Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать? Ребенок не хочет читать Ребенок отказывается читать что делать.

Стоит ли радоваться, если ребенок не расстается с книгой? Что делать, если школьник совсем не читает? Какое произведение разбирать в седьмом классе - сказки Пушкина или «Тихий Дон»? Писатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова отвечает на вопросы родителей о литературе в жизни их детей.

- Ирина, что происходит сегодня с чтением - дети читают? Или все - перестали?

Ответ на этот вопрос будет таким же, как и ответ на вопрос “читают ли современные взрослые?” Есть люди, которых не оторвать от книги, а есть те, кто не знает, как выглядит книга. Так было всегда, и в советские времена тоже.

Мы часто слышим “раньше больше читали”, но не надо забывать, что способы передачи информации всё время меняются. Довольно долго в человеческой истории книг вообще не было, вся информация от поколения к поколению передавалась в устной форме. Потом книги появились, но их было мало, и грамотными были далеко не все. Со временем книга стала практически монополистом в передаче информации, а теперь стремительно это положение теряет.

Развитие человечества остановить нельзя, нельзя заставить человека вернуться в какой-то условно золотой век - век устной традиции или век монополии книги.

Можно ли научиться вязать по книге? Можно, но проще сделать это по видеоурокам. Можно ли поставить по книге английское произношение? Разумеется, я сама в школе так себе его ставила - по самоучителю госкурсов иняза перед зеркалом, но аудио- и видеозаписи в этом смысле принесут больше пользы. О жизни обитателей океанских глубин можно узнавать из книги, а можно из фильмов ВВС, например.

В этом смысле книгу теснят со всех сторон другие носители информации - но при этом, разумеется, книга может то, чего не могут они. И дети, конечно, очень быстро обучаются пользоваться другими носителями информации - требующими от них меньше усилий, чем чтение. А человеку вообще свойственно минимизировать усилия. Это, впрочем, не значит, что сложные умения не нужны.

- А художественную литературу может в таком случае заменить экранизация?

Это уже зависит от того, какую цель вы преследуете. Можем ли мы по экранизации “Тихого Дона” составить представление о жизни казачьего общества? Конечно. Передаст ли экранизация полноценно художественный мир, построенный Шолоховым? Вряд ли. Если ребенку достаточно знать имена героев и основные события, ему будет достаточно и экранизации. Если он хочет большего - придется читать. Кстати, многие ли из нас, взрослых, сами прочитали «Тихий Дон» от начала до конца?

На заключительном туре Всероссийской олимпиады по литературе, который прошел в начале апреля, одним из заданий творческого тура было - сравнить фрагмент экранизации классики с самим произведением. Десятиклассникам, например, достался фрагмент фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. Разумеется, при переводе произведения с языка художественной литературы на киноязык произведение что-то теряет, но что-то и приобретает, и это очень интересно сравнивать. Но, конечно, нельзя сказать, что Обломов Никиты Михалкова - это и есть гончаровский Обломов.

Надо ли запретить школьникам смотреть экранизации? Конечно, нет.

Мы очень многие произведения мировой классики представляем себе по переводам и пересказам. В этом случае нам надо читать “Божественную комедию” Данте только в оригинале, ведь перевод тоже меняет оригинальную версию. И «Робинзона Крузо» адаптированного и сокращенного детям давать не надо - только полную версию, только хардкор.

Современные гаджеты: планшеты, электронные книги ведь способствуют развитию навыка чтения у детей - все время читаешь-читаешь?

Совершенно нормально, что с развитием технического прогресса меняются носители информации. Меняются ли при этом наши дети - другой вопрос. Если раньше после уроков они часами болтали с друзьями по телефону, толпились в чужих подъездах и сидели на скамейках, то теперь переписываются в чатах. Потребность та же - общаться друг с другом как можно больше, только теперь это общение выглядит иначе.

Но технология - это только технология. Трудно сказать, меняет ли она человека. Вряд ли дети, которые не читали бумажные книги, вдруг начнут читать электронные. А психологи предупреждают: если ребенку с малолетства совать в руки планшет, когда надо, чтобы он посидел тихо, это ничего хорошего для его развития не дает.

- Как же вырастить читающего ребенка?

У ребенка должен быть навык чтения. Чтобы он читал, ему нужна среда, в которой чтение - это норма жизни, часть жизни; когда есть привычка узнавать о чем-то из книги, обращаться к книге в поисках ответа на какой-то вопрос. Родители часто думают, что достаточно класть ребенку на стол книги, которые им самим в детстве нравились, и напоминать ему, чтобы читал, - и тогда он зачитает. Но каждый, наверное, любит читать про себя. И современные дети тоже.

Родители жалуются: почему он не читает? А сами они - читают? Что нового прочитали в последнее время, кроме как сходили по ссылкам из фейсбука?

А сами - приносили ему новые книги современных авторов, где речь идет о таких же детях, как они сами? Современные родители очень консервативны - им часто кажется, что после Чуковского и Маршака, после Гайдара и Каверина в детской литературе вообще уже больше ничего хорошего не было.

Читайте сами, создавайте традицию чтения, читайте вслух ребенку перед сном, пусть он видит вас с книгой, пусть у него в комнате будут книги, которые он может брать и читать, пусть у него будет время это делать. Хорошо, если мы сможем понять, что ребенка волнует сейчас, и подкинуть ему хороших книг по волнующим его вопросам.

- Если ребенок всё равно не читает, надо ли его заставлять?

Можно ли заставить полюбить? Помните принца из «Красной шапочки»? «Тебя излупят плетками, и ты полюбишь меня, как миленькая». Одна хорошая мама сына-математика рассказала мне о своей концепции “впихивания и всасывания”. Можно в ребенка впихивать что-то - тогда есть вероятность, что он начнет сопротивляться и извергать впихнутое обратно. А можно создать для него питательную среду - и тогда он сам будет всасывать из нее столько, сколько может.

Но здесь от родителя очень многое зависит: и разговаривать с ребенком, чтобы понять, что его интересует, что нравится, что волнует, и держать нос по ветру, разбираясь в книжных новинках, и читать с ним вслух, и делиться чем-то интересным из прочитанного, и, в конце концов, книжный шкаф с интересными книгами ему поставить в комнату.

- Школьная программа - это “интересные” книги?

Важно понимать, что сейчас нет единой школьной программы по литературе, утвержденной государством. У нас есть Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС. Он не содержит списка книг - он содержит требования к тому, что ребенок должен уметь на выходе из школы, чему его должны научить на уроках литературы. Проще говоря, он на выходе должен стать квалифицированным читателем.

В соответствии с требованиями ФГОС создаются примерные образовательные программы - сейчас такая программа разработана для 5-9 классов. Логика у нее такая: есть - A, B и C. Список А - обязательные произведения конкретных авторов, это просто золотой стандарт, без которого никак-никак нельзя. Список B - обязательные авторы, но произведения на выбор (например, читать “Нос” или “Шинель” Гоголя - учитель может решить сам). Список C - авторы на выбор, учитель может выбрать сам и авторов из этого списка, и их произведения. А уже в рамках этой примерной программы учитель или сам создает рабочую программу, или берет готовую, созданную каким-то методистом.

Для 10-11 классов такой программы пока нет, ее разработка как раз сейчас ведется и вызывает много споров. Определенную планку задает и ЕГЭ по литературе: чтобы сдать ЕГЭ, надо прочитать вполне конкретный список произведений , он содержится в так называемом кодификаторе, и этот список в значительной степени определяется традицией. Но когда начинаются скандалы в СМИ «почему в школьную программу входит то-то» - это обычно от непонимания, что единой программы нет. Да и быть не может: дети очень разные, с разным читательским уровнем, с разной потребностью в чтении - и поэтому изучение литературы просто не может быть одинаковым для всей страны. И ответить на вопрос «интересны ли произведения в школьной программе» - тоже нельзя: одному интересно одно, другому другое. И классика бывает тяжела - и тогда задача учителя помочь школьнику с ней справиться.

- В каком возрасте ребенку можно дать “взрослые” книги? Поймет ли девятиклассник “Анну Каренину”?

Кто-то поймет, а кто-то нет. А кто-то сейчас поймет одно, через пять лет другое, а через десять - третье. Дети одного и того же возраста - очень разные психологически: кто-то в восьмом классе читает волшебные сказки, а кто-то Кафку и Беккета. Одно и то же произведение они понимают по-разному.

Вот, скажем, некоторые варианты программы предлагают «Тараса Бульбу». Я не убеждена, что с семиклассниками непременно надо читать именно «Тараса Бульбу», но решила попробовать. Мы в школе как читали этот текст? Казаки - молодцы, защитники веры и Отечества, Тарас Бульба - герой, Остап - герой, Андрий - предатель. И некоторые дети вот ровно этот слой и считывают, и больше не видят в тексте ничего. А кто-то видит ужасную жестокость происходящего.

И вот семиклассница спрашивает: «Как Тарас Бульба вообще мог убить своего сына? Я бы не смогла после этого жить». Или: «А почему полюбить полячку - плохо? Ведь «Ромео и Джульетта» - о том же?»

И это куда более глубокие вопросы - о коллективных, родовых ценностях и индивидуалистических ценностях, например. Но не со всеми детьми такой разговор оказывается возможен - для кого-то это слишком сложно. Ну и - детская ли это книга? В каком возрасте можно давать «Тараса Бульбу»? Нет ответа.

- Как заинтересовать детей чтением?

Ну, много есть разных способов. Кто-то мультфильмы снимает по классике, кто-то спектакли ставит… Мы вот в прошлом году в школе проводили «Библионочь» и в этом году проводим - когда вечером все собираются и читают вслух. В прошлом году директор Эдгара По читал, например, а библиотекарь младшим - сказку про Василису и ее куколку… Прялку принесла, кудель… И в темноте при мерцающем свете читала…

Чтобы дети читали - им надо понимать, что то, что они читают, имеет какое-то отношение к ним самим, к их опыту.

Ну вот не любят дети Некрасова - «Кому на Руси жить хорошо», например. Ну какое, кажется, отношение к ним имеет крестьянский вопрос в пореформенной России? Ищем вопросы, которые могут быть интересны.

Вот я попросила, например, представить, что они - группа исследователей, которые должны в художественной форме представить исследование - кому сейчас в современной России жить хорошо. Куда пойдете? Кого будете опрашивать? Кто войдет в вашу репрезентативную выборку? Они дают какие-то ответы, планируют свое исследование: чиновников опросим, военных, священника, фермера, многодетную мать, студента… - потом сравниваем, как эту задачу решает Некрасов - и оказывается, он ее решает похожим способом.

- Как быть, если ребенок заявляет: “Мне не нужна литература. Зачем мне читать? Я буду физиком”.

Прежде, чем ответить на этот вопрос ребенку, надо найти ответ на него для себя. Дети иногда задают вопрос “зачем учить стихи?” “Для развития памяти”, - плохой ответ. Когда я услышала этот вопрос, я стала думать “действительно, зачем?” и поняла, что иногда мне просто необходимо держать в голове какие-то поэтические строчки.

Если ребенок спрашивает “зачем мы это читаем?” - давайте подумаем вместе с ребенком. Книга - это накопленный человечеством опыт. Иногда это опыт переживания событий, с которыми мы пока не сталкивались или даже не хотим столкнуться - это помогает нам понять, как бы мы себя повели в той или иной ситуации, какой выбор бы сделали, к чему бы он мог привести. Не обязательно ставить эксперименты на себе - можно поставить их на литературном герое, прожить что-то с ним и пойти другим путем.

- Подросток может ответить на это “Пушкин устарел, Толстой уже не актуален”…

Времена меняются, а люди? Ну хорошо, сейчас можно разводиться - и что? Браки не распадаются, как в “Анне Карениной”? Развод перестал быть болезненным для всех, кто его переживает? Замужние и женатые люди перестали влюбляться в кого-то? Мы перестали восхищаться красотой мира? Никому звездной ночью не хочется куда-то полететь, как Наташе Ростовой?

А “двойки” за свободомыслие вы ставите? Пишут ли сейчас в сочинениях “Онегин - негодяй, а Татьяна - глупая”?

Пишут, конечно. И не такое пишут. Но я оцениваю ведь не правильность мысли - а то, насколько она хорошо обоснована, насколько опирается на текст. Сочинение - это довольно строгий жанр, он требует не только мнения, но и его обоснования.

Сочинения детям писать трудно. Они всё чаще стараются вместо серьезного большого сочинения сдать коротенький ответ, который можно в лучшем случае назвать кратким изложением тезисов.

Многих испортил ЕГЭ по русскому языку. Многократные тренировки в написании сочинения в части С по шаблону приводят к тому, что дети любой текст пытаются писать по этому шаблону. Или интересуются, какой шаблон существует для нововведенного выпускного сочинения, например.

Позволять свободу мысли детям необходимо. В литературе вообще не может быть единственного правильного мнения, но мнение может быть обоснованным и необоснованным, и вот учить детей ясно формулировать свое мнение, отличать «собственное мнение» от грубой брани или эмоционального оценочного суждения, обосновывать это мнение - это очень важно.

- Как быть с детьми, которые не расстаются с книгой? Хорошо это или плохо?

Я сама была таким ребенком, у меня было почти невозможно отнять книгу. Вроде бы хорошо. Но здесь есть довольно серьезная проблема: если книга для ребенка интереснее реальной жизни, она становится формой ухода от реальности.

Меня несколько пугает, когда люди постят в соцсетях фотографии какой-нибудь огромной библиотеки с подписью “так выглядит рай”. Ведь рай в человеческом представлении - место, где осуществятся все самые смелые мечты, где можно летать, ходить по чудесным краям, встречаться с теми, кого всю жизнь мечтал встретить, где вообще возможно всё. А человек мечтает вместо этого запереться с книгой - и вместо того, чтобы самому получать непосредственный опыт - только читать о том, как его получают другие. И вот когда человек однозначно предпочитает опосредованную реальность непосредственной - это довольно тревожный симптом. Может быть, жизнь не дает человеку достаточно ярких красок, интересных встреч, материала для осмысления?

- В чем заключается главная трудность преподавания литературы в современной школе?

Трудностей много, и разных. И то, что мало времени - и много текстов (в седьмом классе два часа в неделю - даже дети говорят, что им мало; в одиннадцатом - невозможно впихнуть весь русский двадцатый век в три часа в неделю, так что приходится мучительно выбирать, чем жертвовать). И то, что дети не особенно хотят читать программные тексты, да и некогда им это делать. У них много домашней работы, читают они или на каникулах, или когда болеют. У них просто нет времени на объемные произведения. И то, что бывает, что сколько ни бейся, сколько ни придумывай - класс не удается расшевелить, им всё равно неинтересно. Но бывает, конечно, когда чувствуешь: “есть контакт”. И глаза загораются, и текст оживает, и работать хочется.

Встретить ребенка, который взахлеб читает книги, большая редкость. Чаще дети не хотят читать ни школьную литерату­ру, ни интересные для их возраста книги. Если вы вспомни­те свое детство, то в памяти всплывают десятки интересных рассказов, которые вы не только читали, но и в дальнейшем обсуждали со сверстниками. С современным подрастающим поколением все иначе. И причина этого - масштабный техни­ческий прогресс и появление огромного числа гаджетов.

Сейчас вместо книги ребенок с большим удовольствием по­смотрит телевизор, поиграет в приставку, посидит в социаль­ных сетях. Книгам конкурировать с медиаресурсами за внимание ребенка практически невозможно. Прогресс прогрессом, но, к сожалению, такой досуг приводит к неуспеваемости в школе, плохо развитому словарному запасу, неумению четко и грамотно излагать свои мысли. Уходит аспект нравственного и духовного воспитания, ведь ребенку не о чем мыслить, рассу­ждать и спорить. В голове остаются только ток-шоу, агрессив­ные фильмы и игры.

Наверняка вы неоднократно пытались убедить или даже заставить своего ребенка читать. Правда, эти убеждения ока­зались малоэффективны и работали лишь некоторое время. Большинство родителей задаются вопросами: «Почему совре­менное поколение не интересуют книги?», «Как заставить ре­бенка читать?»

Причины проблемы

Почему же так происходит? Почему ребенок не хочет чи­тать и, следовательно, развиваться? Существует ряд причин, многие из которых уже подробно описывались в книге Шами­ля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребен­ка правильно читать и понимать прочитанное». Еще раз рас­смотрим основные из них.

1. Интернет и ТВ

В чем опасность двух «пожирателей» времени?

Во-первых, ребенок хочет оставаться в виртуальном мире, потому что там ему интересно и очень комфортно, нет необхо­димости напрягаться и о чем-то думать. В Интернете и по ТВ все делают за тебя: думают, говорят, веселят. У ребенка отклю­чено воображение, логическое мышление, так как интересная история уже снята или показана в картинках.

Во-вторых, ребенку нет необходимости концентрировать свое внимание на одной теме, ведь, когда что-то надоело, можно просто кликнуть мышкой или переключить канал. Все это приводит к тому, что ребенку чтение кажется слож

ным познавательным процессом, на который надо тратить много времени.

2. Переизбыток информации

Эта причина - следствие вышеописанного пункта. Наш мозг перегружен ненужной информацией. Реклама на ТВ, всплывающие рекламные баннеры в Интернете становятся пи­щей для нашего мозга. Можете представить, сколько ненуж­ного откладывается в нашем сознании и подсознании, а что уж говорить о детской, только еще формирующейся психике.

3. Уроки, которые убивают интерес к чтению

Да-да, именно уроки литературы иногда служат причиной развития нелюбви, а зачастую и ненависти к чтению. Просмо­трите школьную программу и найдите в ней рассказы, инте­ресные и объективно соответствующие возрасту детей. Где там Том Сойер или рассказы Майна Рида? И пусть бросит в меня камень тот, кто ощутил восторг и удовольствие, читая и разби­рая в школе «Слово о полку Игореве».

4. Пример родителей

Если родители заставляют ребенка читать и говорят: «Чте­ние - это интересно», «Книги необходимы для развития», «Начитанный человек добьется большего, чем неначитан­ный», - но при этом уже два года в руки не брали книгу, эф­фекта такие фразы точно не дадут. Ребенок всегда отдает пред­почтение копированию моделей поведения родителя, чем ус­лышанным от них советам и словам. Так же глупо и напрасно говорить о вреде курения своему ребенку, если вы курите.

5. Престижность чтения

Здесь все зависит от среды, в которой растет ребенок: если его друзья и сверстники обсуждают только новые компьютер­ные игры, то ребенок будет стремиться поиграть в новую игру и потом делиться своими впечатлениями со сверстниками. Если же в обществе, в котором растет ребенок, обсуждаются книги, герои, интересные сюжеты, то, приходя домой, подрастающий интеллектуал будет взахлеб читать книгу за книгой.

1. Интернет и ТВ и переизбыток информации

Составьте расписание, со скольки до скольки ребенок смо­трит телевизор и сидит в Интернете. У ребенка должно быть время, когда он может просто посмотреть телевизор, полистать страницы в Интернете и его никто не будет за это отчитывать. Для ребенка в возрасте от 7 до 12 лет это время не должно пре­вышать одного часа в день.

Есть еще одно дополнение к этому пункту: здесь также име­ет значение, сколько времени сами родители проводят перед телевизором или компьютером. Для того чтобы ребенок при­нял новые правила, покажите ему положительный пример.

2. Уроки, которые убивают интерес к чтению

Необходимо объяснить ребенку, что урок - это только ма­ленькая часть огромного мира литературы. И если не нравится формат урока, это еще не повод считать литературу скучной. Ваша задача - объяснить ребенку, что, несмотря на неинте­ресный подход учителя к предмету, читать все равно здорово. Также можете записать ребенка на курсы скорочтения, где ребенок научится читать гораздо быстрее, и процесс обучения будет доставлять удовольствие.

3. Пример родителей

Вам необходимо создать «читающую среду» дома. Для на­чала у вас должна быть домашняя библиотека, к которой вы часто подходите и откуда берете интересующую вас книгу. По­сле прочтения нескольких глав необходимо высказывать свои впечатления и задавать вопросы членам семьи, как бы втяги­вая их в историю своей книги.

Необходимо создавать «книжные» традиции / обсуждайте прочитанные книги, рассказы, стихи

У устраивайте походы по книжным магазинам. Если вы предоставите ребенку возможность самостоятельно в книжном магазине выбрать себе любую понравившу­юся книгу, он это обязательно сделает и дома начнет ее читать. Также можно применять маленькие хитрости. Например, сравните героя книги с реальным знакомым: «Слушай, сынок, главный герой в рассказе так похож на твоего друга Колю». Вы самостоятельно можете придумать множество хитростей, главное, чтобы от вас исходила инициатива и вы тоже читали.

4. Престижность чтения

Здесь тоже необходимо создать среду, но уже вне дома. Это может быть литературный или поэтический кружок, где дети смогут делиться мыслями о прочитанном. Хотя бы раз в неде­лю ребенок должен посещать такое место, где говорят о лите­ратуре. Можете проявить инициативу и на родительском со­брании предложить классному руководителю устраивать для детей «читающие» классные часы или вечера. Для большинства детей чтение может стать любимым и увлекательным занятием: стоит лишь изменить отношение к чтению и научить ребенка дружить с книгами.

Тихий вечер. Горит торшер. В кресле сидит ваш ребенок с книжкой в руках. Читает. Удивительно идиллическая картинка, правда? А для многих родителей она нереальная. «Да что же это такое, – жалуются папы и мамы друг другу на своих нерадивых детей. – За все лето ни строчки не прочитал. Как его заставить книги читать – понятия не имею». Между тем, говоря так, они лишают и себя, и своего ребенка надежды на исправление ситуации, потому что заставить любить книги – нельзя. А вот сформировать у ребенка привычку читать – можно. Главное – понять, что мешало этому прежде.

Почему ребенок не читает книги

Мудрые люди еще тысячу лет назад замечали: нельзя требовать от других того, чего не в состоянии дать ты сам. К сожалению, большинство причин детского равнодушия к книгам нужно искать в семье. Итак, давайте разбираться, кто или что мешает вашему ребенку взять в руки книгу.

  • У ребенка слишком много соблазнов для другого времяпрепровождения. Планшет, компьютер, сотовый телефон, игровая приставка появились в его жизни гораздо раньше, чем книги. Да, при помощи гаджетов родителям проще занять своего ребенка, но в результате он мечется от одного устройства к другому, а книги так и остаются на обочине его жизни.
  • Ребенок не видит в чтении никакой ценности – ни информационной, ни культурной, ни развлекательной. Собственно, как ему это увидеть, если в его семье человек с книгой в руках – редкое явление. Родители, приходя домой с работы, первым делом включают телевизор или компьютер. Далее – поужинать, проверить уроки, что-то посмотреть в эфире или в сети, лечь спать. На выходных ждут магазины и гости, прогулки на свежем воздухе или домашние дела. И в этом расписании нет времени для чтения. А если честно, то и желания читать тоже нет. Даже если в детстве и юности вы читали взахлеб, сейчас – отвыкли, разучились, разленились. К тому же книг у вас дома – раз-два и обчелся. С кого вашему ребенку брать пример?
  • Допустим, вы книгоман. Чтение – ваше любимое занятие. И тем страннее вам кажется нелюбовь к книгам собственного ребенка. В данном случае истоки проблемы очевидны: вы не являетесь для него авторитетом, другом, близким человеком – тем, к чьему мнению следовало бы прислушаться. Вы не умеете общаться со своим ребенком «по душам», а он не верит вам, что чтение необходимо и полезно.
  • Вы так старательно воспитываете из своего ребенка вундеркинда, что сил на чтение для души у него не остается. Секции – спортивная и музыкальная, уроки иностранного языка и рисования – в детском расписании нет ни одной свободной минуты. Ребенок только и мечтает о том, чтобы поиграть с друзьями или побездельничать в одиночестве. И ему совсем не до книг. Он просто устал.
  • Вы навязываете чтение своему ребенку. Он то и дело слышит фразы вроде «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь». Неудивительно, что чтение воспринимается им в лучшем случае как довольно обременительное занятие, в худшем – как наказание. В результате ребенок игнорирует его при каждом удобном случае.
  • Чтение как процесс дается ребенку с трудом. Может, он и хотел бы получать от него удовольствие, только читает он плохо, многие слова для него непонятны. Беря в руки книгу, ребенок чувствует себя недостойным ее. Плохим и глупым ему быть не хочется, поэтому он старается избегать лишних встреч с художественными произведениями.

По данным статистики, еще 20 лет назад 80% детей и взрослых прочитывали хотя бы одну книгу в год. Сейчас этот показатель составляет около 60%. Более того – если в 70-е гг. прошлого века вслух своим детям читали 80% родителей, то в настоящее время таковых практически не осталось. Так что борьбу за возвращение детей к литературе взрослым нужно начинать с себя.

Как ребенку привить любовь к чтению

Как же помочь маленькому человеку окунуться в мир книг? И можно ли привить любовь к чтению, или это способность, данная от рождения? Можно. Правда, для этого придется начать с себя.

  • Воспитывайте на личном примере. Как часто ваш ребенок видит вас с книгой в руках? Если вы читаете постоянно, то и ваши дети задумаются о важности и нужности этого занятия. Ведь детям так хочется во всем подражать взрослым. Но если в семье маму не оторвать от сериалов, а папа целиком и полностью принадлежит компьютерным играм, то странно было бы ожидать от ребенка иных моделей поведения. Всячески давайте понять ребенку, что книга – важный элемент повседневной жизни, без которого человек не может состояться как личность, и что в вашей семье не читать – это странно и удивительно.
  • Приучайте ребенка трудиться и любое начатое дело доводить до конца. Казалось бы, какое отношение эта способность имеет к чтению? Ответим: самое непосредственное. Чтение – это такой же труд, который требует определенных усилий. Если ребенок ленив, то вряд ли ему захочется открывать книгу.
  • Попытайтесь по максимуму исключить из своей жизни современные гаджеты. Установите правило: телефон – для разговоров, компьютер – для работы. Телевизор – только по необходимости.
  • Читайте ребенку перед сном. Только постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был не обязательной рутиной, а любимым ритуалом. Читайте эмоционально, вдохновенно, «вкусно». Пусть ребенок чувствует, что знакомство с книгами – это увлекательное путешествие, которое является не наказанием, а наградой.
  • Пусть ребенок читает вслух вам. Схитрите: допустим, вы заняты какими-то неотложными делами. Почему бы ребенку не развлечь вас чтением? Заодно потренируется в технике, а после – заслужит похвалу.
  • Обсуждайте с ребенком прочитанное. Даже если он вас не спрашивает о том, что вы сейчас читаете, все равно делитесь с ним впечатлениями о сюжетных перипетиях, характерах героев, мотивах их поступков. «Знаешь, я сейчас читаю одну книгу, мне интересно, что ты думаешь по поводу…»; «Главный герой сделал очень сложный выбор, а как бы ты поступил на его месте…» – чем не начало семейной литературной дискуссии?
  • Не заставляйте ребенка любить книги насильно. Ему и так достается от школьных учителей с их обязательными программами по литературе. Если и вы еще станете цербером, то ребенок не проникнется таинством чтения никогда. Тем более ни в коем случае нельзя делать книги наказанием за проступки, мол, виноват – теперь сиди дома и читай. Нужно придумать, как вывернуть ситуацию наизнанку: поступил плохо – значит, будешь лишен чтения.
  • Помогите маленькому человеку найти «свои» книги. Он не обязан любить ту литературу, которая нравилась вам в его возрасте, ведь у него свои вкусы и предпочтения. Неинтересное ему и в школе предложат с избытком, а домашнее чтение должно быть исключительно для души. Предложите ему литературу, исходя из его собственных интересов. А еще лучше – позвольте ему самому сделать выбор.
  • Регулярно посещайте книжные магазины. Позвольте ребенку понять, как это интересно – бродить вдоль стеллажей, перебирать страницы, вдыхать запах свежих книжных переплетов. Покажите ему, где размещаются аннотации к изданиям. Пусть он сам выберет и купит ту книгу, которая его заинтересовала.
  • Устраивайте семейные чтения. Сделайте их альтернативой совместного просмотра ТВ-программ. Да, ломать устоявшиеся привычки непросто, но наградой вашим усилиям станет однажды заданный вашим ребенком вопрос: «А мы будем сегодня читать?» И пускай книжная история прервется на самом интересном месте. Тогда велик шанс, что ребенок будет с нетерпением ждать встречи с ней. А может, сам захочет узнать развязку и дочитает книгу самостоятельно.

По большому счету, привлечь внимание ребенка к книге не так уж и трудно. Гораздо сложнее это внимание удержать. Некоторые педагоги советуют строить художественные мосты между литературной и реальной жизнью. К примеру, можно сравнивать героев книг с людьми из жизни или проецировать сюжетные линии на окружающую действительность. Еще можно совместить чтение с другими увлечениями ребенка: заняться иллюстрированием или инсценированием книжного мира.

Что касается дневника чтения, который иногда рекомендуют вести учителя, то это весьма спорный момент. С одной стороны, записи о прочитанном дисциплинируют. С другой – делают чтение таким же обязательным занятием, как и выполнение школьного домашнего задания. В этом случае удовольствие от знакомства с книгой ребенок вряд ли получит.

Если вы всерьез намерены наладить отношения своего ребенка с книгами, то будьте последовательны. Это процесс непростой и небыстрый. Но, чтобы прийти к желанному результату, требуйте с себя не менее строго, чем с детей. И помните: врожденная любовь к чтению – это миф. Это чувство можно только воспитать, так что все в ваших руках.

Давайте сначала попробуем разобраться, почему и тогда ответ придёт сам по себе.

Мы говорим о детях разного возраста, значит, причины могут быть разные.

Если это ребенок - дошкольник. Сейчас очень рано и поэтому читающий дошкольник вполне обычное явление. Но нельзя забывать, что чтение - очень сложный физиологический процесс, который требует больших усилий со стороны читателя. Нам, взрослым, уже трудно вспомнить, как тяжело было читать, потому что мы научились читать давным-давно и сейчас это происходит автоматически.

Можно сколько угодно объяснять ребенку, что читать полезно и модно, что читать необходимо, но пока ребенок сам не поймет, что читать можно легко и даже весело, о любви к книге говорить не приходится.

Хотите, чтобы ребенок полюбил чтение и читал с интересом? Создайте условия для этого, помогите ребенку быстрее овладеть навыком чтения. И

Какие приемы вы используете, чтобы помочь ребенку овладеть навыком чтения? Пишите в комментариях.

лОЙЗЙ Ч ОБЫЕК ЦЙЪОЙ

чЩРХУЛ 97.

дПВТЩК ДЕОШ!

хЧБЦБЕНЩК ЮЙФБФЕМШ! ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС С, ЛБЛ ЗЕТПК ЛОЙЗЙ «мЕЗЕОДБ П фЙММЕ хМЕОЫРЙЗЕМЕ», РПУФПСООП МПЧМА УЕВС ОБ НЩУМЙ П ФПН, ЮФП ДБЧОП ОЕ ЧЩРХУЛБМБ УЧПЙ ТБУУЩМЛЙ. й УЕЗПДОС У ХФТБ С ТЕЫЙМБ ОБЮБФШ «ОПЧХА ЦЙЪОШ» У ФПЗП, ЮФПВЩ УДЕМБФШ ЮФП-ОЙВХДШ ИПТПЫЕЕ Й РПМЕЪОПЕ. оХ, ОБРТЙНЕТ, ТБУУЩМЛХ ЧЩРХУФЙФШ.
ъБНЕЮБМЙ МЙ ЧЩ, ЮФП ДЕФЕК ВЩЧБЕФ УМПЦОП ЪБУФБЧЙФШ ЮЙФБФШ ЛОЙЗЙ? лБЛ ЧЩ ДХНБЕФЕ, РПЮЕНХ? рПФПНХ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛХ ЗПТБЪДП РТПЭЕ «ТБЪЧМЕЛБФШ» УЕВС У РПНПЭША ВПМЕЕ УПЧТЕНЕООЩИ УРПУПВПЧ РПМХЮЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. пДОП ДЕМП - ЮЙФБФШ ЛОЙЗХ Й ЫБЗ ЪБ ЫБЗПН РТЕДУФБЧМСФШ УЕВЕ ФП, П ЮЕН ИПФЕМ УЛБЪБФШ БЧФПТ. дТХЗПЕ ДЕМП - РПУНПФТЕФШ 5-НЙОХФОЩК НХЪЩЛБМШОЩК ЛМЙР ЙМЙ 1-НЙОХФОПЕ ЧЙДЕП У Youtube .

рМПИП ЬФП ЙМЙ ИПТПЫП? оЕДБЧОП НОЕ Ч йОФЕТОЕФЕ РПРБМБУШ ЙОФЕТЕУОБС УФБФШС ОБ ЬФХ ФЕНХ ПФ ЛПЗП-ФП ЙЪ ТПУУЙКУЛЙИ ХЮЕОЩИ. ч ОЕК ЗПЧПТЙМПУШ, ЮФП ОЩОЕЫОЙЕ ДЕФЙ ПВМБДБАФ ЛМЙРПЧЩН НЩЫМЕОЙЕН. ф.Е. ЕУМЙ ТЕВЕОЛХ РПЛБЪБФШ ЛБТФЙОЛХ, ОБ ЛПФПТПК МЙУЙГБ ИПЮЕФ РПКНБФШ ЧПТПОХ, ЛПФПТБС ДЕТЦЙФ ЧП ТФХ УЩТ, ФП ТЕВЕОПЛ ПРЙЫЕФ, ЮФП ЛФП-ФП ИПЮЕФ РПКНБФШ ЛПЗП-ФП, Х ЛПФПТПЗП ЕУФШ ЮФП-ФП ЧП ТФХ. ф.Е. ДЕФБМЙ ХКДХФ ЙЪ ПРЙУБОЙС.

юФПВЩ ОБХЮЙФШ ДЕФЕК ЮЙФБФШ… ОБДП ЮЙФБФШ. рТЙЮЕН ЧНЕУФЕ У ДЕФШНЙ, РПЛБ ПОЙ ЕЭЕ НБМЕОШЛЙЕ. ъБПДОП НОПЗП ОПЧПЗП ХЪОБЕФЕ. оБРТЙНЕТ, ЧЮЕТБ С ЧЛМАЮЙМБ ФЕМЕЧЙЪПТ Й У ХДЙЧМЕОЙЕН ХУМЩЫБМБ ТЕЛМБНХ ОЕЛПЕЗП ТЕУФПТБОБ, ЛПФПТЩК ПВЕЭБМ, ЮФП «нБЫБ» ВХДЕФ Ч ЛБЦДПН ВХФЕТВТПДЕ… у ФЕИ РПТ С ДХНБА, ЮФП, ОБЧЕТОП, ВХДХ ПВИПДЙФШ ЬФЙ ТЕУФПТБОЩ УФПТПОПК (ОБ ЧУСЛЙК УМХЮБК). оБЧЕТОП, ПОЙ ОЕ ЬФП ЙНЕМЙ Ч ЧЙДХ? уЛПТЕЕ ЧУЕЗП, Ч ВХФЕТВТПДЕ ВХДЕФ ЛБТФЙОЛБ нБЫЙ ЙМЙ ЙЗТХЫЛБ? юЙФБС ТЕВЕОЛХ УЛБЪЛЙ, С МЙЮОП ЧЩОХЦДЕОБ «РЕТЕЧПДЙФШ» ЙИ ОБ ТХУУЛЙК СЪЩЛ. рПФПНХ ЮФП ОЕРПОСФОП, ЛФП ЙИ РЙУБМ, Й ЪБЮЕН Ч ОЙИ ФБЛ ЮБУФП ХРПФТЕВМСАФУС ХУФБТЕЧЫЙЕ УМПЧБ, ПВПЪОБЮБАЭЙЕ ФЕ РТЕДНЕФЩ ЙМЙ СЧМЕОЙС, У ЛПФПТЩНЙ ТЕВЕОПЛ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ОЕ УФПМЛОЕФУС. оБРТЙНЕТ, «УХУЕЛЙ». еУМЙ ЙОФЕТЕУОП, ЮФП ЬФП ФБЛПЕ, ЪБЧЕДЙФЕ УЕВЕ РПМЕЪОХА РТЙЧЩЮЛХ (С ЕК ОЕДБЧОП ХЦЕ ПВЪБЧЕМБУШ) - ЛБЛ ФПМШЛП РПДПВОПЕ УМПЧП РПРБДБЕФУС, УНПФТЙФЕ Ч РПЙУЛПЧЙЛЕ, ЮФП ПОП ЪОБЮЙФ. й, ЕУМЙ УМПЧП ХУФБТЕЧЫЕЕ, НБМПХРПФТЕВЙФЕМШОПЕ - ФП ОЕЦЕМБФЕМШОП ДЕФЕК ПВХЮБФШ ЕНХ Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ… еУФШ ЕЭЕ НОПЗП УМПЧ, ЛПФПТЩЕ ОХЦОП ЪБРПНОЙФШ. мЙЫШ ОЕНОПЗЙЕ ТПУУЙКУЛЙЕ РЙУБФЕМЙ (рХЫЛЙО, ОБРТЙНЕТ), ЙУРПМШЪПЧБМЙ Ч УЧПЕН ФЧПТЮЕУФЧЕ ВПМЕЕ 50 000 УМПЧ. чУЕ ПУФБМШОЩЕ Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ТЕЮЙ ПВЩЮОП ПЗТБОЙЮЙЧБАФУС 2000 РТЙ ПВЭЕН ЪБРБУЕ ПЛПМП 10 000 УМПЧ.

юФЕОЙЕ - ЬФП ФП, ПФ ЮЕЗП НПЦОП… ТЕБМШОП РПМХЮБФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ!!! (йОБЮЕ ЪБЮЕН ЮЙФБФШ?) лПОЕЮОП, ВЩЧБАФ УЛХЮОЩЕ ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ ЛОЙЗЙ, ФБЛЙЕ, ЛБЛ, ОБРТЙНЕТ, ТХЛПЧПДУФЧП РП ЬЛУРМХБФБГЙЙ, ОП Й ЙИ ФПЦЕ РПМЕЪОП ЮЙФБФШ (ИПФС ВЩ РП ДЙБЗПОБМЙ ЙМЙ Ч УМХЮБСИ, ЕУМЙ ФЕИОЙЛБ УМПНБМБУШ, ФБН ЕУФШ ПВЩЮОП ПФЧЕФЩ ОБ ЮБУФП ЪБДБЧБЕНЩЕ ЧПРТПУЩ ФЙРБ: «рТПЧЕТШФЕ, ЧЛМАЮЕО МЙ ЬМЕЛФТЙЮЕУЛЙК ФПЛ» Й Ф.Д.).
оЕ ОХЦОП ЮЙФБФШ ФП, ЮФП ЧБН УПЧЕФХАФ. оХЦОП ЮЙФБФШ ФП, ЮФП ЧБН ЙОФЕТЕУОП Ч ФЕЛХЭЙК НПНЕОФ ЦЙЪОЙ. пВЩЮОП ЬФП МЙВП ФП, ЮФП РПМЕЪОП, МЙВП ФП, ЮФП ДПУФБЧМСЕФ ХДПЧПМШУФЧЙЕ. лПНХ-ФП ОТБЧЙФУС ЖЬОФЕЪЙ, ЛПНХ-ФП - МАВПЧОЩЕ ТПНБОЩ ЙМЙ ДЕФЕЛФЙЧЩ, Б ЛФП-ФП ОЕ ЮЙФБЕФ ЧППВЭЕ. с ЛБЛПЕ-ФП ЧТЕНС РТЕДРПЮЙФБМБ ДЕМПЧХА МЙФЕТБФХТХ.
еУМЙ ЧЩ УБНЙ ОЙЮЕЗП ОЕ ЮЙФБЕФЕ, ФП ОЕ УМЕДХЕФ ПЦЙДБФШ ПФ ДЕФЕК, ЮФП ЧНЕУФП ФПЗП, ЮФПВЩ РПУНПФТЕФШ ЛТБУПЮОЩК, ПЪЧХЮЕООЩК РТПЖЕУУЙПОБМШОЩНЙ БЛФЕТБНЙ Й НХЪЩЛБОФБНЙ НХМШФЖЙМШН ЙМЙ ЛЙОП, ДЕФЙ ХФЛОХФУС Ч ЛОЙЗХ Й ВХДХФ ЮБУБНЙ ЕЕ УБНЙ ЮЙФБФШ. рПНПЗЙФЕ ЙН! (еУМЙ, ЛПОЕЮОП, ИПФЙФЕ ОБХЮЙФШ ЙИ). еУМЙ ЧЩ УБНЙ ДБЧОП ОЙЮЕЗП ОЕ ЮЙФБМЙ - РПРТПВХКФЕ ОБЮБФШ ИПФС ВЩ У ЦХТОБМПЧ. рЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РТПЮЙФЩЧБКФЕ РП 1-2 УФБФШЙ Ч ДЕОШ (НПЦОП Ч йОФЕТОЕФЕ). рПУФЕРЕООП ЧЩТБВПФБЕФУС РПМЕЪОБС РТЙЧЩЮЛБ.

оХ Й РПУМЕДОЕЕ. оЕ ФТБФШФЕ УЧПЕ ДТБЗПГЕООПЕ ЧТЕНС ОБ ЮФЕОЙЕ ФПМШЛП РПФПНХ, ЮФП ФБЛ «ОХЦОП». еУФШ ВПМЕЕ ЛПТПФЛЙЕ УРПУПВЩ РПМХЮЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. еУМЙ ТЕВЕОЛХ ЪБДБМЙ ЪБ 3 ДОС РТПЮЙФБФШ «чПКОХ Й НЙТ», ЧПЪНПЦОП, УФПЙФ РПУНПФТЕФШ ЖЙМШН Й РПЮЙФБФШ ЛТБФЛХА БООПФБГЙА (ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ОЕ ИПЮЕФ ЮЙФБФШ). йЭЙФЕ ТБЪОЩЕ УРПУПВЩ!
еУМЙ ЧБН ОБДП РТПЮЙФБФШ ЮФП-ФП УЛХЮОПЕ - РПРТПВХКФЕ ОБКФЙ Ч ЬФПН УЧПК ЙОФЕТЕУ (ЛБЛ Ч РТЙЧЕДЕООПН ЧЩЫЕ РТЙНЕТЕ РТП «нБЫХ»). рПЙЭЙФЕ Ч йОФЕТОЕФЕ ЧЙДЕП, ЧПЪНПЦОП, ЛФП-ФП ЕЗП ДМС ЧБУ ХЦЕ РПДЗПФПЧЙМ. й ЧНЕУФП УЛХЮОПЗП «ЪТС» РПФТБЮЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ ЧЩ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РПУНПФТЙФЕ ЙОФЕТЕУОЩК ЧЙДЕПТПМЙЛ, Ч ЛПФПТПН ЛФП-ФП ВХДЕФ ЪБИЧБФЩЧБАЭЕ ТБУУЛБЪЩЧБФШ ЧБН, ОБРТЙНЕТ, П ФПН, ЮЕН ПДЙО БЧФПНПВЙМШ ПФМЙЮБЕФУС ПФ ДТХЗПЗП.

рЙЫЙФЕ НОЕ!

с ВХДХ РХВМЙЛПЧБФШ чБЫЙ РЙУШНБ РП НЕТЕ ФПЗП, ЛБЛ ПОЙ РПДПКДХФ РПД ЛБЛХА-МЙВП ЙЪ ПВУХЦДБЕНЩИ ФЕН. рЙЫЙФЕ НОЕ ОБ iigolkina @ mail . ru . рЙУШНБ ВЕЪ УРЕГЙБМШОЩИ РПНЕФПЛ НПЗХФ ВЩФШ ПРХВМЙЛПЧБОЩ. зТБННБФЙЮЕУЛЙЕ ПЫЙВЛЙ ВХДХФ ЙУРТБЧМЕОЩ НОПК Ч ГЕМСИ УПИТБОЕОЙС чБЫЕК ЛПОЖЙДЕОГЙБМШОПУФЙ.