Актуален ли конфликт отцов и детей. «Отцы и дети» современности: есть ли путь к примирению

В своей практике я часто сталкиваюсь с проблемами сепарации, с невозможностью иных, уже по факту взрослых детей, избавиться от зависимости, связанной с родителями. Мне хотелось собрать в одном тексте все распространенные «мифы», и попробовать помочь детям посмотреть на них предельно трезво, а родителям - постараться понять своих детей.

Миф №1. «Родители дали жизнь, и ты перед ними в неоплатном долгу».

Если разбираться рационально, то получится вот что: родители в одностороннем порядке принимали решение о рождении новой жизни. Они не спрашивали у самого ребенка, хочет ли он жить с этими родителями, родиться в такое время/ в этой стране/ в данном социальном слое и т.д.

Родители сами захотели, сами решили и сами привели в этот мир нового человека. За последствия своего выбора они несут, таким образом, стопроцентную ответственность.

Многие мои клиенты, находясь под прессом этого мифа, попадают в ловушку: с одной стороны, жизнь - действительно великий дар, за который стоит быть благодарным. С другой - требования благодарности со стороны родителей бывают порой настолько малосовместимы с жизнью самих детей, что итогом становится протест против этих требований, который при этом неизбежно сопровождается чувством вины. Ведь надо же «всю жизнь платить по счетам благодарности за подаренную жизнь!»

И вот тут я предлагаю задуматься над словом «подарок».

Большинство родителей так и говорят «мы дали тебе жизнь, мы подарили». Не продали, не заключили договор возмездного оказания услуг, не вложили с целью получить дивиденды, а подарили. То есть, дали даром. Должен ли что-то за это ребенок? По факту - нет.

И жесткие фразы иных протестующих детей в духе «я не просил вас меня рожать и я вам ничего не должен» - увы, суровая правда.

Посмотрим на ситуацию со стороны родителей. Приходится признать, что на самом деле решение о ребенке мало у кого из них по-настоящему осознано. В нем участвует масса факторов: сам по себе инстинкт, который не всегда осмысливается, постоянный прессинг со стороны общества/родственников, который сводится к тому, что если ты не продолжил род - ты не можешь считаться полноценным и состоявшимся, потребность быть кем-то по-настоящему любимым (если есть острый дефицит любви со стороны партнера или родных).


В общем, часто на деле получается так, что ребенок - не свободный выбор родителей, а некая необходимость, потребность самоутвердиться и/или что-то компенсировать. А отсюда и требования. Ведь ребенок оказывается важен не сам по себе, а в качестве гаранта исполнения неких ожиданий, которые на него возложены.

Вот примеры реалий, в которых жили многие родители современных взрослых детей: попытки удержать мужчину ребенком. В случае если это не удается, мать часто испытывает неосознанное разочарование в ребенке - тот «не выполнил своей функции», а если отец остался, то тогда уже он часто выливает свою злость именно на «предлог», заставивший его остаться в семье, хотя тоже редко это осознает.

Или женщина, не видя никакого другого выхода, родила ребенка «для себя», а потом страдает от того, что он не хочет посвятить всю свою жизнь ей одной.

Или брак, который родители сохранили только «ради детей», впоследствии будучи не в состоянии жить друг с другом наедине, постоянно держат взрослых детей рядом - так неосознанно оба пытаются оправдать то, ради чего продолжали, возможно, ненужные им уже отношения.


Или мужчина, которого убедили в том, что «вырастить сына» - это его долг, и мужчина искренне, казалось бы, ждет потомства, а потом вдруг понимает, что все это никакого интереса у него не вызывает, и он не знает, как общаться со своими детьми.

Те, кто хотел бы делать карьеру или жить какой-то другой жизнью, в которой раннему рождению детей не было места, сдаются под напором матерей и отцов «осчастливь нас внуками!» А потом раздражаются на детей, потому что те мешают им жить… Примеры приводить можно долго.

Главное же в том, что большинство таких родителей не осознают свои мотивы до конца. И искренне порой считают, что требуют разумных вещей.

Возвращаясь к теме долженствования, опять упираемся в тот же мотив: а как маленький ребенок может нести ответственность за возложенные на него ожидания? Как он может нести ответственность за то, что его мама или папа не получили любви в достатке?

Или за то, что они просто не подумали в момент страсти о том, нужен ли им ребенок вообще в данный момент? Или за то, что кто-то из родителей боялся показаться другим несостоявшимся, и потому решился рожать ребенка?

Увы, суровая правда опять-таки в том, что это проблемы самого родителя. Но никак не ребенка. И приходится признать, что по каким бы причинам родитель не сделал свой выбор - выбор остается выбором родителя как взрослого человека. Выбор подарить жизнь, а не подписать контракт на пожизненную ренту.

Есть еще и такой нюанс: родители часто боятся (осознанно или нет), что ребенок будет малоконтролируем, что сами родители не станут для него авторитетом, и поэтому аргументы «потому что я твой отец/твоя мать, я тебя привел/а в этот мир, и поэтому ты должен меня слушать» становятся каждодневной реальностью.

В результате авторитет завоевывается не через поступки, которые могли бы вызвать у ребенка уважение, а через страх и давление. Что по-своему эффективно, но не формирует по-настоящему теплых отношений между родителем и ребенком.

При этом я советую уже повзрослевшим детям задуматься о простой вещи: если родители вот так завоевывали авторитет ребенка, если они боялись, что их не будут слушаться - как у них в таком случае обстояло дело с самооценкой? Станет ли уверенный в себе человек, живущий полной жизнью, счастливый и ценящий самого себя, давить на ребенка с целью «выжать» из него страх, чувства вины и долга? По-моему, ответ очевиден.

А благодарность за жизнь… Она всегда есть в тех семьях, где родители привели ребенка в мир осознанно, и с самого начала понимали, что в мир пришел свободный человек, которому они могут помочь развиваться, а потом он будет жить свою жизнь и делать свой выбор. А родители останутся жить свою.

Там, где нет давления, жестких требований, запугивания и манипуляций, дети естественным образом выражают благодарность за подарок жизни. Потому что хотят. Как и родители действительно хотели помочь им вырасти. Ради самих детей, а не ради своих ожиданий.

Миф №2 «Мы столько в тебя вложили, мы тратили на тебя время!...»

Если говорить о том, что ребенка кормили, одевали, учили, лечили и развлекали - так тут все просто: были должны. Родитель, приводя ребенка в мир, берет на себя все ту же стопроцентную ответственность за жизнеобеспечение и безопасность ребенка. И поэтому он-то как раз все это должен ребенку. Как минимум в размере «самое необходимое для развития и выживания». До достижения совершеннолетия. И это даже прописано в нашем законодательстве.

При этом если родители на самом деле любят ребенка - все это делается естественно, как само собой разумеющееся. Однако, на деле сплошь и рядом родители выставляют это перед своими уже взрослеющими детьми как подвиг. Почему?

Да потому что в процессе воспитания ребенка родители накладывали на себя ограничения. О которых либо не знали заранее (опять все тот же фактор неосознанного отношения к деторождению), либо считали, что эти ограничения - то, что потом должно «окупиться» аналогичными ограничениями детей в пользу родителей.

Но такой контракт - это контракт вслепую. Потому что ребенок даже не подозревает порой ни о каких ограничениях. Ему кажется, что все это делается для него из любви и добровольно. И когда потом его ставят перед фактом необходимости «платить по счетам», то любовь к родителям начинает угасать. В чем ребенку часто сложно себе признаваться, а сопровождается все это чувством подспудной вины и попытками вызвать в себе эмоциональное отношение к родителям, что получается все хуже и хуже, потому что любить насильно - трудно.

И в итоге рождается ощущение, что на самом деле отношения с родителями - не отношения любви, а отношения долга. Ни родитель, ни ребенок не получают в них желанного ими обоими тепла и постепенно разочаровываются в родственных отношениях. Но продолжают политику взаимных манипуляций либо до конца, либо до тех пор, пока кто-то из них не начнет всерьез разбираться в психологической подоплеке происходящего.


Посмотрим еще на то, что ставится родителями себе в заслугу.

Развивали? Водили в секции, кружки, тратили на это деньги? А учитывали ли при этом желания самого ребенка или осуществляли свои неосуществленные желания?

Научили жить, передали свой опыт? А сделал ли этот опыт ребенка счастливым? Достиг ли чего-то ребенок, пользуясь моделью родителей?

Установки, которые ребенку прививали, помогли ему успешно занять свою нишу в обществе и состояться или хотя бы встать на этот путь? Семейная модель родителей позитивно сказалась на личной жизни ребенка?

На самом деле многолетняя практика показывает, что вокруг много неуверенных в себе людей, которых постоянно критиковали, одергивали, сравнивали в чью-то пользу, но так и не показали, как надо, как правильно. Или пытаясь научить, постоянно унижали.

И человек часто выходит навстречу большому миру из родительской семьи с чувством внутреннего страха, неполноценности и ощущения, что кругом все лучше, достойнее и талантливее него.

Но практика показывает и другое: когда ребенку давали шанс учиться, поддерживали в его ошибках, помогали их исправить и переосмыслить, помогали делать какие-то шаги в большой мир, учитывая желания и выбор самого ребенка (даже если он кажется родителям неправильным) - то такие дети вырастают с естественным чувством благодарности и ответственности.

И если родители при этом не забывали сами о себе, то у них не возникает чувство «потраченной на ребенка жизни», а соответственно и не за что предъявлять претензии.

Подспудная обида на своего ребенка за то, что он не «окупает затрат» возникает только там, где вкладывание сил и времени в ребенка не было вполне добровольным.

Но самим родителям стоит задуматься: а может быть, в чем-то надо было думать и о себе? Или не поздно сейчас подумать? Чтобы не делать из собственного отпрыска вечного должника. Тем более, он не всегда может вернуть родителю то время, которое сам же родитель не решился на себя потратить.

Безусловно, в иные периоды действительно все время тратится на детей, не оставляя супругам сильно много времени друг на друга. Но итог этого действия зависит от настроя самих супругов. Если время тратилось добровольно, то «дивиденд» уже получен в виде творческих импульсов, интереса, восторга, радости, азарта, связанного с достижениями и развитием детей.

Возможно, такие родители и сами развиваются вместе со своими детьми. И в конечном итоге у них не возникает обиды «я потратил на тебя столько времени, а ты…!»

Если же в процессе роста ребенка у родителя не было особой радости и удовольствия от проведенного с ним времени, то родитель неосознанно обижен на то время, которое «отнял» у него ребенок.

Но сам себе родитель не признается, что на деле хотел бы потратить его на что-то еще. И в качестве компенсации за обиду, хочет, чтобы ребенок ему чем-то отплатил. Так и возникает эта фигура речи.

Но, к сожалению, здесь опять неравные позиции: родитель сам шел на этот шаг, рожая детей, ребенок же поставлен перед фактом, что теперь он должен тратить столько времени на родителя, сколько хочет последний. Если у родителя был выбор, у ребенка его нет. По крайней мере, до тех пор, пока ребенок находится под давлением авторитета и чувствует себя должным исполнять все прихоти родителей.

Часто все время тратится на детей потому, что у родителей больше нет никакого своего смысла в жизни. Неважно, двое ли родителей или один. Если один - то часто ребенок бывает единственным смыслом в жизни, и подчас доходит это до того, что мать хочет видеть своего ребенка столь же сосредоточенным на ней, сколь она была на нем сосредоточена.

А если родителей двое - то возможно, они утратили чувства друг к другу, возможно, не хотят всерьез заниматься своими отношениями, считая, что они и так «выполняют важную миссию».

Но дети ведь вырастают и уходят в свою жизнь (если говорить о норме) а родители остаются друг с другом. И проблема родителей, которые не хотели заниматься своими отношениями и своей личной жизнью в том, что дети, даже повзрослев, и имея потребность строить что-то свое, продолжают для родителей оставаться либо «клеем» их разваливающегося брака, либо смыслом для одинокого родителя.

Но ребенок - не атрибут, не функция. Он не выбирал своего родителя в качестве своего же ребенка и не должен аналогичным образом возвращать потерянное время. И он не может быть ни «клеем» ни смыслом. Он существует сам по себе, в своей жизни и со своим свободным выбором.

Миф №3 «Я знаю как лучше, я желаю тебе добра - оправдай мои ожидания!»

Странно совсем не иметь ожиданий. Естественно, мы что-то ждем от своего партнера, друзей, детей. Но есть в отношениях моменты, когда приходится эти ожидания корректировать.

И часто почему-то именно в отношениях с детьми реже всего встретишь коррекцию ожиданий и поиск компромиссов, хотя в отношениях с супругами люди как минимум вынуждены если не пытаться понять, то хотя бы учитывать интересы супруга.

А вот к детям часто иное отношение - «ты должен»: жить по таким-то принципам, выбрать такую-то профессию, выйти замуж/жениться, порадовать нас внуками, добиться финансового благополучия и т.д. и т.п.

Я не говорю сейчас о тех моментах, которые родители вынуждены требовать от ребенка, чтобы сохранить ему безопасность - надеть шапку в мороз или не бегать на проезжей части.

Я говорю о том, что не угрожает безопасности ребенка и может быть его свободным выбором - чем ему заниматься, как проводить свободное время, какие иметь увлечения, с кем встречаться, когда жениться и т.д.

Но привычка требовать надеть шапку в мороз плавно переходит в требование выбрать профессию юриста, «потому что пением ты никогда не заработаешь на хлеб». Это уже не требование безопасности. И часто оно выдвигается ребенку, который либо стоит на пороге 18-летия, либо даже перешагнул его. А требование выдвигается так, как будто ребенку 5 лет.

Если вдуматься, то даже в 5 лет у ребенка есть и должен быть выбор - есть кашу или творог, надевать зеленый свитер или белый, идти гулять в парк или на площадку, кататься на качелях или карусели. Но родители пренебрегают часто и этой возможностью.

Им часто проще и быстрее натянуть на ребенка первый попавшийся свитер, чем спросить его, что он хочет (на это нужно всего несколько секунд!) И в итоге мы в огромном количестве получаем людей, которые не умеют делать выбор, которые панически боятся ошибок, которые всю жизнь зависят от «обстоятельств» разного рода, перекладывают ответственность на кого угодно за свою жизнь…

Потому что над ними всегда стоял кто-то, кто говорил «делай так» или «ты должен» или «ты не можешь еще ничего знать о жизни, а я»…

Это неправда. Ребенок может знать главную вещь о себе - что он хочет. Да, родители порой вынуждены (да и должны) ограничивать его хотения там, где это пересекается с требованиями безопасности.

Но мы сейчас в основном говорим о практически взрослых детях, которые в курсе, что курить вредно, и не стоит в мороз ходить без шапки. Они уже знает массу всего и могут набирать свой собственный опыт, опираясь на свои еще присутствующие «хочу».

Однако, именно в момент взросления дети получают как раз больше всего критики и неодобрения. Почему? Да потому что становится окончательно понятно - они выросли не такими, какими хотели их видеть родители.

Если вдуматься, родительские требования часто лишены оснований. Отец, требующий от сына блестящих результатов в спорте или карьере и критикующий любую неудачу - давно уже почил с банкой пива на диване, и ничего особенного не достиг в своем деле.

Мать, критикующая внешность дочери и ее вкус в отношении мужчин, давно перестала за собой следить и уделять себе внимание, к тому же личная жизнь у нее хромает с молодости. Примеров такого рода много.

Аргумент родителей часто такой: «мы не смогли, так пусть наши дети…» - и это называется искренним пожеланием счастья. Хотя к выбору детей это все не имеет никакого отношения. Более того, если родители не осуществили свои мечты и не смогли достичь чего-то, то у них нет никакого морального права критиковать ребенка.

Чаще всего у таких родителей еще есть время впереди, чтобы реализовать себя, добиться чего-то, стать просто счастливыми. Но они не ставят себе задачу достичь чего-то. Они требуют этого от детей. Потому что сами побоялись жить в полную силу, побоялись своих желаний, ошибок, того, что буду глупо выглядеть и станут предметом насмешек.

Итогом становится бегство от жизни и перенос своих желаний на детей. Ведь детей-то можно потом еще и покритиковать за неудачу, а самим остаться «идеальными» и по-прежнему «знающими, как лучше».

Есть еще ряд родителей, которые на самом деле чего-то добились, состоялись, но не менее жестко требуют и критикуют своих детей. Аргумент у них чаще всего такой: «я могу и ты должен - у тебя есть тот, у кого ты можешь научиться».

Но вот что я заметил, наблюдая за такими «совершенными родителями» - они чаще всего внутренне очень несчастны. Хотя у них «есть все», они даже сами порой не понимают, откуда эта эмоциональная пустота. Часто она идет от неспособности осознанно переживать чувства и выражать их, часто - от отсутствия тепла, от внутреннего страха и постоянного недоверия миру, от ощущения борьбы и отсутствия настоящей поддержки.

А социальные достижения могут при этом присутствовать, конечно. Но задумайтесь: станет ли человек счастливый кого-то жестко критиковать и требовать что-то? Станет ли человек навязывать жизненную стратегию, если ему самому комфортно в своем выборе, и этот выбор сделан осознанно? Если он его сделал сам?

Тут напрашивается простой вывод:

Если родитель сделал свой выбор сам, то он будет прекрасно понимать цену своим ошибкам и их необходимости. И так же четко будет понимать, что опыт одного человека невозможно полностью спроецировать на другого. Потому что это разные люди. И нет никакой универсальной жизненной стратегии. А значит, легко даст ребенку право на выбор, ошибку и собственный опыт.

А вот если человек выбирал не сам, а жил по принципу «надо», «положено», «принято», то и ребенку он будет транслировать то же самое. В этом есть подспудный мотив. Если родитель сам боялся осуждения со стороны общества, родственников и окружения, то все его акценты будут смещены на то, как будет тот же контингент людей воспринимать его детей.

И потребности самого ребенка буквально тают перед этим натиском страха: «за поведение ребенка осудят меня, родителя!» И он окажется «запятнан» например тем, что его сын - гей, а дочь в 30 лет все еще не замужем, или кто-то из детей не ходит к 9 на работу, а живет творческой и свободной жизнью, и при этом не умирает с голода (как ни странно).

Тут есть еще более тонкие мотивы. Если жизненная стратегия выбрана не из любви и настоящего желания, а из страха, и что-то человеком внутри себя задавлено, не реализовано - то может вступить в дело фактор зависти. Неосознанной чаще всего. Но суть от этого не меняется.

Если отец хотел в юности объездить страну автостопом, но став жертвой манипуляции своих родителей, не решился делать то, что хочется, а пошел на завод работать. С точки зрения общественного мнения - правильный выбор. А вот заноза о несделанном остается. Потому что потом семья, дети, статус - и уже поздно ездить автостопом. А желание так и осталось юношеской мечтой.

И вот когда собственный сын собирает рюкзак и говорит о желании уехать - то неосознанная зависть толкает отца ставить ему жесткие препоны. История или повторяется до деталей, или сын находит в себе силы уйти. И тогда отношения надолго разрываются, на что способны далеко не все дети.

Родители, возмущенные поведением своих детей, удивляются тому, что дети «настолько не похожи на них». Но на самом деле здесь они кривят душой. Редко в семье вырастает ребенок с совсем другими ориентирами. Так тоже бывает, но куда реже.

Одни и те же проблемы, недостатки, комплексы, трудности шествуют из поколения в поколение. Просто родители часто не хотят признать, что видят в детях свои же недостатки и недоработки. Хочется самому быть лучше и знать как лучше. Хотя декларируется обратное: «чтобы дети превзошли родителей».

Миф № 4 «Родитель - особенный человек, он никогда тебя не бросит и не предаст».

Безусловно, особенный. Но не тем, что он не способен на предательство. А тем, что именно его программы, недостатки и комплексы мы несем в себе. И именно он заложил в нас в большой степени наши слабые и сильные стороны, подавил или развил наши таланты, актуализировал характер, сформировал убеждения и сценарии жизни.

Прежде всего, родители - те, чьим отражением мы являемся, тот багаж и материал, из которого мы кроим свою жизнь. И это, собственно, все. А вот способность «не бросить и не предать» - чаще всего выбор самого родителя. Который не всегда бывает однозначным.

Мне часто доводилось слышать от своих клиентов такие истории: «меня обижали в школе, но никто меня не поддержал», «я первый раз влюбился безответно, но надо мной родители только посмеялись», «меня уволили с моей первой работы, но папа сказал, что я сам виноват», «я чувствовала себя дурнушкой и ждала помощи, но мама говорила, что с такой внешностью я никогда нормально не выйду замуж».

Продолжать можно бесконечно. Судить о том, может ли это считаться предательством - не входит в компетенцию психолога. Но можно говорить о том, что родители не оказали детям той поддержки, на которую они надеялись. И своей критикой и пренебрежением только усиливали негативные ощущения детей.

Меж тем порой другие люди - учителя, друзья, какие-то просто сторонние люди, оказывали эту поддержку. Я вовсе не хочу сказать, что домашние человеку - прежде всего враги, хотя Христос в Евангелии не побоялся выразиться именно так, но я не богослов, и не стану рассуждать о том, что Христос вкладывал в эти слова.

Я лишь хочу сказать о том, что от родителей этой поддержки ждут прежде всего. А уж потом от всех остальных. И часто ее не получают именно от родителей. Это факт, который стоит признать, если так было у вас в семье.

И смотреть трезво на вещи - если вы сталкиваетесь с пренебрежением, унижениями и нежеланием лишний раз сказать доброе слово - это не называется «особенным отношением». Это ничем по факту не отличается от отношений любых других людей, которые могут смеяться над нами, унижать или отвергать.

И не стоит жить в плену такой иллюзии: если вас не поддерживали с детства, скорее всего, и дальше отношение к вам будет таким же. Если только не прилагать сознательных усилий к построению каких-то иных форм общения с родителями. Но тут есть нюанс.

Если родители приучили ребенка к тому, что они действительно его поддерживают - то и он, скорее всего, будет делать то же самое естественно. А если не приучили - то и требовать поддержки для себя не очень логично.

И ребенок может только сам, уже по своей доброй воле вкладывать силы в то, чтобы донести до родителей возможности какого-то другого отношения друг к другу. Но ребенок, если его не поддерживали, имеет полное право этого не делать в ответ. И это опять-таки суровая правда.

Вспоминаю историю клиентки , которая вышла замуж, по ее признанию, надеялась побыстрее «сбежать» от родителей, брак, как часто бывает в таких случаях, не сложился. Девушка с ребенком спросила родителей, можно ли пожить с ними, пока она отсидит остаток декрета и найдет себе работу. Родители сказали ей «конечно же, ты ведь наша дочь, наша кровь». А дальше жизнь девушки превратилась в ад.

Потому что каждый день ей напоминали, какая она неудачница, попрекали тем, что помогают в заботах о ребенке, хотя она об этом не просила и справлялась сама, ставили на вид то, что устают от криков младенца, который с каждым днем становился все более беспокойным.

Как только появилась возможность выйти на работу, девушка тут же ушла от родителей на съемное жилье, наняла няню и полтора года проходила у меня терапию. Первые полгода почти на каждой сессии она плакала, повторяя, что не чувствует любви к родителям, и при этом чувствует огромную вину…

И на работу только с этой виной ушло полгода. А еще год - на то, чтобы перестать зависеть от мнения родителей, что-то им доказывать, пытаться оправдать их ожидания и перестать заставлять себя любить их, а также на то, чтобы помочь девушке перестать чувствовать себя последней неудачницей и хоть как-то увидеть в себе достоинства и сильные стороны. Можно ли назвать все это родительской любовью и актами из добрых побуждений? Путь решают читатели.

Часто родители используют такой аргумент: «если я не скажу ему/ей, то хуже будет, если скажут чужие люди». А что будет страшного, если скажут чужие люди? Быть может, они сделают это более корректно, хотя бы потому, что связаны социальными условностями? Или они вовсе не увидят того, что видят родители?

Ведь сами родители забывают: их мнение о ребенке - их частное мнение, а не объективная истина, за которую они часто пытаются выдать это мнение. А ребенку, в силу эмоциональной зависимости от родителя, эта «правда» кажется огромной, эмоционально значимой.

И иногда думаешь: лучше бы это говорили чужие, ведь их мнение не ранило бы так больно и не принималось бы так безоговорочно.

Миф № 5 «Обижаться на родителей - грех!»

Всегда хочется спросить «а что будет»? Хотя, впрочем, речь пойдет не о небесной каре, а вообще о самом факте обожествления родителей. Объективно, родители действительно наши «первичные боги», они имеют власть карать и миловать, дарить тепло и поддержку или нет, помогать, заботиться или злиться и ограничивать во всем.

Божество родителей не бывает добрым или злым однозначно. Для ребенка всегда оно содержит элементы добра, потому что у ребенка есть кров, пища, одежда и хотя бы минимальные возможности развития только потому, что у него есть родители, или люди, заменяющие их - все равно ребенок нуждается в родительском божестве.

Но удивительный парадокс: дети вырастают, но для очень многих родители продолжают оставаться богами. Причем это даже порой не осознается. Хотя, по идее, взрослый человек может и должен выбрать себе своих богов, или вовсе обойтись без них. И, казалось бы, выбирают - Христа или Аллаха, Будду или Принцип Дао, науку или какую-то другую систему мировоззрения. Но родители остаются для многих куда более могущественными богами.

Что стоит за этим? Страх. Не осознанный, не осмысленный, первобытный страх. Причем не самого ребенка, а прежде всего родителя.

Вспомните историю Сатурна и Юпитера. Сатурн пожирал своих новорожденных детей, потому что боялся, что кто-то из них займет его трон и лишит его власти над миром. И в итоге одному из них, особо проворному и удачливому Юпитеру, удалось таки выжить, и что он сделал? Конечно же, сверг отца и занял трон.

Именно подобного рода страх и заставляет родителей воспитывать своих детей в страхе - чтобы они не свергли их, не лишили их власти, значимости, привлекательности, не обесценили их достижения своими еще большими достижениями, не смогли бы позволить себе то, что родители хотели испытать, но боялись.

Суть примерно одна. «Ты станешь больше и лучше меня, и этим уничтожишь меня, и в моей жизни уже не будет смысла». Этот очень глубокий мотив часто руководит бессознательными порывами родителей продолжать оставаться для детей богами.

Чем чревато свержение с постамента родителей? Ничем. Никакой страшной кары за это не предусмотрено. Более того, если вы поставите родителей ногами на грешную землю, вы сделаете им доброе дело. Как?

Одно лирическое отступление. Многим может показаться, что в этой статье я выступаю «адвокатом» взрослеющих и повзрослевших детей, и «прокурором» родителями. Так вот ответом на вопрос «как» я хочу уравновесить положение, потому что в действительности хорошо понимаю мотивы и тех и других.

Если вы унесете родителей с постамента, вы увидите, что они просто обыкновенные люди. Со своими глупостями, слабостями, недостатками, ошибками, что они несовершенны и не могут ими стать. И тогда вы перестанете требовать от них, чтобы они были как боги - всепрощающи, любвеобильны, всегда преданны, добры и терпимы. Ваши родители - не боги.

И если вы готовы взять свое право не быть должным, не оправдывать ожидания, не исполнять требований, не поддаваться манипуляциям, то тогда отдайте родителям право быть такими, какие они есть и какими были.

Да, хорошо было бы, если бы они всегда давали вам поддержку. И не критиковали по каждому поводу. И не сравнивали бы с другими. Хорошо было бы. Но они не были должны. Они были должны вам только в части безопасности и жизнеобеспечения, и сделали это как умели, и любили, как могли. Не требуйте от них в ответ всепрощения и понимания.

Не требуйте, чтобы они в одночасье избавились от биосоциальных рефлексов. Не требуйте, чтобы за считанные дни в них открылась широта мышления. Если вы берете себе свою свободу - отдайте им их свободу быть такими - неправильными, требовательными, деспотичными….

Формула свободы проста. Они имеют право хотеть. Вы имеете право отказать. Они имеют право обижаться и реагировать на вас как угодно. А вы имеете право отвечать на их реакцию так, как считаете нужным или не отвечать вовсе. И это не означает тотальной войны. В вопросе сепарации конфликты неизбежны.

Но если вы унесете родителей с постамента и начнете понимать их человеческие мотивы, то вам будет проще заниматься собой и своими обидами, а не пытаться доказывать родителям, что те были неправы. Да, вы имеете право обижаться на родителей. Но это - ваша история, и разбираться с ней уже вам лично.

Эпилог

Ситуация в советском и постсоветском обществе была однозначной. Я бы ее охарактеризовал как "наследие общинного строя". Суть такова, что человек, который не продолжил род - неполноценный человек, не состоявшийся.

Потому многими дети воспринимались как некая необходимость, но осознанности в этих актах деторождения было порой крайне мало. И родитель, который не задумывается о том, зачем ему ребенок, в итоге лишь бездумно повторяет модель родителей: "сначала нас родители используют и требуют от нас что-то, а потом мы требуем от детей и используем их - так живут все и так надо".

А потому родители редко задавали себе вопрос, чего же они на самом деле хотят. И потому очень многого недополучили в жизни. И потом испытывают страх, зависть и ревность к своим детям. Примите это таким, какое оно есть.

Если вы читаете эту статью, у вас уже точно есть выбор, в какой модели жить. И возможно, если вы - взрослый ребенок, то именно вы, разобравшись со своими обидами на родителей, честно признав эти травмы, проработав их, сможете впоследствии научить своих же родителей безусловному принятию и искренней любви. А если нет - то сможете отпустить их и больше ничего не требовать.

Если вы - родитель, уставший от конфликтов с детьми и чувствующий неуважение с их стороны, то попробуйте понять, что такое поведение ребенка говорит вам о своих же собственных недоработках. Которые вы еще можете компенсировать - начать исполнять свои желания, жить для себя, и научится советоваться с детьми как со взрослыми, уважать их выбор, и тогда они ответят вам искренним теплом и пониманием.

Каждый, будь то родитель или ребенок, может признать простую вещь: другой человек - это другой человек. И вне зависимости от возраста, у каждого есть свой путь, свой выбор и свое право на ошибки. И став взрослыми, мы все можем только добровольно дать что-то друг другу. А то, что дано неискренне и из-под палки - разве это подлинный дар любви?

Фритц Перлз придумал такую формулу, которую часто называют «молитвой гештальтиста»:

«Я - это Я, а Ты - это Ты.
Я занят своим делом, а Ты - своим.
Я в этом миpе не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
а ты - не для того, чтобы соответствовать моим.
Если мы встpетились и поладили - это пpекpасно.
Если нет - этомy нечем помочь.»

Это относится и к родителям, и к детям в равной степени.

Метки: Детско-родительские отношения , Сепарация от родителей ,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

О проблеме «отцов и детей» в современном мире

О проблеме «отцов и детей» чаще всего мы, взрослые, задумываемся тогда, когда наши дети перестают поступать так, как нам хочется. Мечтая воспитать в своем ребенке личность, мы едва не падаем в обморок, лишь только он начинает себя проявлять. Тогда мы обращаемся за помощью к друзьям, соседям, педагогам или психологам, не понимая, что проблему эту создаем сами с того момента, когда наш любимец появляется на свет.

Давайте вместе вспомним, как растили ребенка наши предки. Наверное, нам есть чему у них поучиться. Ведь еще сто-двести лет назад отец и мать были для человека непререкаемым авторитетом на протяжении всей жизни. Понятия «Дом для престарелых» просто не существовало. Никому не приходило в голову выбросить состарившихся родителей на улицу или желать им смерти из-за квадратных метров жилой площади. Так что же изменил в своей жизни «человек разумный», от чего, складывавшегося веками, отказался, приблизив себя к пропасти непонимания?

В старой русской семье дитя воспитывалось чаще бабушками, а не мамами. Не потому ли, что жизненного опыта, мудрости житейской у них много больше, чем у молодых родителей? После того как «любая кухарка» оказалась способной управлять государством, воспитывать детей тоже стало считаться делом нехитрым. Чтобы водить машину, нужно выучиться, получить права; чтобы работать учителем, врачом, экономистом, необходимо закончить высшее учебное заведение, пройти практику, постоянно повышать квалификацию; чтобы стать воспитателем своего ребенка, сегодня ничего не нужно. Разве что его родить. И бабушки, к сожалению, учить этому искусству своих чад не хотят, чаще всего живут от детей и внуков отдельно, в гости ходят редко, так как предпочитают «работать, пока хватит сил». Желая сохранить таким образом свою независимость от детей и внуков, они не замечают, как постепенно становятся непонимаемыми, а затем и просто одинокими.

Еще совсем недавно бабушки (а порой и мамы) пели своему любимому чаду колыбельные песни, сказывали сказки. И ребенок, будучи полуголодным, причмокивая губами вместо материнской груди смоченный в молоке кусочек тряпицы, слыша нежный голос, напевно о чем-то рассказывающий, вдруг замолкал. Малыш не понимал еще слов, составлявших песню; не знал ничего об окружающем мире, но, слыша волшебную поэтическую речь, замолкал, очарованный ею. Вероятно, это был именно тот язык, который новый человек не мог не услышать. Не с ним ли вместе упустили мы ниточку, связывающую нас с нашими детьми?

Кто сегодня может на ночь рассказать (именно рассказать, не прочесть!) ребенку сказку? Да так, чтобы она лилась плавно, складывалась в таинственный мотив. Много ли слышат наши дети колыбельных песен? Приучая ребенка спать в отдельной комнате, пусть и заполненной яркими игрушками, мы изолируем его, учим жить отдельно от нас. Ненамеренно преувеличивая важность самостоятельности, мы исключаем себя из его жизни, а потом прилагаем максимум усилий, чтобы вернуть то, от чего сами отказались.

Отдавая ребенка в детский сад, мы преследуем благую цель – познакомить маленького человека с окружающими его людьми, научить жить в обществе. Это важно, необходимо. Но, едва приняв ребенка из рук воспитателя, мы должны окружить его такой любовью и нежностью, чтобы ребенок почувствовал (понимание придет позже), что идти домой – это праздник. Даже если ты только что был в раю.

Особый разговор – о папах. Часто приходится слышать, что такой-сякой отец не принимает участия в воспитании детей. Об этом говорят подруге, соседке, учителю в школе, когда возникает необходимость найти виноватого в том, что ребенок делает что-то не так.. Эти отнюдь не поэтические речи часто слышит нерадивый воспитанник. О каком уважении к отцу, к старшим может идти речь, если не исключена возможность говорить о главе семьи пренебрежительно и даже агрессивно?

Мужчина - прежде всего добытчик. Даже если он не читает ребенку сказок, не целует его пухлые щечки, его авторитет должен быть непререкаемым. В семье, где не считаются с сильным мужчиной, намеренно подчеркивая его слабости, никогда мальчик не станет достойным мужем. Стена непонимания, которую женщина так бездумно сооружает между отцом и детьми, в какой-то момент непременно окажется непреодолимым препятствием для нее самой. Причем, в отношениях как с ребенком, так и с мужем.

Мало кому из детей военного и послевоенного времени довелось получить достойное образование, даже просто окончить школу: нужно было работать наравне с взрослыми, чтобы младшие дети в семье не умерли от голода. Если кого-то отец отпускал в школу, это воспринималось как награда за послушание и старание к учению. Сегодня возможность учиться есть у каждого. Зато возможность заработать большие деньги имеют не все. Потому ценности сместились. И ребенок, изначально мечтавший о школе как о неком неизведанном, таинственном мире, слыша постоянные упреки в том, сколько потрачено на него денег, перестает любить школу, еще не ступив на ее порог.

А родители требуют, чтобы любил, чтобы хорошо учился, чтобы вел себя как надо. Папе и маме очень хочется идеального ребенка. Только ведь ребенок не виноват в том, что он не идеален. В неудачах своих он все еще ищет поддержки у родителей, но натыкается на полное непонимание – оскорбления, упреки сопровождают его на протяжении всей школьной жизни. И потому, выпускаясь в жизнь взрослую, он думает только об одном – куда бы уйти, чтобы почувствовать себя человеком, полноценным и достойным уважения.

И уйдет. И, возможно, в своем завтрашнем дне не найдет места «отцам». Да только кого винить, если они сами, отказавшись от многих жизненных ценностей своих предков, забыли об их уроках?

Сегодня мы вновь пытаемся изобретать велосипед в поисках новых методов воздействия на «неблагодарную молодежь», позабыв в пустой суете о том, что метод этот только один и он давно найден – детей нужно просто любить! Любить в момент успеха и неудачи, радости и печали. Бабушки, дедушки, мамы, папы могут дать ребенку столько любви, что потом, в момент нахлынувшего вдруг на них одиночества, тепла ее хватит на всех.

Уроки.

Дождь. Грязь. Слякоть. Кошки не хотят мочить лапы в уже холодных лужах, а потому забираются ко мне в душу и скребут, скребут, словно пытаются найти там что-то, чего уже давно нет. Мне тоже не хочется мочить свои дорогие сапоги, и я любуюсь осенью из окна. Почему-то (видимо, из солидарности) силюсь заплакать. Ищу повод. Вспоминаю давнюю любовь, которой в сущности и не было, рисую банальную киношную сцену прощания и наслаждаюсь собственной болью. Только слез почему-то нет, лишь осадок на душе. То ли оттого, что со слезами ничего не получилось, то ли от этих упрямых кошек, которые, несмотря ни на что, продолжают скрести. И я даже слышу этот противный звук от лап, закапывающих что-то в моей душе. Ловлю себя на мысли, что и мне самой хочется избавиться от этого «что-то», но Богу угодно, чтобы помнила.

Как славно начинался этот день. Проснувшись рано утром от не по-осеннему ослепительного солнечного света, заполнившего все уголки нашего гнездышка, мы сразу решили – идем гулять. Мы летали по комнатам, совершенно друг другу не мешая ни в маленькой ванной, ни в игрушечной спальне. А кухню и вовсе миновали: для чего нам завтрак, коль душа просится летать, ибо в ней весна, которая по календарю давно уже прошла.

Мама, я надену розовое платье! – сообщил мне задорный, ликующий голос дочери.

И тут что-то произошло. Моя душа грохнулась с небес прямо на этот темно-коричневый линолеум; вероятно, ушибленная, воспротивилась:

Сейчас я понимаю, что все и началось-то именно с этого «нет», но тогда мне казалось, что ничего правильнее, логичнее я сказать не могла. Как можно надеть платье, предназначенное для утренника?! Мыслимо ли отправиться потом на праздник в уже поношенном наряде: могут подумать, что у нас нового нет! И я говорю все это своим ровным учительским голосом, глядя тебе прямо в глаза. Я вижу, как рушится в них целый мир, как разбивается красивая мечта о нашем празднике… Я все вижу, но разве можно меня остановить, когда я думаю, что права. И я упиваюсь правильностью своей речи – я воспитываю!

Думается мне, ты и половины умных слов моих не поняла тогда, только для меня это не было главным: я не искала понимания, я учила… А твои глаза сначала потемнели, потом в них что-то блеснуло, и я услышала:

Я даже не помню, на какую из моих фраз ты бросила это «нет!», потому что и это не было для меня важно; я вовсе не желала разбираться в сути спора, необходимо было лишь подавить мятеж, и тут все средства хороши. Я говорила жестко и громко. Ты сначала что-то лепетала в ответ, потом нахмурила лоб и замолчала: ты уже тогда все поняла. А я, такая взрослая, имеющая высшее педагогическое образование, чтобы не проиграть бой, решила воспользоваться нокаутом и бросила тебе в лицо:

Если что-то не нравится, иди на улицу и ищи себе другую мать. Мне такой непослушный ребенок не нужен.

И ты пошла. И, вытирая слезы, стала застегивать своими тоненькими дрожащими пальчиками сандалии. Сердце вдруг запрыгало где-то внутри меня, как будто пытаясь разбудить во мне что-то человеческое. Но я стояла в позе и ждала, когда же мне споют эту фальшивую ноту: «Больше не буду».

И вдруг ты (опять ты, не я), покончив наконец со второй застежкой, подняла на меня глаза… В них не было ни злобы, ни упрямства. Это был взгляд человека, потерявшего вдруг все, весь мир…

Милая, славная моя девочка, хрупкий, нежный ребенок, ты спишь сейчас в своей мягкой постели; отдыхают на безмятежном лице уставшие ресницы, по теплым детским губам порхает улыбка. Ты все простила и забыла. Поверив моим объятиям и слезам больше, чем громким словам, ты с радостью приняла меня обратно в свой мир.

Я гляжу на тебя, и из души уходит осень. И совсем не хочется возвращаться к окну, о чем-то думать, о ком-то вспоминать. И уже сквозь сон слышу, как где-то, словно убаюкивая, мурлыкает кот. Где?

Природой каждому из нас уже при рождении дается определенный набор психических и физических качеств, а также инстинктов. Они помогают выживать в этом сложном мире. Все остальное напрямую зависит от того воспитания, которое мы получили в раннем возрасте. Дети, обладающие своими чертами характера, просто не могут постоянно соглашаться с родителями. Это связано с тем, что каждый человек является личностью и обладает собственной, определенной точкой зрения.

Проблема отцов и детей возникает перед близкими людьми, относящимися к разным поколениям. Каждому из них предназначен свой исторический период. В связи с этим, из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ее ценностей, которую любой из нас готов решительно отстаивать.

В прежние времена люди почитали за основу бытия принципы старших. Однако, довольно часто, дети, впитывая в себя семейный опыт, желают выйти из-под влияния взрослых. При этом они отрицают все догмы старшего поколения. Детям кажется, что они смогут построить свою жизнь намного лучше, ярче и интереснее. Им хочется как можно скорее решать все вопросы самостоятельно.

Проблема отцов и детей возникает практически во всех формированиях человеческого общества:

В семье;

В трудовом коллективе;

В целом в общественной формации.

С самого рождения ребенка учат родители. Когда он ходит в детский сад - воспитатели. Школьника - учителя. В определенное время в этой цепочке возникает такой момент, когда всякие поучения начинают вызывать отторжение. Обычно это наступает тогда, когда у ребенка начинают развиваться личностные качества, осознание права собственного выбора, а также ответственности за него.

Проблема отцов и детей в наше время довольно сложная. В некоторых случаях задачу по установлению равновесия во взглядах поколений решить попросту не получается. Одни из нас вступают в открытое противостояние с представителями другого поколения, другие, для возможности мирного сосуществования, уходят в сторону, позволяя себе и другим обрести свободу в реализации идей и планов.

Проблема отцов и детей в наши дни весьма актуальна. Она очень остро стоит перед людьми, принадлежащими к разным поколениям. Однако необходимо помнить, что только взаимная терпимость и уважение друг к другу позволит не пойти на серьезную конфронтацию. Самым главным является любовь и понимание.

Советы родителей по своей сути служат принуждением или диктатом. По мере у человека все реже и реже возникает желание подчиняться. Родителям необходимо вовремя это осознать и перевести стрелку отношений с детьми на нейтральные способы подачи своей информации. В противоположном случае конфликты неизбежны.

Самым сложным для родителей является то, что они должны своего ребенка принимать таким, каков он есть, мириться со всеми его недостатками, а также особенностями характера. Кроме того, старшее поколение должно прощать обиды и неверные поступки своих детей. Сложно также смириться с тем, что ребенок вырастет и уйдет в свою взрослую жизнь, имеющую собственные заботы и дела.

Проблема отцов и детей в литературе поднималась довольно часто. Этот вопрос в той или иной мере затрагивался многими писателями. Наиболее ярким отголоском актуальной во все времена темы является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Кроме этого произведения, само название которого указывает на его основную тему, взаимоотношения поколений освещались во многих шедеврах литературы. Кто впервые затронул этот вопрос, сказать сложно. Проблема настолько жизненна во все времена, что ее описание всегда существовало на страницах творений литературы. Не обошел вниманием сложную проблему А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Затронул ее и Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».

Часто проблема «отцов и детей» возникает, потому что дети приверженцы новых веяний, взглядов, а родители, как правило, консервативны и придерживаются совершенно обратных взглядов. Часто непонимание друг друга и нежелание это сделать приводит к большим разногласиям и спорам. И, казалось бы, близкие люди, а ведут себя как совершенно чужие.

Какие могут быть причины проблемы разногласия «отцов и детей», и какие существуют пути решения, рассказывает психолог-эксперт Геннадий Мустафаев.

Почему существует проблема «отцы и дети», почему близким людям так сложно найти общий язык?

Сложности взаимоотношений родителей и детей существовали всегда, во все времена и, я думаю, каждый из нас мог испытать их на себе. Основываются они на некоторых аспектах ожиданий родителей и возрастных кризисах детей.

Рассмотрим причины:

1. ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Многие ожидания родителей связаны с их нарциссическими переживаниями. А как же, у меня все должно быть идеально - и дом огромный, и машина крутая, и жена модель, и ребенок как минимум гениальный вундеркинд, или хотя бы индиго, чтобы перед друзьями не стыдно было. К моему большому сожалению, многие родители рожают детей с неосознаваемыми и неоправданно высокими ожиданиями от них, отсюда и возникает проблема «отцы и дети».

Например:

Когда он (она) родится, то должны быть очень красивыми, все должны будут умиляться. А если у ребенка не получилось родиться красавчиком, вы будете его меньше любить?

Мое чадо с раннего возраста должно обладать неимоверными интеллектуальными и творческими способностями, и мы с детства ставим детей на табурет и заставляем читать стихи, хвастаясь перед гостями, мол, вот какая умная и талантливая часть меня. А вдруг ребенок рождается со средними способностями, сдадим в роддом на обмен?

И пусть только попробует не успевать в школе, ведь мой ребенок должен быть круглым отличником

А уж про спорт и говорить не приходится, не менее олимпийского чемпиона, и не по тому виду спорта, который нравится ребенку, а по тому, который родители считают модным, престижным и в перспективе высокооплачиваемым

А выбор партнера - конечно, родители лучше знают, с кем ребенку строить отношения рожать будущих внуков и внучек, и т.д.

Иногда, родители пытаются реализоваться через ребенка. Например: хотел я стать художником, но по каким-то обстоятельствам не получилось, и тогда, я приложу все усилия, чтобы мое чадо стало художником и неважно, что у него нет никакого желания и способностей к рисованию

2. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ДЕТЕЙ.

Ребенок в своем развитии проходит ряд кризисов, в которых он становится сильнее, закаленнее, опытнее, самостоятельнее. Основные кризисы, способствующие сепарации (отделению от родителей) можно назвать следующие:

Формирование «Я-образа» с 3-х лет ребенок начинает требовать самостоятельности «Я сам!»

Посещение детского сада

Посещение школы

Наиболее яркий сепарационный кризис - пубертатный период и подростковый возраст

Поступление в университет (переезд в другой город, переселение в общежитие)

Создание собственной семьи

В период кризисов может возникать проблема «отцов и детей».

Как решить проблему «отцов и детей»?

Во всех этих ожиданиях родителей и кризах, которые проживают дети, могут возникать конфликтные ситуации.

Важно помнить:

1. Ваши дети ничего не должны. Родительский долг невозможно вернуть, он возвращается из поколения в поколение. Я не могу родить своих родителей, но я могу родить своих детей (буду не досыпать ночи, заботиться о них, ухаживать за ними) тем самым вернув долг человечеству. А вполне возможно, дети возвращают родителям долги через досматривание и заботу в старости.

2. Дети приходят в этот мир не для того, чтобы соответствовать ожиданиям родителей.

3. Любите детей БЕЗУСЛОВНОЙ любовью. Не за то, что хорошо учится в школе или ведет себя подобающим образом, не за то, что он в чем-то талантлив или добился выдающихся результатов. Любите своих детей просто так, за то, что они ваши дети! И не забывайте им про это говорить вслух - это важно, но слова должны идти из души!

4. Уделяйте Вашим детям время и внимание, разговаривайте с ними. При выборе для детей спортивной секции или самодеятельного кружка советуйтесь с ними и уважайте их желания, даже если они не совпадают с вашими.

5. Доверяйте Вашим детям и никогда не обманывайте их.

6. Уважайте личность другого человека, даже если он маленький.

7. Иногда, примером для воспитания наших детей становятся методы воспитания нашими родителями нас, и, к сожалению, не всегда эти методы хороши - Меня били, и ничего, вот, вырос человеком, и буду бить своего ребенка. И вообще, я его не бью, а так воспитываю.

8. Если вы чувствуете, что не справляетесь с воспитанием, не стесняйтесь обращаться за консультациями к специалистам.

Помните, что воспитание должно строиться на любви, принятии и признании другого человека.

Семья - это сложный процесс построения взаимоотношений. Если люди родственно близкие, это не означает, что они мыслят и живут одинаково. Может быть все: и любовь, и ненависть, и обида, и радость. Ни одна семья не застрахована от проблемы «отцов и детей», где противостояние интересов на первом месте.

Очень важно найти верное решение и как результат - компромисс. Психолог Геннадий Мустафаев перечислил все возможные ситуации, которые провоцируют недопонимание, и дал советы, как действовать правильно. Придерживайтесь этих советов, действуйте не только в своих родительских интересах, но и помните о том, что ваше чадо имеет право мыслить не так, как вы. И это вполне нормально. Еще ни один спор не смог решится криками и взаимными оскорблениями. Поэтому, прежде чем накалять обстановку, проанализируйте ситуацию с точки зрения видения ребенка, ведь вы, родители, тоже когда-то были маленькими и у вас были похожие проблемы.

Валерия Лещенко

Время чтения 8 минут

Родители и дети - вечный конфликт, как научится строить доверительные отношения с детьми? Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? Эта проблема будет актуальна всегда и во все времена будет казаться, что именно сейчас она стоит особо остро. Еще Сократ подметил: «Нынешняя молодежь любит только роскошь. Ее отличительная черта – дурные манеры. Она презирает авторитеты и охотно спорит с родителями».

Проблема отцов и детей

Что может быть ужаснее, чем непонимание между родителями и детьми. Этот момент наступает в каждой семье, в основном, в период полового созревания. У подростка формируются свои взгляды и видение мира, которые зачастую сильно отличаются от родительских. В последствии, теряется уважение к родителям, восприятие их как авторитета. Иногда, дети чувствуют ненависть к родителям и тогда учителями и авторитетом в их жизни становятся друзья.

Проблема отцов и детей заключается в большом разрыве между поколениями. Эти проблемы могут присутствовать не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни.

Именно поэтому, психологи выделили основные возрастные стадии непонимания между родителями и детьми:

  1. Стадия младенчества. Проблема развития и воспитания в этот период заключается в том, что кроха также стремится к свободе. Он хочет познавать мир, а мама с папой как коменданты или все запрещают, или указывают что делать. Многие родители перегибают палку с контролем. К малышам нужно проявлять терпение – это станет залогом хороших отношений в будущем.
  2. Школьники переживают кризис школьного возраста, они осваивают новые социальные роли. В этот период родителям нельзя резко отпускать дитя в мир самостоятельности. Они становятся капризными, несговорчивыми, не выполняют просьбы. Родители же думают, что дети ведут себя так специально. На самом деле это сказывается стресс от резкого перехода от контроля до самостоятельности.
  3. Сложность воспитания в подростковый период заключается в желании подростка быть независимым. В этот период они отстаивают свое мнение и стремятся жить своей жизнью. Возникает очень много конфликтов, часто дети уходят из дому, чтобы доказать свою независимость. Это очень сложный период. Родителям важно понять, как бы агрессивно себя не вел подросток, он все равно нуждается в помощи и поддержке.
  4. Отношения родителей и детей часто остаются проблемными и в период взросления. Дети пытаются как можно скорее улизнуть с родительского гнезда, а родители испытывают потребность в общении с ними на равных. На этой почве и возникает конфликт. Родители по- прежнему хотят участвовать в жизни своего чада, давать советы, помогать, но дети уже в этом не нуждаются. Конфликт заканчивает чаще всего, когда дети достигают 30-летнего возраста с огромным опытом за плечами, а родители наконец-то начинают понимать, что они выросли.

В любой семье проблема «отцы и дети» актуальна и абсолютно все проходят эти стадии непонимания. Кто-то их проходит спокойно, другие обращаются к психологу, а кто-то «сходит с ума».

Молодые родители часто не понимают, как воспитывать чадо, особенно, если это первенец. Поэтому часто допускают в воспитании ошибки, которые сказываются на взаимоотношениях в дальнейшем. Это проявляется в беспричинной панике, излишнем контроле, несогласованном воспитании, выяснении отношений при детях и часто в пренебрежении собой.

Ответственность за воспитание детей

Абсолютно все родители внушают своим детям, что они несут ответственность за свои действия и слова. Но очень часто родители сами пытаются переложить ответственность за воспитание детей на учителей или самих же детей.

Некоторые не понимают, что означает «Ответственность родителей за воспитание»:

  1. Ответственность за их воспитание и поведение;
  2. Забота о здоровье, нравственном и духовном развитии;
  3. Обеспечение безопасности ребенка. Кроме того, родители не имеют права причинять вред психическому, физическому и нравственному здоровью ребенка;
  4. Родители ответственны за содержание детей до совершеннолетия.

Родители обязаны пояснять детям правила поведения разницу между шалостью и преступлением. С 14 лет ребенка по закону могут призвать к уголовной ответственности – так может закончиться банальная драка на школьном дворе.

Как воспитывать творческих детей?

Все дети рождаются с желанием творить, задача родителей творческих детей не зарубить это желание на корню. Какие ошибки допускают родители, убивая в детях творческое начало?

  1. Если родители боятся разрисованных стен, лишней уборки, тогда они запрещают ребенку творить. Нужно предоставить им альтернативу. Пусть у малыша будет огромный ватман на стене, или доска для рисования, пальчиковые краски. Волосы в пластилине и попа в красках – это нормально! Это и есть развитие творчества!
  2. Не мешайте детям фантазировать. Многие родители говорят: «Что ты выдумываешь? Лучше делом займись». Но фантазия развивает креативность, нестандартное мышление. Окунитесь с дитем в его сказку.
  3. Зачастую, мама с папой хвалят дитя только за достижения и победы и при малейшей ошибке отвергают его, иногда перестают разговаривать с ним. «Ты должен быть отличником», «Ты должен победить». Говоря такие фразы, родители развивают неуверенность в себе и невротичность. Дети должны знать, что их любят не за достижения, а за то, что он ваш сын или дочь.
  4. Приказывая или постоянно командуя каждым шагом, родители воспитывают робота, который во взрослой жизни будет неспособен принимать самостоятельно решения и искать себе наставника, который будет давать инструкции, как жить. Давайте возможность самому принимать решения. Спрашивайте его: «Что будет, если ты поступишь так?». Он сам должен понять возможные последствия, сделать выводы и принять решение.
  5. Часто родители отожествляют себя с детьми. «У нас температура!» - говорят мамы. У кого из вас, хочется спросить. Нужно понимать, что ребенок – это отдельная личность со своими потребностями, мыслями и желаниями.

Нужно поощрять творческие способности детей, поддерживать воображение, креативное мышление. Тогда из них вырастут интересные, творческие, самостоятельные личности.

Проблемы воспитания детей в семье

Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? Она не устареет никогда, пока в семьях будут совершаться одни и те же ошибки в воспитании. Да, общество изменилось, другими рождаются дети. Все больше детей индиго, к которым нужен особый подход и совсем другие меры воспитания. Дети стали взрослеть быстрее, в век информации они знают куда больше, чем знали мы. Хорошо это или плохо? Такова реальность и родителям нужно приспосабливаться к этим изменениям. Конечно, можно попытаться воспитывать по старинке, запрещать играть в компьютерные игры, ограничить доступ к интернету. Но возникает вопрос, а как тогда такому человеку выживать в современном мире? Родители должны идти в ногу со временем!

Какие же основные проблемы в воспитании детей в современном мире?

  1. Самая большая и главная проблема – это недостаток внимания. Родители постоянно на работе. Дитя растет или в детском саду, или с бабушкой и дедушкой. Раньше в семье работали отцы, а дети были с мамой. Сейчас, работать обоим родителям – это необходимость.
    Проблема воспитания – в его недостатке. Мама приходит уставшая с работы и все, на что у нее хватает сил – покормить, помыть, выучить уроки и уложить спать. Нужно обязательно найти время, чтобы поговорить со своей кровиночкой, узнать, как прошел его день, что тревожит. Обнять и поцеловать – это святое. Любви не бывает много.
    2. Недостаток внимания стараются компенсировать подарками, походами в кино или кафе. Разрешают часами сидеть в гаджетах, таким образом теряя навыки общения с детьми.
    3. Иногда воспринимают детей как помеху для личностного и карьерного роста.
    4. Иногда перед детьми ставят слишком жесткие требования, ожидают от него того, что сами бы в его возрасте не смогли сделать. Да, современные дети очень развиты и талантливы, но необходимо еще и учитывать их индивидуальность и склонности. А также его желание заниматься тем, что от него требуют.
    5. Нетерпение родителей приводит к тому, что они лишают детей возможности самим что-либо выполнять. Часто мамы говорят: «Лучше я сделаю сама, так будет быстрее». Дети не могут справляться со всеми задачами так же быстро, как взрослые. Просто нужно проявлять терпение.
    6. Серьезная проблема – это когда родители попрекают детей в том, что тратят на них слишком много сил и средств, взамен требуя выполнять все свои приказы. Они считают, что могут решать, с кем детям общаться, куда ходить, как мыслить.

Самая ужасная проблема в отношениях детей и родителей в семье – неготовность мамы и папы быть родителями. В этом случае, к детям относятся как к игрушке, потешной игрушке, с которой можно поиграть, а затем отложить по ненадобности. Семья – каждодневный кропотливый труд, в который нужно вкладывать всего себя и при этом понимать, что дети ничего не должны взамен.

Родители должны проявлять понимание к ребенку. Стараться, по крайней мере, понимать их чувства, желания. Ребенок – не копия родителей, а личность со своим характером. Он не должен повторять жизнь родителей, оправдывать их ожидания. Родители могут объяснить, как они понимают, видят и чувствуют эту жизнь, но не навязывать свое мировоззрение. Нужно признать право на существование его собственного «Я» и поддержать на его жизненном пути. Именно так воспитывают своих детей родители, которые морально доросли быть мамой и папой. Непонимание собственных детей приводит к тяжелым последствиям, это калечит душу и лишает их счастливого будущего. С детства он чувствует себя не любимым, лишним, непонятым. Это отражается и на его уверенности в себе и построении отношений, создании семьи.

Что касается проблемы отношения детей к родителям, то прежде всего маме с папой нужно искать проблему в воспитании. Если человек не уважает родителей, не помогает, не уважает их мнение, а особенно их жизненный опыт и старость – ищите пробел в воспитании.

Немаловажную роль играет доверие в отношениях. Мама с папой всегда должны держать свое слово, говорить только правду. Дети с младенчества должны знать, что у них есть поддержка, что мама с папой всегда рядом и им можно довериться. Особенно важно доверие детей и родителей в подростковом возрасте. Чем больше подросток сможет открыться, рассказать о своих проблемах и переживаниях, тем больше шансов у родителей предотвратить многие ошибки, которые совершаются в этом возрасте.

Семья формирует личность, от взаимоотношений в семье зависит, каким человеком он вырастет, как будет строить отношения с окружающими. Для детей родители – это опора, поддержка, пример для подражания, авторитет, лучшие друзья и советчики. Так заложено природой и только сами родители могут все испортить своим отношением.

Какие же есть основные методы воспитания подростков?

  1. Все решения относительно подростка принимают родители. Это приводит к тому, что ребенок перестает доверять родителям, многое скрывает, чтобы хоть что-то решать самому.
  2. Решения принимаются родителями и детьми вместе.
  3. Последнее слово остается за подростком. Тогда нужно обратиться к психологу, который объяснит, что родители имеют больший жизненный опыт и могут предвидеть некоторые последствия. К ним нужно прислушиваться, а не просто глупо стоять на своем.
  4. Смешанный метод.

Нужно стараться найти компромисс в любой ситуации. Во взрослой жизни подростку очень пригодится способность прислушиваться к мнению и считаться с интересами других.

Родители и дети: родители очень тревожатся за детей, бояться несчастий, опасностей, которые могут с ними произойти. По этой причине часто запрещают куда-нибудь пойти или поехать с друзьями. Переживают, если дети гуляют допоздна. Дети с пониманием должны к этому относиться. Вовремя вернуться домой или перезвонить.

Часто конфликты возникают из-за того, что старшее поколение не понимает современную моду и культуру. Тяжело смириться, если подросток ходит с серьгой в носу или татуировкой. Важно уметь спокойно обсудить эти вопросы и аргументировать свое решение.

Конфликт разных поколений, взглядов на жизнь будет всегда. Проблема «отцов и детей» будет актуальна во все времена. Главное, чтобы родители были готовы к рождению и воспитанию детей, понимали свою ответственность и не считали их обузой. Дети, который растут в семье, где их любят, ценят и понимают, будут с уважением и любовью относиться к родителям. Проблем и конфликтов не избежать, но к ним нужно относиться с мудростью и понимать, что это часть процесса становления личности.