Разбираемся с "детскими" вычетами по ндфл в сложных семейных ситуациях (рябинина и.). В каком порядке располагаются заявления в очереди

В данном случае выделять специальное время для занятий не нужно. Умение соблюдать очередность можно отрабатывать в не в строго определенное время, а практически в любое. Импровизированные занятия такого рода могут стать естественной частью ваших взаимоотношений.

Делать что-то по очереди - один из способов игры и способ поддержания беседы даже до того, как малыш заговорит.

Учиться произносить звуки с кем-то по очереди малыш может в любом возрасте (на любой стадии развития)! Вы можете начать разговаривать с ним сразу, как только он появится на свет. Однако заметим, что и снизу нет никаких ограничений - никогда не поздно начать. Разговаривая с ребенком, периодически делайте паузы и выжидательно смотрите на него, как бы предполагая, что он вступит в беседу. Для начала старайтесь реагировать даже на едва заметные движения малыша, на произносимые им звуки или изменение выражения лица, как бы случайны они ни казались. Реагируйте на них так, как будто он таким образом сам вступил в разговор. Когда малыш научится отвечать вам более адекватно и разнообразно, можно уже будет рассчитывать на большее, но сначала согласитесь с тем, что "ведущую партию" в разговоре придется исполнять вам. Такая подача с вашей стороны поможет малышу сосредоточиться на вашем лице и голосе, и постепенно у него сложится правильное представление о том, что такое соблюдение очередности. Вы же, в свою очередь, приобретете полезную привычку вести разговор определенным образом, так что скоро вам уже не придется дважды подумать, прежде чем побудить ребенка принять участие в беседе.

Разговаривая с малышом, не только делайте паузы, но время от времени вообще прерывайте беседу, давая малышу возможность произнести звуки в подражание вам. Когда вы заняты домашней работой, а ребеночек что-то пролепечет (вам или сам себе), оторвитесь от ваших дел, улыбнитесь ему и что-нибудь скажите в ответ. После этого дайте малышу шанс ответить вам.

В какой-то момент малыш начнет подражать непосредственно тем звукам, которые произносите вы. Подражание - особая форма совершения поочередных действий. Ценность ее в том, что она помогает ребенку узнавать и учиться произносить те звуки, которые позже он будет употреблять в разговорной речи. Для того, чтобы побудить его имитировать то, что он слышит и видит, начните с подражания его звукам - не каждый раз, конечно, когда вы ему отвечаете, но часто. В следующем разделе данной главы мы вернемся к проблеме подражания.

Ваш малыш может учиться не только по очереди с вами произносить звуки, но по очереди играть игрушками и производить различные действия. Это умение поможет ему усвоить модель поведения во время разговора. Звуки и действия могут быть предметом любого занятия, поэтому два упомянутых умения не следует рассматривать отдельно друг от друга.

Как учить ребенка играть игрушками и производить определенные действия по очереди с другим человеком, зависит от его игровых навыком и уровня развития навыков тонкой моторики. Если малыш уже научился хлопать в ладоши, махать ручкой, бить по столу и/или сознательно манипулировать игрушками, вы можете в своих первых занятиях использовать именно эти умения. Возможно сначала вам придется довольно жестко направлять игру, говоря (например): "Мамина очередь... Анина очередь... мамина очередь" и побуждая малышку делать то, что предусмотрено правилами игры: давать, брать, смотреть и т.д. Постарайтесь привлечь к игре еще какого-нибудь члена семьи: "Мамина очередь...Петина очередь... Анина очередь". Как только ребенок научится следить за игрой и радоваться ей, откажитесь от ваших указаний и помощи. Дайте ему возможность самому

сориентироваться и понять, чья теперь очередь, и проявив инициативу, предоставить ее другому участнику или самому воспользоваться ею. Включите действия, которые можно совершать по очереди, в самые разные домашние дела так, чтобы необходимость соблюдать очередность не ассоциировалась у ребенка с определенными игрушками и определенным временем дня. По мере развития игровых навыков и навыков тонкой моторики, усложняйте ваши игры.

Если ребенок еще находится на очень ранней стадии развития тонкой моторики, можно одновременно учить его простым действиям, способам держать игрушки и соблюдению очередности. Ваша очередь даст возможность вам продемонстрировать то умение, которым вы хотите заняться с малышом. Например, ваша очередь - вы трясете погремушку, его очередь - и вы помогаете потрясти погремушку ему, затем снова погремушку трясете вы и т.д. Не нужно чувствовать себя обязанным вступать в эту игру всякий раз, когда малыш осваивает новое действие или новую игрушку; детям необходимо иметь время для самостоятельных экспериментов. Тем не менее, постарайтесь сделать так, чтобы соблюдение очередности стало обязательной частью ваших совместных занятий и игр.

На какой бы стадии развития ни находился ваш малыш, каждое мероприятие, предполагающее соблюдение очередности, важно преподносить ему как веселое и увлекательное. Если ребенок не хочет принять в нем участие, не настаивайте; лучше найдите такое занятие и такой подход к нему, чтобы малышу стало интересно. Руководствуйтесь его склонностями и постепенно проводите в жизнь свои идеи. Очень полезными могут оказаться песенки и стишки, в которых обыгрываются разные действия. Поищите подходящие стишки в книжках, придумайте сами.

Ниже приводятся некоторые варианты занятий, предполагающих поочередное совершение действий. У вас, разумеется, может родиться много других идей.

Младенцам и детям, только начинающим ходить можно:

* стучать в дверь,

* "разговаривать" по телефону,

* пить из чашки (неплохо только делать вид)

* бросать в коробку кубик,

* утрамбовывать ладонью песок,

* закрывать лицо, играя в "ку-ку, вот и я",

* расчесывать волосы кукле,

* щекотать папу.

Детям постарше можно:

* рисовать цветными мелками,

* достраивать башню, добавляя по кубику,

* играть на пианино,

* спрыгивать со ступеньки,

* насыпать в ведерко песок,

* бросать в воду камешки,

* размешивать тесто для пирога,

* строить смешные рожицы.

Умение подражать

В занятиях по развитию речи подражание или копирование играет первостепенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем - составлять слова и предложения.

Хотя наша цель научить малыша имитировать звуки, многим детям легче подражать действиям или выражению лица. В самом деле, некоторые дети, буквально четырех дней отроду, уже копируют мам - поднимают, как она, брови или высовывают язычок. Имитация мимики и действий подготавливает малыша к имитации звуков, а позже - слов.

Проверочный лист 2.4 поможет вам оценить, насколько ваш малыш овладел искусством подражания. Отвечайте на приведенные в нем вопросы постепенно, выбирая для оценки такие моменты, когда ребенок оживлен и склонен к игре. Для создания игровой обстановки можно привлечь кукол и любимых плюшевых зверей. Прежде, чем произнести звук или показать ребенку действие, убедитесь, что он смотрит на вас и внимательно слушает. Далеко не все дети будут подражать тому, что они видят, каждый раз. Поэтому если ваш малыш сразу не прореагирует так, как вам хотелось бы, немного позже попробуйте еще раз.

Если вам захочется, можете заменить предложенные в проверочном листе пункты своими, однако при этом следите, чтобы основные особенности каждого из предложенных пунктов сохранились в ваших вариантах.

Если ваш ребенок умеет имитировать все или большинство описанных здесь действий и звуков, значит он готов приступить к освоению слов. Мы настоятельно рекомендуем вам дочитать данную главу до конца прежде, чем перейти к главе 3, поскольку здесь содержится много сведений, полезных и для тех детей, которые уже учатся говорить.

Если малыш копирует вас, но на несколько вопросов проверочного листа 2.4 вы еще не можете ответить положительно, используйте этот проверочный лист как руководство для дальнейшей работы над слабыми местами. Заметим, что можно одновременно работать над умениями имитировать жесты, мимику и звуки. В следующем разделе приводятся некоторые рекомендации, которые должны помочь вам в вашей работе.

Проверочный лист 2.4. Подражание

Подражание действиям

Подражает ли ребенок следующим действиям:

Стучит ли он по столу ладошкой или ложкой?

Хлопает ли в ладоши?

Машет ли рукой на прощанье?

Подражание мимике

Имитирует ли ребенок следующие мимические

движения:

Дует ли, немного высунув язык (как будто

дразнится)?

Причмокивает ли губами?

Произносит ли "ш-ш", прижимая к губам палец?

Облизывает ли губы языком?

Подражание звукам

Имитирует ли ребенок следующие звуки и

комбинации звуков?

Один гласный звук "аа"?

Повторяющиеся комбинации

гласного + согласного "дададад"?

"мумумум"?

"бубубуб"?

Один согласный + два одинаковых

гласных "бoo"?

Двусложные комбинации "oo-aa"?

"пита-пита"?

Любое целое слово, кроме "мама" и "папа"?

Bоспроизводит ли интонацию (здесь вы проверяете

интонационную картину, а не конкретное слово)?

Если ребенок совсем не подражает вам, попробуйте начать учить его делать это сразу после того, как он научится концентрировать свое внимание на вашем лице и голосе.

Как учить ребенка подражать

Подражание - в сущности, особый вид поочередного совершения действий. Когда малыш осваивает умение соблюдать очередность, то нам не важна точность воспроизведения действий (звуков, мимики). Однако нам хотелось бы, чтобы одновременно с усвоением своей роли в разговоре, малыш учился произносить новые звуки, копируя других. Некоторые дети начинают подражать окружающим сами, но многие для того, чтобы начать копировать то, что они видят и слышат, нуждаются в особом толчке. Ниже мы приведем несколько советов о том, как учить ребенка подражать.

Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже умеет производить. Отложите знакомство с новыми звуками до тех пор, пока ребенок не научится подражать тому, что он умеет делать сам, то есть, до тех пор, пока он не научится воспроизводить знакомые ему звуки или действия, услышав (или увидев), как это делаете вы.

Копируйте вашего ребенка. Когда он произнесет какой-нибудь звук, состроит гримасу или намеренно произведет какое-нибудь действие, скопируйте то, что он сделал. Это поможет ему наглядно представить себе модель подражания. Когда вам обоим понравится эта игра, можно вводить новые звуки, которым вам хотелось бы обучить малыша.

Дженни умеет произносить несколько звуков, и с удовольствием произносит их с кем-нибудь по очереди, но подражает редко. Мама решает научить ее имитировать звуки "дада", которые малышка любит, часто произносит сама, но никогда не подражает другим.

Мама:(подбрасывает Дженни на колене) дa дa дa дa

Дженни: (радостно) иииии иииии

Мама: иииии иииии

Дженни: а-а-а-а-иииии

Мама: а-а-а-а-дa дa дa дa

Дженни: иииии

Мама: дa дa дa д

Дженни: дa дa

Мама; (в восторге) дa дa дa дa!

(крепко обнимает Дженни и продолжает игру).

Проводите занятия в игровой форме. Так будет веселее и вам, и вашему ребенку. Можно перемежать отработку наших умений другими занятиями, отвечающими интересам ребенка.

Давайте ребенку время на ответ. На ранних этапах обучения лишь очень немногие дети способны подражать непрерывно. Будьте готовы к тому, что вам придется искать все новые и новые стимулы. однако можно так увлечься поощрением, что у ребенка просто не будет времени ответить вам. Может произойти и другое - ему будет так весело, что он не почувствует потребности внести свою лепту в ваш разговор.

При необходимости оказывайте дополнительную помощь. Вы будете учить ребенка, главным образом, посредством демонстрации, но этого не всегда бывает достаточно. Для того, чтобы малыш научился подражать действиям, ему может понадобиться физическая помощь. О том, как оказывать физическую помощь, мы рассказывали в главе 3 книги 2. Физическая помощь бывает полезна и при освоении определенных звуков, но здесь следует иметь в виду, что некоторые дети не любят, когда до их лиц в таких ситуациях дотрагиваются, и, следовательно, этот подход годится не для всякого ребенка. Вот некоторые приемы, которые, в принципе, можно испробовать:

* "аa" - Приложите большой палец к подбородку ребенка и, говоря "aa", легонько нажмите на него так, чтобы он пошел вниз.

* "oo" - Сожмите щечки ребенка и потяните их вперед так, чтобы ротик принял форму буквы "oo". Скажите "oo".

* "иии" - легонько раздвиньте уголки рта ребенка, говоря "иии".

* "бубубуб" - Большой палец держите под подбородком малыша, и с помощью другого пальца разжимайте и сжимайте его губы, говоря "бубубуб".

* "мумумум" - Возьмите ручку ребенка и обхватите ею свой нос сверху так, чтобы малыш мог почувствовать вибрацию, которую производит этот звук. Работайте также и просто над звуком "ммм", держа рот малыша закрытым. Позже можно подвигать его губами, как при произнесении "бубубуб". Эта игра хороша для обеденного времени как один из способов сказать "ням-ням".

Если ваш ребенок не хочет или не нуждается в столь непосредственной физической помощи, попробуйте утрированно демонстрировать вашу собственную мимику так, как в приводимом ниже примере делает Кен.

Кен учит свою маленькую дочку Лайзу имитировать звуки "бuбuбuб":

Кен: Бuбuбuб. Бuбuбuбuбuб!

Лайза: Aa, aa.

Кен: (улыбаясь)

А сейчас посмотри на папу!

Я делаю бuбuбuб

Лайза: (не отвечает).

Кен: Видишь мой рот?

(утрирует движение рта и форму, которую

он принимает при звуке "б").

(смотрит выжидательно)

Лайза: Бaмумумум

Кен: Ай да умница!

(продолжает игру).

Когда вы заметите, что ребенок уловил идею, непременно уменьшите вашу помощь.

Сопровождайте звуки действиями. Многие дети, особенно те, что постарше, охотнее присоединяются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются действиями. Звук "Mммммм" может произноситься вместе с поглаживанием живота за обедом или воображаемым чаепитием. Можно издать прерывистый звук "о-о-о", если похлопать ладонью по открытому рту. Получится индейский клич, который очень нравится детям. В проверочном листе 2.4 звуки, которым дети должны научиться подражать, представлены в порядке усложнения. На этот порядок следует ориентироваться, занимаясь с ребенком, однако данный перечень оставляет широкий простор и для ваших вариантов.

Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками. Это может оказаться полезным и более старшим детям. Чтобы побудить ребенка имитировать звуки, которые издают звери, используйте мягкие игрушки или наборы игрушечных сельскохозяйственных животных. В Центре Маккуэри есть, например, плюшевый червяк, который издает звуки "питапита" с такой же легкостью, с какой корова говорит "муу"! Если ваш малыш любит играть с машинками, поработайте со звуком "брммм" и "туутуу". Здесь также следует руководствоваться проверочным листом, однако продолжайте экспериментировать, выясняя, что именно работает в вашем случае.

Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку в течение, минимум, двух недель, и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, вашему ребенку может потребоваться некоторое время. Поэтому многочисленные перескоки и изменения в занятиях могут затруднить ему усвоение. Вы можете работать одновременно над разными задачами, связанными с действиями, мимикой и звуками, но скучно не будет, если их представлять по-разному.

Элеонора Брик

Это явление странное, ведь у детей одни родители, одинаковое воспитание, они растут в одних условиях. Но один ребенок становится ответственным и успешным, а другой – безответственным лентяем. Почему так получается?

Наряду с этим, психологи заметили, что от очередности даже в не связанных между собой семьях зависят некоторые черты.

Порядок рождения детей

В психотерапии роли и порядок рождения детей — это серьезные факторы, которые влияют на дальнейшую жизнь. Выяснилось, что формирование представления о семье и других сферах жизни зависит от того места, которое мы заняли среди своих родных. Порядок рождения детей имеет 4 позиции:

старший;
средний;
младший;
единственный.

У каждого имеются собственные черты, которые характерны для определенной позиции. Особенные черты у близнецов, хотя у них один возраст. К примеру, старшенькие – лидеры, единственный ребенок вырастет независимым от авторитета, средние – настоящие дипломаты и дружелюбны, младшие – не способны заботиться о себе и окружающих.

Факторы, влияющие на характер

Помимо позиции в последовательности рождения, есть еще фактор, влияющий на характер, – количество детей, возрастная разница, пол. В соответствии с числом младших и старших и возрастной разницы средний ребенок может получить больше сходства с младшим или старшим.

Если разница больше 5-6 лет, то все дети больше походят на единственного. Если у дочки и сына разница в 10 лет, а сын является старшим, то он будет похож на единственного ребенка и получит черты старшего.

Из-за того что большинство понятий о жизни зависит от нашего места среди других детей, в зрелом возрасте мы начинаем встречать трудности, если данное место не остается за нами.

Первый ребенок и его характер

Первый ребенок — это особый характер. Он играет роль продолжателя семейных уставов. Они чаще более ответственны, выбирают традиционные специальности, любят точные науки, отличаются хорошими качествами лидера. Условия, в которых они воспитываются, требования мам и пап, оказанное доверие делает их именно такими.

Среди таких детей немало депутатов и президентов. Считаются, что дети, рожденные первыми, отличаются исключительными умственными способностями, чем следующие. Младшие общаются не только с родителями, кто отличается большей эрудицией, но и с детьми старше, у которых нет таких знаний. Так, интеллект каждого нового ребенка является средним арифметическим интеллекта всей членов в семье.

Но при этом нельзя исключить, что с течением времени растет зрелость и опытность матери, что не может не сказаться на развитии детей. Это играет важную роль для младших детей большим различием в возрасте с первым.

Сильная черта первенцев – это максимум доверия от родителей и авторитет среди остальных детей в семье. Из-за этого в дальнейшей жизни они достигают большего. Кроме того, успешность для них часто дело само собой разумеющееся.

Средний ребенок и его характер

Средний ребенок нередко является прирожденным политическим деятелем. Средним считается не первый и не последний ребенок – то есть, если их 3, то 2-й, если 4, то 2-й и 3-й и т.д. До определенного момента они играют роль младших, без преимуществ старших, но затем утрачивают эту роль.

Эти дети с самого раннего возраста учатся жить в конкуренции. Это им достается меньше заботы мамы и папы. Отсюда идет совет – уделяйте больше внимания средним детям.

«Середнячки» после прохождения школы «конкуренции» вырастают хорошими дипломатами. Они не выбирают классические профессии, потому что у них нет груза ответственности продолжателя семейного устава.

Младшие дети и их характер

Младший ребенок – это бунтарь и революционер. Он будет создателем собственных традиций и ценностей. Нередки среди них творческие натуры: певцы, актеры, художники и т.п. На это у них имеются серьезные причины: главные роли заняты. «Малыша» считают несмышленышем, которому нужно опека и забота, и во взрослой жизни.

Слабость и сила в одном лице для младших – это то, что они растут под давлением не только мамы и папы, но и остальных детей в семье. В них это взращивает дух бунтарства, стойкость в защите своих интересов и мнений. Последние отличаются от общепринятых.

Младшенькие любят рисковать жизнью. Они профессионально увлекаются спортом, выбирают профессии, связанные с риском. Планы на жизнь часто по масштабам затмевают даже планы на жизнь старших. Но главный фактор успеха – максимум приземленности и понимание положения вещей в жизни.

Единственный ребенок в семье. Черты характера

Если в семье только один ребенок, то он получает внимание всех близких в течение жизни. Такие дети становятся обладателями полной заботы, ухода, они чаще учатся в будущем в ВУЗах, пользуются благами первенцев.

При этом существует обратная сторона, ведь любые плюсы являются минусами. В этом случае – серьезная ответственность из-за завышенных требований родных. Во взрослом возрасте единственный ребенок сложно переживает недостаток внимания, хотя любит одиночество.

Психологические теории о личности по очередности рождения детей

Как отмечалось, очередность рождения на свет ставит одних детей в позицию старшего, а других – «середнячков» и «младшеньких». Тот характер, который получает первенец, чьи качества меняются после рождения следующего ребенка, и тот характер, который получает младший ребенок, – связываются между собой.

Оба оказываются в исключительной ситуации, она характеризуется сочетанием социальных, психологических и других обстоятельств. Порядок появления на свет в семье, где не больше 2-х детей, создает 2 совершенно разные личности. Каждая обладает собственными плюсами и минусами. Разберемся в некоторых психологических теориях по этой теме:

известный на весь мир Зигмунд Фрейд был первым ученым, который говорил о позиции детей, относительно сестер и братьев. Он считал это ключевым фактором формирования характера. Он также утверждал, что младшие и старшие имеют некоторые схожие черты. Это становится причиной разительных отличий двух людей, которые воспитывались в одной семье.
создателем теории связи личностных особенностей и порядка появления на свет является Адольф Адлер. Он исследовал и систематизировал данные. Именно им было выдвинуто предположение, что в разных семьях старший ребенок имеет одинаковые проблемы, решаются они тоже одним путем. Адольф считал, что понимание характера личности невозможно без знания атмосферы взросления. Он дал определение некоторых позиций, занимаемых детьми;
изучалась проблема и доктором Леманом Кевином. Он считал, что порядок рождения обладает весомым влияние на судьбу: социализацию, карьеру. Леман написал книгу, где с юмором и подробно описывается влияние последовательности на жизнь. Пристальное внимание уделено связи характера и качеств личности, которые формируются под давлением порядка рождения, выбору карьеры. Интересен пример, что среди космонавтов, которые летали в космос, почти все являлись первенцами, и только 2 из них – единственными детьми. Это связано с тем, что лидерство более развито именно у первых детей. А вот талант актера и коммерсанта достается младшим и средним детям;
теория порядка также принадлежит Уолтеру Тоумену. Он изучил свыше 1000 семей и определил, что схема поведения каждого человека формируется порядком рождения на свет. Старший, средний, младший или единственный ребенок обладает похожим характером и личностными качествами. Конечно, образцом это нельзя назвать, но кое-какая предрасположенность семейной атмосферы рисует типичную ситуацию. Еще одно наблюдение касается привилегий ребенка определенного пола, чаще сыновей. Если девочка старше, на нее перекладывают немало функций мамы, тогда как мальчика окружают всеми почестями. Любопытно, что если у родителей только девочки, то на нового ребенка решаются чаще, чем если только мальчики.

Отношения в семье

Что касается отношений в семье, то для гармоничных супружеских отношений стоит выбирать партнера, который был старшим ребенком в семье. В подобном браке вы получите защиту и заботу. Тем, кто выступает лидером, подойдут партнеры, бывшие младшим или одним ребенком. Они с готовностью отдают роль главного и позволяют заботиться о себе.

Если оба партнера были старшими, то они станут или конкурентами, или, наоборот дополнят друг друга, а вот двое младших позволят родственникам себя опекать в дальнейшем.

Мнение, что ваша судьба решена только из-за порядка рождения, неправильно. Но полезно и важно знать о сильных и слабых чертах, особенностях и характере своем и своих близких людей. Ведь последовательность рождения влияет даже на выбор партнеров. Первенцы чаще предпочитают первенцев, «середнячки» – средних, а младшие – младших. Хотя поговорка утверждает, что «минусы» привлекают друг друга, мы продолжаем отдавать предпочтение людям, которые похожи на нас самих.

Но помните, что вне зависимости от очередности ребенка, планов родителей о его рождении, угодил он вам половой принадлежностью или не угодил, каждый малыш требует любовь и опеку родителей, понимание и опору. Каким бы вам не показался взрослым малыш по сравнению с другими, он остается ребенком. Родителям потребуется мудрость не различать детей, а умение привить им уважение и любовь друг к другу и самим себе. Это позволит вырастить гармоничные личности, пусть и разные по характеру и особенностям.

Касаемо первенцев, то особенная роль отражается даже Библией. Связывается это с тем, что на первого ребенка ложится главная кармическая задача семьи.

31 декабря 2013, 11:26

Нередко младшие дети занимают особое место в семье: на них традиционно возлагают меньше обязанностей, чем на первенцев, от них не так много ожидают, их больше опекают и балуют… В некоторых случаях, и став взрослым, такой человек может задержаться в роли «малыша», нуждающегося в покровительстве и участии. Но возможен и другой вариант развития событий: устав от постоянной опеки, взбунтовавшись против авторитетов старших, младший ребенок может отправиться на поиски собственного, и зачастую, весьма необычного пути.

Вечные «малыши»

Когда младший ребенок появляется на свет, родители уже достаточно опытны, поэтому атмосферы тревожности и ажиотажа, как это было при рождении первенца, в семье нет. В итоге малыш, как правило, растет в более спокойной и стабильной обстановке, нежели «старшенький». Кроме того, младший, в отличие от старшего, не переживает драму «свержения с престола». Соответственно, он достаточно оптимистично смотрит на жизнь и чувствует себя вполне защищенным.

Обычно о младшем заботятся не только родители, но и привлеченный к воспитанию малыша старший ребенок/старшие дети. Окруженный более взрослыми и умелыми, чем он сам людьми, «младшенький» дольше, чем все остальные, испытывает на себе снисходительное отношение, ему многое «сходит с рук», больше прощается.

Вот что писал о младших детях последователь Фрейда, основатель школы индивидуальной психологии Альфред Адлер: «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком…». Действительно, нередко «младшенькие», привыкшие к покровительству и опеке близких, могут и во взрослой жизни ожидать, что их проблемы будут решать другие люди. Некоторые из них остаются инфантильными «малышами» до конца своих дней.

Елизавета, 40 лет: «У нас с братом разница в 8 лет. Когда он родился, родители объяснили мне, что я теперь совсем взрослая, и должна помогать им заботиться о маленьком Женечке. Сейчас «малышу» уже 32, но все семейство до сих пор продолжает с ним носиться. И я до сих пор ощущаю ответственность за него, тем более что с моим дорогим братишкой не соскучишься – то одно учудит, то другое. Он, ничуть не смущаясь, принимает покровительство окружающих, так как, похоже, пребывает в уверенности, что ему все кругом должны. Вы знаете, иногда я ловлю себя на мысли, что мой 19-ний сын куда старше и ответственней моего брата, который разменял уже четвертый десяток…»

Искатели приключений и коммуникаторы

Но бывает и совсем по-другому! Тот же Адлер, рассуждая об альтернативном пути для младшего, говорил: «Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи». Зачастую устав от постоянной опеки, взбунтовавшись против опостылевших авторитетов старших родственников, «младшенький» может «взбрыкнуть» и отправиться на поиски своего, особого пути. В результате, подобно сказочному Ивану-царевичу, ему иногда удается поймать за хвост свою Жар-птицу. Причем жизненная стезя, которую выберет такой бунтарь, часто весьма необычна, а самое главное – нередко бывает принципиально отличной от того вида деятельности, которую предпочел консерватор-первенец. Оно и понятно, – уж лучше придумать что-то свое, чем разбивать себе лоб, пытаясь безуспешно конкурировать с более опытным и умелым старшим братом.

Такая модель поведения младших обусловлена и исторически, как известно, издавна родительское наследство традиционно переходило от отца к старшему сыну, в то время как младшие братья вынуждены были сами как-то «крутиться», устраивая свою судьбу. Взять хотя бы сказку «Кот в сапогах», где старшему брату после смерти отца досталась мельница, среднему – осел, а на долю младшего выпал лишь кот. Нет ничего удивительного в том, что в отличие от первенцев, стремящихся сберечь и преумножить родительский капитал, младшие, которым терять было нечего, отправлялись на поиски приключений, затевали рискованные предприятия. Прошли века, но и сегодня «младшенькие» – главные авантюристы и нарушители традиций…

Младшие дети – великие авантюристы и нарушители семейных традиций, их много среди актеров и представителей других творческих профессий, но больше всего, по статистике, их среди революционеров и комиков.

Известна и еще одна особенность младших детей – умение договариваться. Набив в детстве шишек в противостоянии со старшими братьями, они очень быстро смекают, что агрессия – плохой помощник в отстаивании своих интересов, и учатся искать компромисс. В итоге, из них часто вырастают непревзойденные переговорщики и коммуникаторы, способные уболтать и очаровать кого угодно.

Младший + Старший = Семья

Если говорить о том, какой партнер больше подойдет младшему для создания семьи, то психологи склонны считать, что чем больше роли супругов в браке будут напоминать им их положение в родительских семьях, тем больше у пары будет шансов на долгую и счастливую совместную жизнь. То есть выходит, что союз старшей сестры со старшим братом имеет шансы вылиться в бесконечную борьбу за власть, альянс двух «младшеньких» может привести к тому, что каждый из супругов будет ждать заботы, понимания и решения всех проблем от другого, а вот комбинация «младший + старший» выглядит наиболее благоприятной.

Лидия, 31 год: «Я – старшая дочь в семье, у меня значительная разница в возрасте с двумя моими братьями-близнецами, – им по 20 лет. Случайно ли это получилось, или же мною руководили какие-то бессознательные мотивы – не знаю, но я связала свою жизнь с мужчиной, который был младшим ребенком у родителей, и у которого есть старшая сестра. Мы вместе уже 5 лет и, как мне кажется, очень подходим друг другу. Из своей родительской семьи я вынесла опыт заботы о мужчинах, а мой муж, в свою очередь, привык к опеке своей старшей сестры, и его не смущает, когда я иногда беру бразды правления семьей в свои руки. У меня, конечно, есть определенные претензии к супругу, например, мне бы хотелось, чтобы он проявлял больше инициативы в разных хозяйственных делах… Но это все мелочи! По большому счету я уверена, что он – именно тот, кто мне нужен. И я могу сказать совершенно определенно, что абсолютно не представляю рядом с собой властного, подавляющего меня мужчину, – это не моя история. Так что пусть уж лучше все будет как есть, – каждому свое…»

Вне всяких сомнений, характер и судьба человека зависят не только от порядка его рождения. Очередность появления на свет – лишь один из факторов, оказывающих определенное влияние на нашу жизнь. А какую роль в вашей судьбе сыграло то, что вы были старшим, младшим, средним или единственным?

Ближайшие выходные обещают быть интересными: вы с детьми отправляетесь на машине за город. Какой из предложенных ниже сценариев развития событий вам больше всего напоминает самого себя?

    Вы все четко спланировали заранее: долго выбирали и забронировали номер в гостинице, зарезервировали столик в ресторане, провели техосмотр машины и предусмотрели запасные варианты, поэтому перед поездкой вы совершенно спокойны;

    Вы собираетесь так, как будто узнали о поездке за полчаса до выезда: машинально и без разбора кидаете вещи в сумку, несколько сделанных на скорую руку бутербродов, вспоминаете о наполовину заполненном бензобаке, но надеетесь найти заправку по пути;

    Семейные выходные? Отлично! Вы всегда готовы к приключениям, ведь у вас в запасе так много смешных историй для детей. Большой подготовки к поездке не требуется: ваши старшие дети соберут с собой бутерброды, а теплую куртку для себя вы сможете купить в пункте назначения.

Если первый вариант определенно ваш, то вы, скорее всего, старший или единственный ребенок в семье. Если второй сценарий по душе, то вы похожи на среднего ребенка. А вот третий пункт подходит для самого младшего.

Порядок рождения детей вносит свои коррективы

Когда впервые видишь близнецов, стараешься найти отличия в их внешности, но не находишь. И лишь спустя время перед вами уже 2 не совсем похожих друг на друга человека. И отличают их не только незаметные на первый взгляд внешние данные, но и черты характера.

Я не мама близнецов, но, ожидая рождения второго сына, я предполагала увидеть в нем хоть малейшие сходства со старшим ребенком. Но мои дети так непохожи друг на друга, что порой малознакомые люди задают мне вопрос: один ли у них папа? Часто родители, так же как и я, обнаруживают не только явные различия во внешности, но и столь разные характеры своих детей, которые занимают в семье определенные роли. От чего это зависит: от генетики, от нашего с ними поведения или от очередности их появления на свет? Посмотрим на этот вопрос вместе с психологом в области семейных отношений Гейл Гросс (Gail Gross), которая полагает, что «…с каждым ребенком родители ведут себя по-разному».