕ УЕВЕ РПМЕЪОХА РТЙЧЩЮЛХ (С ЕК ОЕДБЧОП ХЦЕ ПВЪБЧЕМБУШ) - ЛБЛ ФПМШЛП РПДПВОПЕ УМПЧП РПРБДБЕФУС, УНПФТЙФЕ Ч РПЙУЛПЧЙЛЕ, ЮФП ПОП ЪОБЮЙФ. й, ЕУМЙ УМПЧП ХУФБТЕЧЫЕЕ, НБМПХРПФТЕВЙФЕМШОПЕ - ФП ОЕЦЕМБФЕМШОП ДЕФЕК ПВХЮБФШ ЕНХ Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ… еУФШ ЕЭЕ НОПЗП УМПЧ, ЛПФПТЩЕ ОХЦОП ЪБРПНОЙФШ. мЙЫШ ОЕНОПЗЙЕ ТПУУЙКУЛЙЕ РЙУБФЕМЙ (рХЫЛЙО, ОБРТЙНЕТ), ЙУРПМШЪПЧБМЙ Ч УЧПЕН ФЧПТЮЕУФЧЕ ВПМЕЕ 50 000 УМПЧ. чУЕ ПУФБМШОЩЕ Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ТЕЮЙ ПВЩЮОП ПЗТБОЙЮЙЧБАФУС 2000 РТЙ ПВЭЕН ЪБРБУЕ ПЛПМП 10 000 УМПЧ.
юФЕОЙЕ - ЬФП ФП, ПФ ЮЕЗП НПЦОП… ТЕБМШОП РПМХЮБФШ
ХДПЧПМШУФЧЙЕ!!! (йОБЮЕ ЪБЮЕН ЮЙФБФШ?) лПОЕЮОП, ВЩЧБАФ УЛХЮОЩЕ ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ
ЛОЙЗЙ, ФБЛЙЕ, ЛБЛ, ОБРТЙНЕТ, ТХЛПЧПДУФЧП РП ЬЛУРМХБФБГЙЙ, ОП Й ЙИ ФПЦЕ РПМЕЪОП
ЮЙФБФШ (ИПФС ВЩ РП ДЙБЗПОБМЙ ЙМЙ Ч УМХЮБСИ, ЕУМЙ ФЕИОЙЛБ УМПНБМБУШ, ФБН ЕУФШ
ПВЩЮОП ПФЧЕФЩ ОБ ЮБУФП ЪБДБЧБЕНЩЕ ЧПРТПУЩ ФЙРБ: «рТПЧЕТШФЕ, ЧЛМАЮЕО МЙ ЬМЕЛФТЙЮЕУЛЙК
ФПЛ» Й Ф.Д.).
оЕ ОХЦОП ЮЙФБФШ ФП, ЮФП ЧБН УПЧЕФХАФ. оХЦОП ЮЙФБФШ ФП, ЮФП ЧБН ЙОФЕТЕУОП Ч
ФЕЛХЭЙК НПНЕОФ ЦЙЪОЙ. пВЩЮОП ЬФП МЙВП ФП, ЮФП РПМЕЪОП, МЙВП ФП, ЮФП ДПУФБЧМСЕФ
ХДПЧПМШУФЧЙЕ. лПНХ-ФП ОТБЧЙФУС ЖЬОФЕЪЙ, ЛПНХ-ФП - МАВПЧОЩЕ ТПНБОЩ ЙМЙ ДЕФЕЛФЙЧЩ,
Б ЛФП-ФП ОЕ ЮЙФБЕФ ЧППВЭЕ. с ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС РТЕДРПЮЙФБМБ ДЕМПЧХА МЙФЕТБФХТХ.
еУМЙ ЧЩ УБНЙ ОЙЮЕЗП ОЕ ЮЙФБЕФЕ, ФП ОЕ УМЕДХЕФ ПЦЙДБФШ ПФ ДЕФЕК, ЮФП ЧНЕУФП
ФПЗП, ЮФПВЩ РПУНПФТЕФШ ЛТБУПЮОЩК, ПЪЧХЮЕООЩК РТПЖЕУУЙПОБМШОЩНЙ БЛФЕТБНЙ Й
НХЪЩЛБОФБНЙ НХМШФЖЙМШН ЙМЙ ЛЙОП, ДЕФЙ ХФЛОХФУС Ч ЛОЙЗХ Й ВХДХФ ЮБУБНЙ ЕЕ УБНЙ
ЮЙФБФШ. рПНПЗЙФЕ ЙН! (еУМЙ, ЛПОЕЮОП, ИПФЙФЕ ОБХЮЙФШ ЙИ). еУМЙ ЧЩ УБНЙ ДБЧОП
ОЙЮЕЗП ОЕ ЮЙФБМЙ - РПРТПВХКФЕ ОБЮБФШ ИПФС ВЩ У ЦХТОБМПЧ. рЕТЙПДЙЮЕУЛЙ
РТПЮЙФЩЧБКФЕ РП 1-2 УФБФШЙ Ч ДЕОШ (НПЦОП Ч йОФЕТОЕФЕ). рПУФЕРЕООП ЧЩТБВПФБЕФУС
РПМЕЪОБС РТЙЧЩЮЛБ.
оХ Й РПУМЕДОЕЕ. оЕ ФТБФШФЕ УЧПЕ ДТБЗПГЕООПЕ ЧТЕНС ОБ ЮФЕОЙЕ
ФПМШЛП РПФПНХ, ЮФП ФБЛ «ОХЦОП». еУФШ ВПМЕЕ ЛПТПФЛЙЕ УРПУПВЩ РПМХЮЕОЙС
ЙОЖПТНБГЙЙ. еУМЙ ТЕВЕОЛХ ЪБДБМЙ ЪБ 3 ДОС РТПЮЙФБФШ «чПКОХ Й НЙТ», ЧПЪНПЦОП, УФПЙФ
РПУНПФТЕФШ ЖЙМШН Й РПЮЙФБФШ ЛТБФЛХА БООПФБГЙА (ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ОЕ
ИПЮЕФ ЮЙФБФШ). йЭЙФЕ ТБЪОЩЕ УРПУПВЩ!
еУМЙ ЧБН ОБДП РТПЮЙФБФШ ЮФП-ФП УЛХЮОПЕ - РПРТПВХКФЕ ОБКФЙ Ч ЬФПН УЧПК ЙОФЕТЕУ
(ЛБЛ Ч РТЙЧЕДЕООПН ЧЩЫЕ РТЙНЕТЕ РТП «нБЫХ»). рПЙЭЙФЕ Ч йОФЕТОЕФЕ ЧЙДЕП,
ЧПЪНПЦОП, ЛФП-ФП ЕЗП ДМС ЧБУ ХЦЕ РПДЗПФПЧЙМ. й ЧНЕУФП УЛХЮОПЗП «ЪТС»
РПФТБЮЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ ЧЩ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РПУНПФТЙФЕ ЙОФЕТЕУОЩК ЧЙДЕПТПМЙЛ, Ч
ЛПФПТПН ЛФП-ФП ВХДЕФ ЪБИЧБФЩЧБАЭЕ ТБУУЛБЪЩЧБФШ ЧБН, ОБРТЙНЕТ, П ФПН, ЮЕН ПДЙО
БЧФПНПВЙМШ ПФМЙЮБЕФУС ПФ ДТХЗПЗП.
рЙЫЙФЕ НОЕ!
с ВХДХ РХВМЙЛПЧБФШ чБЫЙ РЙУШНБ РП НЕТЕ ФПЗП, ЛБЛ ПОЙ РПДПКДХФ РПД ЛБЛХА-МЙВП ЙЪ ПВУХЦДБЕНЩИ ФЕН. рЙЫЙФЕ НОЕ ОБ iigolkina @ mail . ru . рЙУШНБ ВЕЪ УРЕГЙБМШОЩИ РПНЕФПЛ НПЗХФ ВЩФШ ПРХВМЙЛПЧБОЩ. зТБННБФЙЮЕУЛЙЕ ПЫЙВЛЙ ВХДХФ ЙУРТБЧМЕОЩ НОПК Ч ГЕМСИ УПИТБОЕОЙС чБЫЕК ЛПОЖЙДЕОГЙБМШОПУФЙ.