Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников. Современные проблемы науки и образования Основы духовно-нравственного воспитания

В ходе исследования мы выделили критерии духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В научной литературе под критерием оценки воспитанности понимают признак, мерило, на основании которого производится оценка чего-либо. Критерий оценки воспитанности − признак, по которому можно судить об уровне воспитанности человека, оценить результаты воспитательной деятельности. Мы выделяем в качестве критериев духовно-нравственной воспитанности младших школьников: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий. Каждый из выделенных критериев включает ряд показателей, отражающих их наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия.

Показателями духовно-нравственной воспитанности младших школьников по когнитивному критерию выступают: полнота и объем нравственных знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях; степень интереса к этим знаниям. Показателем духовно-нравственной воспитанности младших школьников по эмоционально-ценностному критерию является: степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия.

Поведенческий критерий можно оценить по следующему показателю: наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно-нравственным ценностям в поведении; степень способности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям.

В процессе планирования экспериментальной работы определены уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Под уровнем понимается отношение каких-либо высших и низших ступеней развития структур определенных объектов или процессов. Как отмечает Ю.А. Конаржевский, переход с одного уровня на другой характеризуется следующим:

1) усложнением развития элементов, приводящим к усложнению структуры;

2) созданием более совершенной структуры с последующим развитием элементов до уровня развития структуры;



3) одновременным совершенствованием элементов и структуры .

Мы выделили три уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. приложение А): низкий, средний и высокий. Охарактеризуем их.

Высокий уровень. На этом уровне младшие школьники проявляют сравнительно глубокие и разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, применяют их на практике. Имеют устойчивый интерес к этим знаниям и их изучению. Проявляют понимание значимости нравственных ценностей, убеждены в необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Проявляют устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поведения своего и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников.

Средний уровень. Учащиеся на этом уровне проявляют недостаточно разносторонние нравственные знания и знания о нравственных ценностях, не всегда применяют их на практике. Интерес к изучению и пополнению этих знаний не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием. В большинстве случаев проявляют понимание значимости нравственных ценностей, необходимости следовать в жизни личностно принятым нравственным ценностям. Не устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям в реальном поведении. Дают правильную оценку поступков своих и окружающих, могут ее мотивировать во всех ситуациях, типичных для воспитанников. Способны к правильной оценке поведения, но в отдельных случаях при непосредственном руководстве взрослых.

Низкий уровень. У учащихся на этом уровне нравственные знания и знания о нравственных ценностях отрывочны и бессистемны. Не проявляют интерес к этим знаниям и их изучению, отсутствует понимание значимости нравственных ценностей. Имеют не сложившиеся убеждения в необходимости следовать в жизни нравственным ценностям. Присутствует нейтральное отношение к нравственно значимым ценностям. Имеют незначительный практический опыт готовности следовать нравственным ценностям в реальном поведении. Не умеют мотивировать и правильно оценить поведение, от самооценки поступков уклоняются.

В исследовании уровни сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется определять с помощью диагностики. Диагностика духовно-нравственной воспитанности младших школьников – это оценочная процедура, направленная на обнаружение изменений в существенных показателях духовно-нравственной воспитанности младших школьников и причин, вызывающих эти изменения. Полученные данные в ходе диагностики сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разница между ними определяет результативность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников. На основании изучения делаются предварительные прогнозы, планируется система работы духовно-нравственному воспитанию младших школьников (см. приложение Б).

Сущность диагностики духовно-нравственной воспитанности младших школьников состоит в том, чтобы:

1) обнаружить и изучить изменения состояния духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

2) определить уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

3) увидеть норму или отклонения в духовно-нравственной воспитанности младших школьников (ориентируясь на эталон);

4) установить причины, определяющие выявленное отклонение в состоянии духовно-нравственной воспитанности младших школьников;

5) установить эффективность педагогического взаимодействия в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.

При проведении диагностики необходимо придерживаться следующей логики действий:

1) постановка целей диагностики;

2) определение критериев, показателей, уровней духовно-нравственной воспитанности, младших школьников;

3) отбор методов диагностики (построение диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

4) осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников);

5) фиксирование результатов диагностики для статистико-математической обработки и определение уровня духовно-нравственной воспитанности у каждого ученика и в целом по классу;

6) анализ и обобщение результатов диагностики.

Основываясь, на алгоритм логики действий, определена диагностическая программа сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Диагностическая программа изучения уровней сформированности

духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Критерий Показатель Признак проявления Уровень Балл
1. Когнитив- ный 1. Полнота и объем знаний и знаний о духовно- нравственных ценностях Знания полные, разносторонние, всегда применяются на практике Высокий
Знания достаточные, сравнительно разносторонние, не всегда применяются на практике Средний
Знания отрывочные, бессистемные, редко применяются на практике Низкий
2. Степень интереса к этим знаниям Интерес устойчив и разносторонен Высокий
Интерес не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием Средний
Интерес не проявляется Низкий
II. Эмоцио нально-ценностный 3. Степень развития эмоционального отношение к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия Устойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. Убежденность в необходимости им следовать в жизни Высокий
Неустойчивое эмоциональное отношение к нравственно значимым ценностям. В большинстве случаев убежденность в необходимости им следовать в жизни Средний
Нейтральное отношение к нравственно ценностям. Имеет не сложившиеся убеждения им следовать Низкий
III. Поведе нческий 4. Наличие практического опыта готовности следовать принятым духовно -нравственным ценностям в поведении Имеется практический опыт готовности следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Высокий
В большинстве случаев присутствует готовность следовать принятым нравственным ценностям в реальном поведении Средний
Имеет незначительный Низкий
практический опыт готовности
следовать нравственным
ценностям в реальном
поведении
Продолж. табл. 2.1
5. Степень способности ценить поведение свое и окружающих с позиции следования духовно-нравственным ценностям Дает правильную оценку поведения своего и окружающих, может ее мотивировать во всех ситуациях Высокий
В большинстве случаев дает правильную оценку поступков своих и окружающих, может ее мотивировать Средний
Не умеет мотивировать и Низкий
правильно оценить поведение,
от самооценки поступков
уклоняется

Для обеспечения объективности и сравнимости информации, в экспериментальной работе проводилось исследование духовно-нравственной воспитанности младших школьников (2-3 классы) с использованием неизменяемых критериев, показателей духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Мы разработали «Диагностическую программу изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников». Она в краткой и доступной форме определяла критерии, показатели, признаки для распознания и выявления уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В процессе изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников планируется использовать общие методы педагогической диагностики: наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка, изучение творчества воспитанников, изучение круга общения, интересов учащихся, содержания их досуга, ранжирование, социометрические методы.

Последовательное применение диагностических методов, их взаимное дополнение на всех этапах процесса изучения духовно-нравственной воспитанности младших школьников служила гарантией обеспечения достоверности результатов духовно-нравственного воспитания учащихся.

В дальнейшем на констатирующем этапе экспериментальной работы будет определен исходный уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников, поскольку достоверность полученных результатов работы в значительной степени зависит от начальных исходных параметров. Уровень сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников будем определять методом срезового обследования. Как известно, под срезом в педагогической литературе обычно понимается совокупность нулевых и контрольных ответов, характеризующих условия и состояние, в котором находится исследуемый объект. Средствами среза будет служить «Диагностическая программа изучения уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности младших школьников».

В Концепции духовно – нравственного воспитания личности гражданина России указано: «В современных условиях без социально – педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогические партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семья, общественные организации, учреждения дополнительного образования и др.»

Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. Для решения этой задачи в школе действует целевая программа «Семья». Содержание программы направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся через:

· совместную педагогическую деятельность семьи и школы;

· сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

· педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

· поддержку и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

· оказание содействия родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

· опору на положительный опыт семейного воспитания.

Педагогическое взаимодействие семьи и школы выполняет следующие функции: просветительскую, информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, исследовательскую, организационно – корректирующую и др.

Расширение партнёрских взаимоотношений школы с родителями происходит через привлечение их к активной деятельности в составе Совета школы, активизацию деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведение совместных школьных акций в и т.д.

Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.



Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы.

В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительские лектории, семейные гостиные, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинары, педагогические практикумы, тренинги для родителей и др.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Раздел 5. Планируемые результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Воспитательные результаты любого из видовдеятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Первый уровень соответствует учащимся первого класса.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Второй уровень достигается во втором и третьем классе

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Соответствует третьему уровню достигается в четвёртом классе.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно – нравственного воспитания обучающихся – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

По каждому из направлений духовно – нравственного воспитания младших школьников, по формированию положительного отношения к приоритетным ценностям на ступени начального общего образования могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Направления Человек Знания Мир
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека - первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; - опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации; - начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. - элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания - нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. - уважительное отношение к традиционным религиям; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; - мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. - ценностное и творческое отношение к учебному труду; -первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; - элементарные представления о различных профессиях; - первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни - первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; - знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. - элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание) - личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. - первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; - элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; - ценностное отношение к природе; - первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) - первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; - первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; - мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. - первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; - первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Оценка и коррекция результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Раздел 6. Примерный план мониторинга уровня сформированности духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии. Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик.

Существует несколько методик, применяемых в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования некоторых отдельных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые, вкупе с различными психологическими методами (наблюдения, изучения продуктов деятельности и т.п.) позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося на данный момент. Это необходимо педагогам для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.

Представленный ниже вариант мониторинга разработан на основе

принципов духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях ФГОС, должностных инструкций: учителя начальной школы, психолога.

Программа мониторинга рассчитана на 4-х летнее лонгитюдное исследование, целью

которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовно-

нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС

нового поколения.

Периодичность проведения обследования:

1. Ежегодно на группах детей, имеющих проблемы в духовно-нравственном

развитии и воспитании;

2. Ежегодно для всех обучающихся начальной школы.

Объект исследования - уровень сформированности духовно-нравственного

развития младших школьников;

· Предмет исследования - процесс писхолого-педагогического

сопровождения духовно-нравственного развития школьников.

Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, опросных

листов и тестов, применение которых позволяет получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Внедрение мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития

и воспитания школьников в образовательный процесс направлено на решение следующих

· выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об

· уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;

· систематизация информации об уровне сформированности духовно-нравственного

· развития школьников;

· обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровне

· сформированности духовно-нравственного развития школьников;

· информационное обеспечение анализа и прогнозирования динамики уровня

· сформированности духовно-нравственного развития школьников.

Ожидаемые результаты мониторинга уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:

1. Совершенствование планирования мероприятий, направленных на

формирование духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

2. Повышение качества результатов образования на ступени начального

образования.

3. Выявление разнообразных факторов риска и возможность оперативного

планирования корректирующих мероприятий и совершенствования воспитательного процесса.

4. Раннее выявление групп риска и формирование системы профилактики.

5. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального

подхода к обучению и воспитанию младших школьников.

6. Мониторинг реализации концепции духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России.

Процедура мониторинга

Мониторинг проводится психологом школы и классным руководителем дважды в год - сентябре, апреле.

Психолог проводит диагностику всех трех сфер по трем, представленным

ниже методикам.

Классный руководитель выполняет диагностику нравственного уровня развития и

воспитания младших школьников (субъективный тест).

представленных в сводной таблице, позволяет провести экспертизу и выявить

эффективность деятельности по формированию духовно-нравственной сферы младших школьников.

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

направлен на выявление следующих параметров:

Уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной

сферы учеников с использованием методики «Я разный», диагностику проводит психолог;

Уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных

представлений младших школьников (Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым), диагностику проводит психолог;

Уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных

ценностей и представлений учеников, диагностику проводит педагог-психолог (анкета «Я

и моя семья»);

Уровень нравственного развития и воспитания младших школьников, диагностику

проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя,

предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).

Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах, представленных

Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно-нравственного

развития и воспитания младших школьников имеют три уровня выраженности:

Ниже среднего (1 балл);

Средний (2 балла);

Выше среднего (3 балла).

Основанием для осуществления коррекционно-развивающей работы с младшими

школьниками служит наличие низкого уровня сформированности:

Всех показателей духовно-нравственного развития и воспитания школьников

(личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры);

Одного или двух показателей (в любом сочетании) духовно-нравственного развития

и воспитания школьников.

Диагностическая таблица психолога

Таблица 1. Уровень духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников

Бланковый материал:

Таким образом, полученный уровень духовно нравственного развития и воспитания

0-3 – низкий,

4-6 – средний,

Выше 7 – высокий.

Таблица 2. Диагностическая таблица классного руководителя

Показатель Критерии Ф.И. ученика
Социальная культура Долг, товарищество ответственность
Трудолюбие
Дисциплинированность, отношение к учебе
Семейная культура Следование семейным ценностям
Авторитет семьи
Уважение, забота о родителях
Показатель (средний арифметический)
Личностная культура Доброта, отзывчивость
Честность
Милосердие
Показатель (средний арифметический)
Суммарный показатель

Таким образом, полученный уровень духовно- нравственного развития и воспитания

каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами:

0-3 – низкий,

4-6 – средний,

составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.

Таблица 3.

Приложение 1

Адаптированный вариант теста

«Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые показатели: выявить нравственную воспитанность учащихся 1-4 классов.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина,

анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета

результатов.

Номер вопроса Буква ответа
а б в

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала

сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом,

чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить

его в графе (а, б, в) знаком*.

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

2.Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который)

одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3.Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4.Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5.Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

6.Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

7.Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось, пропустит;

в) на свои знания.

8.Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) проболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9.Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без еобходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не

хочется. Как ты поступишь?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь

ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу.

Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное

дело. Надо». Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

в) разрываю все отношения с этим человеком.

15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

в) буду ждать новых сообщений.

16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих

одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые

мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю – здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал.

19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в

числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности

учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации,

эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений,

неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где

предпочтение явно не обнаруживается.

МБОУ СОШ
№ 73

Входная диагностика 1 классы, 2012-2013 гг.

Анкета «Нравственные понятия»

Для выявления уровня развития духовно - нравственных качеств у младших школьников необходимо своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, а именно уровень сформированности нравственных понятий.

Ответы 1 А класса «Нравственные понятия»

Ответы 1 Б класса «Нравственные понятия»


Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «счастье», «любовь» и труднее, «милосердие», «мудрость», «вина», «душа».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем по-могаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Диагностика нравственной мотивации

Уровень нравственной самооценки в 1 А и в 1 Б классах находится на высоком уровне. Количество положительных ответов в каждом классе: 1 А класс - 39 баллов, 1 Б класс - 34 балла, что говорит об устойчивой нравственной мотивации учащихся.

Результаты методики показали, что у ребят сформировалась устойчивая нравственная мотивация, из чего можно сделать вывод, что в дальнейшем они будут самосовершенствоваться в данном направлении. Дети научились анализировать, объективно оценивать своё поведение и поведение других. Наблюдения и анализ поступков показали, что у учащихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность. Дети умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь.

Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания подростков

Входная диагностика (5 классы, 2012-2013 гг.)

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой

В 5 А классе - уровень нравственной воспитанности составляет 28 баллов, что говорит о среднем уровне воспитанности учащихся.

В 5 Б классе - средний уровень воспитанности, 25 баллов. В обоих классах характеризуется средний уровень воспитанности, что говорит об их самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.


По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что в 5 А классе - 15% учащихся имеют низкий уровень воспитанности; в 5 Б классе - 19% учащихся имеют низкий уровень воспитанности.

Анкета - опросник «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова)

В 5 А и в 5 Б классах самые популярные результаты определились следующим образом:

1. Оказывает эмоциональную поддержку

1. Хранит доверенные ему тайны

2. Искренен в общении

2. Искренен в общении

3. Не предает в трудную минуту

4. Хранит доверенные ему тайны

4. Радуется успехам и достижениям друга

5. Радуется успехам и достижениям друга

5. Уважает внутренний мир друга

Среди основных понятий в обоих классах учащиеся выбирают искренность в общении, преданность в трудную минуту. Понятия настоящего друга для подростка - это, прежде всего, верность, преданность, надежность и доверие.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

В 5 А и в 5 Б классах отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое, отношение к поступкам и эмоциональные реакции адекватны. Большинство учащихся выбирают правильное решение на определенные поступки, но сомневаются в своих ответах. Это связано с тем, что идет период адаптации к основной школе, учащиеся нуждаются в эмоциональной помощи со стороны взрослых (родителей). Отношение к себе у большинства пятиклассников отрицательное: усталость, эмоциональные переживания. В обоих классах - представления о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное.

Входная диагностика (6 классы, 2012-2013гг.)

Методика «Мое отношение к людям»

Среди показателей в 6 А и в 6 Б классах большинство учащихся выбирают на первый план отношения к друзьям и отношение к семье. На втором месте - отношение к себе. Это связано с тем, что в подростковом возрасте основным новообразованием является межличностное общение в классе; чувство взрослости. Наблюдается критичность по отношению к себе: недовольство собой, упрямство, негативизм.
Диагностика нравственной самооценки

В 6 А и в 6 Б классах большинство учащихся имеют высокий уровень нравственной самооценки. Формирование нравственных качеств находится на высоком уровне. Для учащихся с низким уровнем необходимо сделать определенные выводы, исправиться в лучшую сторону и научиться повышать свой уровень духовно-нравственного развития.

Входная диагностика (7 классы, 2012-2013гг.)

Диагностика нравственной самооценки

Духовно-нравственное воспитание среди подростков строится на формировании позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы, учить восприятию и пониманию ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор», а также соблюдение традиций школы.

Изучение уровня воспитанности (нравственные знания, нравственные убеждения, нравственное поведение) учащихся 7 А класса показывает, что высоким уровнем сформированности нравственных качеств обладает 44% учащихся, хорошим уровнем - 35%, средним - 20%, низким - 1%. В 7 Б классе - 33% - высокий уровень; 33% - хороший уровень; 29% - средний уровень и 5% - низкий уровень сформированности нравственных качеств. Результаты показывают, что нравственное самосознание подростка характеризуется сложным, неоднозначным характером взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации, своеобразным в зависимости от гендерной специфики. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье.

Методика «Мое отношение к людям»

Для подростков более значимо в данном возрасте как взаимоотношения в кругу сверстников и одноклассников, так и более требовательное отношение к себе. Учащиеся отстаивают свое мнение, основываясь на своем личном опыте. Стараются себя оправдать, даже если неправильно поступают или совершают какие-либо неправильные действия или поступки. При этом очень бережно и искренно относятся к близкому другу (подруге). Для них важно мнение окружающих (родители, сверстники), их поддержка и взаимопонимание.

Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания старшеклассников

Входная диагностика (10 А класс, 2013г.)

Наряду с духовными ценностями большое место в представлениях многих ребят имеют как материальные, так и духовные ценности (иметь много денег, важно здоровье родителей, уметь сочувствовать и помогать другим людям). Немаловажную роль играет антидуховная пропаганда средств массовой информации и, всё таки, не всегда нравственная социальная среда, в которой пребывает ребёнок, положительно влияет на его духовную культуру. В 10 А классе уровень духовно-нравственных ценностей имеет средний уровень.

Учащиеся убеждены в значимости духовно-нравственных ценностей в окружающей действительности, но не всегда проявляют соответствующей активности. Некоторые ребята не испытывают потребности и интереса заниматься духовно-нравственной деятельностью.

Входная диагностика (11 А класс, 2012-2013гг.)

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Для старшеклассников 11 А класса уровень духовно-нравственных ценностей находится на высоком уровне. Учащиеся уверены в значимости духовно-нравственных ценностей. Имеют сформированные ценностные ориентации, проявляют духовно-нрав-ственную самостоятельность. Среди основных ценностей выделяют: здоровье родителей, сочувствие и помощь другим людям, быть человеком и иметь доброе сердце.
Большинство учащихся проявляют последовательность, непоколебимость в реализации задач духовно-нравственного воспитания. Имеет место независимость суждений, само-стоятельность при решении задач духовно-нравственного характера.

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;
- Развитие опыта нравственного поведения;
- Корректировка нравственных качеств личности школьников;
- Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения;
- Периодически проводить часы нравственности.

Развивать командные чувства у ребёнка
- Учить уважать чужое мнение
- Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям
- Воспитывать как социально активного, здорового человека.

Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников и подростков определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.

Форма измерений и методика сбора и обработки исходных и конечных данных, характеризующих продвижение учащихся в духовно-нравственном воспитании и развития в условиях многонационального коллектива, пока весьма несовершенны. Это связано с рядом причин. Во-первых, многие исследователи пытаются механически перенести систему измерений из области точных наук, где можно устанавливать определенную системность и повторяемость явлений, на педагогические, постоянно изменяющиеся и не всегда поддающиеся воспроизведению и повторению в одних и тех же условиях жизнедеятельности. Поэтому полученные данные о духовно-нравственном воспитании и развитии обычно школьника можно считать в какой-то степени условными. Во-вторых, при измерении в результат духовно-нравственного воспитания и развития обычно включается лишь конечный результат. В связи с этим результативность воспитания оценивается только по внешним показателям, без учета сложных внутренних изменений. Например, изменения этнопсихологической установки под влиянием жизнедеятельности и общения в многонациональном коллективе.

В-третьих, при выявлении взаимосвязи между условиями и развитием личности не выделяются педагогические влияния, а берутся суммарно все влияния. Например, влияние этнического склада характера на сознание школьника. Кроме того не учитываются количественные показатели, касающихся закономерно повторяющихся факторов и явлений, влияющих на сознание воспитанника. В-четвертых, следует иметь в виду, что некоторые исследователи рассчитывают получить проявление определенного уровня духовно-нравственной воспитанности в более короткие сроки. В действительности эту результативность можно получить в ощутимом виде только после развития личности. В-пятых, неразработанность показателей для измерения духовно-нравственной воспитанности личности, а также методов ее изучения и обработка диагностического материала, характеризующего развитие этой личности, а также методов ее изучения и обработки диагностического материала, не позволяют до конца объективно устанавливать достигнутый уровень воспитанности.

Таким образом, оптимальные условия духовно-нравственного развития учащихся многонационального коллектива и его показатели следует рассматривать с этнопсихологических и педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета.

Уровень духовно-нравственной воспитанности как обобщенное понятие представляет собой степень соотнесения идеального с действительным и имеет качественно-структурную и вероятностно статистическую характеристики.

В настоящее время нельзя говорить о прямых измерениях качеств личности, так как реальны использование косвенные измерители, для которых мерой или критерием можно избрать количественные и качественные характеристики, несущие в себе содержательное описании отдельных сторон или качеств.

Общий критерий духовно-нравственной воспитанности - это признак, на основе которых устанавливается продвижение личности в своем духовно-нравственном развитии на относительно завершенном этапе школьного образования и воспитания. Наряду с критерием общей воспитанности существуют критерии развития отдельных духовно-нравственных качеств, проявления личностью притязаний, обоснования требований и т.л. Однако при всех условиях объективным критерием оценки поведения является соответствие этого поведения общественным требованиям, установленным нормам. Духовно-нравственный опыт многонационального общества РК отражен в принципах «Стратеги «Казахстан-2050», которые следует рассматривать и в качестве общих принципов и в качестве общих критериев духовно-нравственного воспитания людей многонационального общества. Как содержание духовно-нравственных принципов носит исторический характер, так и критерии являются переходными и изменчивыми. Поэтому основанием критериев является объективно-историческая необходимость в духовно-нравственных требованиях и в оценочных суждениях о добре и зле.

В основу принципов определения духовно-нравственной ценности положен смысл общечеловеческих моральных требований многонационального общества, т.е. критериями могут выступать не указания, а полиморальные идеалы, принципы и нормы. Сама моральная оценка в конкретном случае является специфической формой выявления моральной практики, выясняющая роль отдельных элементов поступка и соотношение мотива и результата в этом поступке. А также определяет ответственное и безответственное отношение личности к решению возникающих духовно-нравственных задач.

В конечном итоге мерилом истинности духовно-нравственного развития школьника многонационального коллектива является его поведение, его практические действия и поступки в сфере жизнедеятельности многонационального коллектива. Поэтому, и практика поведения учащихся должна мыслиться в широком плане, как практика общественная и полиэтническая. Здесь недопустим прагматизм, который рассматривает духовно-нравственную практику лишь как субъективный опыт, как индивидуальное поведение. Развитость духовно-нравственной личности определяется не на элементарной сумме правил и норм поведения, а на высоком стремлении и к научному пониманию личностью связи деятельности и отношений с людьми другой национальности и многонациональным обществом в соответствии с идеальными целями и потребностями, со средствами, достижения которых они должны создать монолитное единство.

Необходимость и достаточность условий и факторов духовно-нравственного развития необходимо также прослеживать не через структуру их элементов, а через количественные и качественные показатели, характеризующие объем нравственного опыта (объективные отношения) и отношения к нему школьника (субъективные отношения). Но если количественные показатели и социально обусловлены положением личности в системе школьных и внешкольных отношений и связаны с ее социальными функциями, то качественные показатели указывают на уровень духовно-нравственного развития этнической личности в соответствии с установленными в многонациональном обществе нормами и доступными притязаниями. Измеряться уровень этого развития может социально - ценным значением побуждений личности и соответствием личного и полиэтнически общественного в ее поведении. При этом критерии не могут быть раз и навсегда установленными, так как подвижность многонациональной общественной жизни требует и подвижности показателей для их измерения.

В качестве исходных положений для определения духовно-нравственного развития школьника полиэтнического коллектива можно использовать методические рекомендации «Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников», в одном из подразделов которого сосредоточены требования, предъявляемые к нравственному облику личности ученика.

Сопоставляя реальное поведение с идеальным поведением можно проследить продвижение ученика в духовно-нравственном развитии. Такое предметное овладение итогов работы по духовно-нравственному воспитанию содействует целенаправленности и конкретности в этой работе.

Практические работники, хотя и имеют перед собой идеальный образец личности или особенное представление о духовно-нравственной зрелости воспитанника, не могут еще уловить всех оттенков поступательного движения в развитии этого воспитанника. Здесь воспитатель имеет дело лишь с общими данными и параметрам характеризующими духовно-нравственное становление личности. В них не отражена внутренняя сущность изменения самой личности, поэтому набор идеальных духовно-нравственных качеств необходим для сравнения с формирующимися качествами личности каждого школьника. Эта внешняя сторона показателей духовно-нравственной воспитанности использует воспитатель в своей практике.

Существующая система учета результатов духовно-нравственной воспитанности учащихся многонационального коллектива (состояние дисциплинированности, общего порядка в школе и в классах, количество проведенных воспитательных мероприятий) является менее объективной, чем определение духовно-нравственной воспитанности на основе сопоставления образца и фактически достигнутого уровня развития.

Однако при всех этих условиях в практике работы многонациональных школ за критерии духовно - нравственности берутся пока лишь внешние показатели, а поэтому установить истинное положение в развитие личности такими способом бывает сложно. То, что на первый взгляд может показаться объективным критерием, в действительности отражает какую-то одну сторону в развитии или дает самое общее представление о нем. Критерий духовно-нравственного развития личности школьника должен охватывать не только результат этого развития, но побуждения, цели и способы его достижения. Как показывает опыт изучения учащихся многонациональных школ, за наиболее объективный критерий духовно-нравственной воспитанности следует принимать отношение личности к окружающей действительности, к людям другой национальности. Как показал анализ результатов нашего исследования требовательность к людям другой национальностей гораздо выше, чем требовательность к людям своей национальности. На это указали 73 % опрошенных школьников 5-19 классов гор. Тараза)

Анализ полученных данных показывает, что работа по формированию духовно-нравственного воспитания учащихся полностью удовлетворить педагогов пока не может. Можно предположить, что современная школа еще не сумела организовать воспитательную деятельность так, чтобы обеспечить ученикам высокий уровень духовно-нравственной воспитанности. Но одно является бесспорным: разнообразным отношениям учащихся (к многонациональному обществу, полезному труду,
людям другой национальности и т.д.) можно увидеть характерную для них черту - все их отношения зависит от духовно-нравственной направленности и активности, от того, какую роль выполняют они в многонациональном ученическом коллективе.

Таким образом, за объективные критерий духовно-нравственной воспитанности личности школьника многонационального коллектива следует брать отношения, которые проявляются в различных формах деятельности и поведения. Однако здесь может быть некоторая натяжка, так как в отношениях мы не улавливаем всех объективированных нюансов, по которым можно было бы с исчерпывающей полнотой говорить о реальной духовно-нравственной зрелости школьника.

Духовно-нравственные отношения исследуются также философами и психологами. Если первые обращают внимание на оценочный характер отношений, то вторые - на качества личности и их проявление, на то, какую позицию занимает эта личность во взаимоотношениях с другими людьми. Фактически получается, что философы оценивают отдельные поступки, а психологи - отдельные качества.

В педагогике оценивается общее духовно-нравственное развитие школьника, так как личность формируется целостно, хотя оценку развития отдельных сторон личности также нельзя игнорировать. Поэтому было бы правильно оценивать отношение как интегральную позицию личности в целом.

Таким фиксированным критериям, принятым в учебной работе, практические работники хотят оценки и для воспитательной деятельности, ибо рассматривавшиеся до этого критерии не экономны во времени. В современной школе применяется трехбалльная система (примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное). Но за последние годы в практические работники поддерживают идеи унификации критериев оценки знания и поведения учащихся. В связи с этим предлагалось ввести пятибалльную цифровую систему оценки дисциплинированности и культуры поведения в сфере межнациональных отношений.

Действительно, для удобства пользования в практической работе целесообразность пятибалльной системы учета духовно-нравственной воспитанности очевидна. Но объективности в оценке подлинного поведения и достигнутого уровня духовно-нравственного развития не будет, даже при наличии всестороннего описания того, за что будет выставляться тот или иной балл. Во всяком случае, разработка критериев духовно-нравственной воспитанности и развития школьников должна быть не самоцелью, а одним из важных направлений в работе каждого педагога.

Наша многолетняя опытно-педагогическая работа показала, что наиболее объективные данные об уровне духовно-нравственной воспитанности учащихся удается получить лишь при детальном изучении механизма возникновения нравственной окраски во все виды деятельности школьника многонационального коллектива. Она происходит при определении соответствия задач духовно-нравственной деятельности основам формирующегося полиэтническое мировоззрения; при выяснении идеалов, потребностей и интересов, в которых всесторонне раскрываются существенные признаки личных и полиэтнических устремлений. Особое внимание при этом необходимо уделить анализу мотивов поведения, раскрывающих нравственную сторону поступка и в целом поведения школьника, систематически фиксируя устойчивость его поведения в соответствии со сложившимися нравственными отношениями.

Сравнивая поведение ученика, которые осуществляется им при контроле воспитателей и товарищей многонационального коллектива, а также с тем, которое присуще ему, когда он ощущает контроль со стороны только представителей своей этнической группы, с очевидностью можно убедиться в том, насколько поведение такого ученика стало или становится устойчивым. Духовно-нравственная устойчивость школьника делает его поведение и отношение независимыми в различных ситуациях и не приспособленными окружающей действительности. Духовно-нравственная устойчивость личности достигается в условиях социальных и полиэтнических духовно нравственных мотивов: усвоение объективно существующих форм и способов поведения; усвоение образцов поведения должно осуществляться в условиях определенного соотношения между тем, что усваивается школьником и теми побудителями, которые присущи ему или уже сформировались в его предшествующем опыте.

Сопоставление педагогических воздействий с результатами совершенствования своей личности и своих отношений к моральным поступкам позволяет убедиться в наличии у школьника потребности бороться за утверждение принципов полиэтнической духовно-нравственным

нормам и служит показателем правильности избранного направления в духовно-нравственном воспитании учащихся многонационального коллектива. Изучение связи духовно-нравственных чувств действиями и поступками ученика содействует установлению связи между возникающими у него чувствами и реальным поведением.

Провести глубокое и всестороннее изучение уровня духовно-нравственной воспитанности с помощью какого-либо одного изолированного способа практически невозможно. Поэтому наиболее эффективной системой изучения оказывается та, которая состояла из совокупности применения различных вариантов педагогического наблюдения, бесед с учителями, воспитателями, самими учащимися, родителями и представителями национальных ассоциаций, специальными анкетными опросами, анализом школьных документов и различных письменных работ, выполняемых в ходе учебных и внеклассных занятий.

Наряду с этим изучается специальная документация, необходимая в организации духовно-нравственного воспитания учащихся, планы, дневниковые записи, отчеты. Затем вносятся коррективы в общую работу по определению уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся, характеризующие их поведение вне школы, а также создаются специальные условия, в которых проявляются духовно-нравственные качества личности. Много полезного материала дает изучение работ школьников по разведке полезных дел и в процессе самостоятельного их выполнения. Умение замечать полезные дела, устанавливать мотивы, которые побудили школьника предположить эти дела, содержание и целенаправленность таких предложений ярко характеризуют уровень духовно-нравственной воспитанности, как многонационального коллектива, так и отдельных его членов.

В целях обеспечения единства действий многонационального педагогического коллектива процесс выявления уровня духовно-нравственной воспитанности необходимо выработать рекомендации по изучению учащихся, уровень воспитанности которых характеризовался сходными показателями. Наиболее приемлемым документом, с помощью которого осуществляется интегральное изучение духовно-нравственной воспитанности ученика, является комплексная программа. Она помогает преодолеть односторонность в подходе к изучению личности и ориентирует воспитателя на использование многочисленных источников получения информации о продвижении школьников в духовно-нравственном развитии. Программа, составленная на основе опытно-педагогической работы, предлагается из пяти разделов, которые касаются изучения социально-бытовых условий, влияния национальных традиций на формирование морального облика школьника. Показателей уровня духовно-нравственной воспитанности и нравственных идеалов школьника.

Выявление духовно-нравственной воспитанности ведется не изолированно от изучения условий и факторов, влияющих на духовно-нравственное развитие личности ученика, на формирование его идеалов. Для сопоставления противоположных отношений берутся положительное и отрицательное качества, характеризующие обоснованные показатели уровня духовно-нравственной воспитанности. Контрастность отношений наглядно отражает продвижение учащегося в духовно-нравственном развитии и удобна для учета данных о достигнутом уровне их духовно-нравственной воспитанности.

Однако лаконичность характеристик уровня воспитанности всегда таит в себе и недостатки: Взятые только основные положительные и отрицательные стороны в поведении личности не отражают множества промежуточных показателей, которые помогают глубже понять степень ее духовно-нравственной зрелости. Компенсация этого недостатка достигается введением дополнительных показателей. Так, выясняя отношение ученика к учению, труду, к самому себе на различных возрастных этапах, одновременно устанавливается то, как она он работает в коллективе представителями другой национальности, какую заботу проявляет к ним в труде и учении, какие мотивы побуждают его трудиться инициативно и творчески в многонациональном коллективе. Одновременно выясняется равнодушие, пассивность, работа и учение только из-за поощрения, которые проявлялись у него вообще или только по отношению к какому - либо виду деятельности или отдельным нормам поведения. Положительное отношение к многонациональному коллективу характеризует активное участие школьника в жизни многонационального коллектива, выполнение его требований, переживание общественных или узко этнического интереса, умение защищать честь многонационального коллектива. Об отрицательном отношении ученика к многонациональному коллективу следует судить по его активности, обособленности, игнорированию требований коллектива, превалированию у него личных интересов над общественными интересами, равнодушию к успехам и неудачам многонационального коллектива.

«Среднеарифметические показатели о благополучии состояния воспитательной деятельности в многонациональной школе всегда ниже тех данных, которые характеризуют эту деятельность с позиции духовно-нравственных отношений, в которых выражается духовно-нравственная направленность личности, определяющаяся целью и содержанием деятельности и поведения этой личности.

Наша опытно-педагогическая работа, в течение длительного времени показывает, что наиболее приемлемой мерой духовно-нравственной зрелости учащихся многонациональных школ является знание многообразных межнациональных отношений, возникающих в различных видах деятельности и общения. В связи с этим межнациональные отношения следует считать за исходную единицу измерения уровня духовно-нравственной воспитанности. Эта мера духовно-нравственной зрелости школьника многонационального коллектива дает наиболее полное выражение связей существенных количественных и качественных показателей, характеризующих развитие духовно-нравственных качеств личности. Само же измерение духовно-нравственной зрелости представляет собой процесс сравнения достигнутого уровня с тем уровнем, который предшествовал ему. В качестве единиц, отражающих градирование показателей духовно-нравственного развития учащихся многонационального коллектива, можно использовать такие понятия, которые отражают положительные и нейтральные, индифферентные и отрицательные отношения, что должно соответствовать понятиям, выражающим высокий, средний и низкий уровень духовно-нравственной воспитанности.

Выявление уровня воспитанности позволяет не только устанавливать результат воспитательной деятельности и их взаимосвязь с системой влияний, но и своевременно обнаружить отклонения в духовно-нравственном развитии учащихся и недостатки в работе воспитателя.

Необходимо отметить, что до настоящего времени не уточнено содержание самого понятия «уровень духовно-нравственной воспитанности. Так Н.И. Монахов предлагает рассматривать уровень нравственной воспитанности как совокупность определенных нравственных качеств и намечает три уровня воспитания таких качеств. Е.В. Бондаревская предлагает, чтобы на уровень нравственной воспитанности принять отношения между главными сторонами личности, которые характеризуют развитие отношений личного и общественного у школьников. Они по ее мнению, и должны считаться показателями нравственной воспитанности. И.С. Марьенко считает уровень нравственной воспитанности необходимо выявлять по поведению и отношению учащихся к различным видам деятельности и общения.

Предлагаемые авторами уровни и способы выявления уровня нравственной воспитанности учащихся нельзя считать удачными. Поэтому необходима дальнейшая работа по выработке показателей результатов духовно-нравственного воспитания, а также всех средств и приемов их выявления. Духовно-нравственное развитие, входящие в общее развитие личности должно изучаться не как добавочное свойство к общему, как часть целого, ибо сдвиги в этом развитии характеризуются в зависимости от способов их выявления и измерения. Наиболее ощутимыми показателями духовно-нравственного развития являются действия и поступки школьников многонационального коллектива, проявляющиеся в различных видах деятельности и общения, поведения и отношений. Глубинные процессы или качественные изменения этих сдвигов (потребности, мотивы, интересы, направленность и т.д.) пока мало поддаются боле тонкому и объективному изучению и измерению. О них мы судим чаще всего по косвенным показателям, на основе субъективных оценок и т.д. Поэтому возникает необходимость разработки программы «Духовно-нравственного воспитания учащихся многонациональных школ».

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Духовно-нравственное развитие — основа воспитания в России

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух - ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что - дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.


Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности - это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек - не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.


Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание - освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие - формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира - телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.


Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один - в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.


Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель -вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье - подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания — перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.


Воскресная школа — один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.


Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении - помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья — основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.


Творческое развитие — один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития - научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры — один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.