Людмила Рябова
Цель : Развитие связной речи детей.
Задачи :
Образовательные : учить сопереживать героям сказки; учить детей вспоминать знакомую сказку - «Колобок » с опорой на зрительные образы, формировать умение слышать и понимать заданные вопросы по сюжету сказки, отвечать на них; обогащать словарь детей - различать по внешнему виду животных, правильно называть их;
Развивающие : развивать внимание, память, мышление двигательную активность; мелкую моторику рук; умение разгадывать загадки о диких животных; активизировать речь.
Воспитательные : воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к сказкам, к совместной творческой деятельности; и стремление оказывать помощь, попавшему в беду другу.
Материал и оборудование :
Ноутбук
мягкие игрушки : колобок , заяц, волк, медведь, лиса
Геометрические фигуры (модули)
Картинки с изображением диких животных,
Предварительная работа :
Чтение сказок «Колобок » , «Курочка ряба» , «Репка» , «Заяц и лиса» , «Теремок»
рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание потешек, пальчиковой гимнастики, физминутки.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости.
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются.
Воспитатель : молодцы! Я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом! (Дети встают в круг) .
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель : ребята, а вы любите сказки?
Дети : да
Воспитатель : а, какие вы знаете сказки?
Дети : «Колобок » , «Репка» , «Маша и медведь» и т. д.
Воспитатель : Молодцы, много сказок знаете. Сегодня я повстречала одного сказочного героя, и он очень хотел с вами повстречаться! А вы бы хотели с ним встретиться?
Ответы детей
Воспитатель : А кто это был, вы должны угадать. Я вам загадаю загадку, вы внимательно слушайте и тогда его точно узнаете.
Он от дедушки ушёл,
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок.
Это вкусный (колобок )
Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно. А вот и наш герой посмотрите. Наш колобок очень веселый и задорный.
Колобок : Здравствуйте, ребята! Я очень люблю путешествовать , а вы хотите отправиться со мной в путешествие ?
Ответы детей
колобком по кругу .
Воспитатель : Катился, катился колобок и прикатился колобок в лес . А в лесу дует ветер. Сначала тихо (дети и воспитатель изображают ветер, а теперь сильно (дети и воспитатель изображают ветер) .
Посмотрите, чьи-то ушки длинные выглядывают. Кто бы это мог быть?
Ответы детей (Заяц.)
Воспитатель : Правильно, зайчик. А ну-ка опишите, какой он?
Ответы детей (мягкий, белый, пушистый, и т. д.)
Зайчик : Здравствуйте ребята, здравствуй колобок .
Воспитатель : Ребята, зайка приглашает вас превратиться в зайчат и сделать с ним зарядку.
Физкультминутка
(под музыкальное сопровождение)
Зайка серенький сидит и ушами шевелит
Итак, мы с вами зарядились энергией, превратились в ребят и отправляемся дальше за колобком
Дети встают в круг и под музыку идут вместе с колобком по кругу .
Воспитатель : Ребята, а что бы встретиться со следующим героем, вы должны отгадать загадку.
Он в лесу холодном.
Ходит, злой голодный.
Кто это? (Волк)
Правильно ребята.
Волк : Здравствуйте ребята. А куда вы это идете?
Ответы детей
Воспитатель : Ребята волк хочет вас попросить, чтоб вы ему помогли. Его детки игрались и сломали игрушечные домики, которые были сложены из геометрических фигур. Поможем волку?
Ответы детей (Да)
Воспитатель : ну что ж, давайте построим домики для волчат.
Дети собирают домики из геометрических фигур-модулей (квадраты и треугольники разных цветов)
Молодцы ребята справились. Скажите волку до свидания, и пойдем дальше. Вы готовы идти дальше? И покатился колобок дальше , а на тропинке лужи. Кто-то по ним большой прошёл и воду всё разбрызгал. А мы сможем аккуратно пройти между лужами, можно в них наступать?
ответы детей (нет)
Воспитатель : Почему
ответы детей (можно намочить ноги и заболеть)
Воспитатель : Кто же ходил по лужам?
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Он проснется ото сна.
Кто это? (медведь)
Дети : Медведь.
Медведь : Здравствуйте ребята.
Воспитатель : ребята, скажите мне, пожалуйста, медведь дикое или домашние животное?
Дети : дикое, потому что живет в лесу.
Воспитатель : а, вы знаете, как называются детеныши лесных животных?
Дети : да
(Показываются картинки с изображением взрослых животных, а дети должны назвать их детенышей)
(медведь – медвежонок, волчица-волчонок, лиса-лисенок, зайчиха-зайчонок, белка-бельчонок)
Воспитатель : ребята, а давайте вспомним пальчиковую игру про зверят
Пальчиковая игра «Зверята»
Дружат добрые зверята
Дружат малые зайчата
Дружат в озере бобры
Дружат в небе комары
Дружат малые ежата
Дружат даже медвежата
Вот как разыгрались
По лесу разбежались
Воспитатель : Молодцы ребята, мишке понравилось с вами играть. Скажите медведю до свидания, и пойдем дальше. Покатился колобок дальше и встретил… .?
Дети : Лису
Воспитатель : В сказке лиса съела колобка , а мы давайте попросим лису, чтобы она не ела нашего колобка , а для этого мы назовём её ласково. Лисонька У лисы не лапы, а лапки, не уши, а ушки, не нос, а носик, не хвост, а хвостик.
Молодцы, лисичка очень довольна. Теперь лисичка не будет, есть нашего колобка , и он вернётся к бабушке и дедушке.
Ребята и нам пора возвращаться домой. Мы пойдём по дорожке назад.
Мы шагаем по дорожке.
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладошки.
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки
К солнышку и тучке.
Воспитатель : Вот мы и на месте, вам понравилось путешествовать ? Но наше путешествие не закончилось , мы знаем еще много сказок, и мы обязательно отправимся путешествовать по этим сказкам .
По какой сказке мы с вами сегодня путешествовали ?
Кого мы с вами встретили на пути? (зайца, волка, медведя, лису)
В конце детки получают сладкий подарак
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Тип: интегрированное занятие (на базовой основе общеобразовательной программы «Радуга»)
Возраст детей: 3-3,5 лет (2 младшая группа)
Формы непосредственной образовательной деятельности:
- продуктивная (изготовление продуктов детского творчества);
- коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, сюжетно-театрализованная игра);
- познавательно-исследовательская (наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование);
- игровая (сюжетная игра);
- двигательная (игровое упражнение с речевым сопровождением, пальчиковая игра);
- музыкально-художественная (слушание);
- трудовая (дежурство, поручения, совместные действия).
Формы организации:
фронтальная, индивидуальная.
Цель:
- продолжать вызывать интерес к лепке;
- побуждать на основе игровой мотивации создавать из пластилина простейшую конструкцию моста доступными каждому ребенку средствами.
Задачи:
- формировать навык раскатывания пластилина в «колбаску» («бревнышко»); развивать умение отщипывать пальцами небольшие кусочки от бруска;
- повторять названия доступных для данного возраста цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, коричневый и т. д.);
- формировать у детей знания о конструкции моста как постройке, его функции;
- создать предпосылки речевой активности, построения простых синтаксических конструкций при решении проблемной игровой ситуации;
- развивать коммуникативное и личностное взаимодействие детей с обыгрываемыми персонажами;
- развивать элементы речи, мышления, внимания, воображения, памяти;
- прививать желание приходить на помощь тому, кто в этом нуждается;
- продолжать приучать детей к чистоте и порядку на рабочем месте.
Словарь новых слов:
бревнышки, брусок.
Предварительная работа:
- знакомство с повадками ежа, его образом жизни в зависимости от времени года;
- разучивание игры малой подвижности «Вышли мышки как-то раз», пальчиковой гимнастики «Долго, долго мы лепили».
Оборудование и материалы:
- пластилин и доски для пластилина, салфетка (для каждого ребенка);
- куклы из театра: ежик, мышонок;
- раздаточный материал: полянка с изображением (способом аппликации) речки с начатой постройкой моста и силуэтами ежика и мышонка по ее разные стороны (для каждого ребенка);
- иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Скок-поскок» с изображением моста;
- магнитофон (аудиозаписи «Ежик резиновый», «Мышонок Тарасик» для музыкального фона).
Организационный момент (1 мин)
Задачи для воспитателя: создать условия для образовательной деятельности, заинтересовать детей игровой ситуацией.
Задачи для воспитанников:
настроиться на образовательную деятельность.
Метод проблемного изложения
Воспитатель сажает детей в круг на ковре
— Ребята, послушайте, кто это так грустно вздыхает? (Дети прислушиваются.)
Воспитатель достает спрятанную за одеждой перчаточную куклу ежа.
— Это ежик.
— Да, это ежик. Он снова пришел к нам в гости. Здравствуй, ежик! Мы рады тебя видеть. Ребята, поздоровайтесь с нашим другом.
— Здравствуй, ежик. (Индивидуальные и хоровой ответы.)
Вводная часть (5 мин)
Задачи для воспитателя:
- помочь детям вспомнить материал предыдущих занятий;
- настроить на решение проблемной ситуации;
- вызвать желание помочь персонажам;
- развивать элементы речи, мышления, внимания, воображения, памяти.
Задачи для воспитанников:
- развивать умение использовать в речи готовые синтаксические конструкции-обращения;
- учиться логически подходить к решению проблемы.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- беседа;
- метод применения знаний.
Воспитатель:
— Ребята, вы помните, как мы помогали ежику?
— Да. Мы угощали его соком, помогали ему в саду, лечили его иголки.
— Но почему-то ежик сегодня такой грустный… Давайте спросим его об этом.
— Ежик, почему ты такой грустный, что с тобой случилось? (Индивидуальные и хоровой ответы.)
Воспитатель отвечает за ежика:
— Осенью я должен ложиться спать в свою норку. Буду спать до самой весны и долго не увижу своего друга мышонка.
Воспитатель:
— Так давайте позовем мышонка к нам в гости.
— Мышонок! Мышонок!
Воспитатель вынимает игрушку мышонка и разговаривает от его имени (грустно):
— Здравствуйте, ребята.
— Здравствуй, мышонок.
Воспитатель:
— Мышонок, ты тоже какой-то грустный.
— Да, скоро мой друг ежик ляжет спать, и я не смогу с ним играть.
— Так давай мы с тобой поиграем.
Физкультминутка «Вышли мышки как-то раз»
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
(дети идут по кругу)
Раз, два, три, четыре,
(идут в круг, хлопая в ладоши на каждый счет)
Мыши дернули за гири.
(движения руками вверх-вниз)
Вдруг раздался страшный звон,
(качают головой, обхватив ее руками)
Разбегайтесь, мышки, вон!
(выбегают из круга)
Воспитатель:
— Тебе понравилось, мышонок?
— Да. С вами очень весело, но я очень скучаю по ежику.
— А почему же вы не встретитесь?
— Мы живем на разных берегах речки. Вода уже холодная, поэтому переплыть ее нельзя. А мостик через речку сломался. Помогите нам, ребята!
Воспитатель:
— Ребята, вы хотите помочь друзьям-зверюшкам встретиться?
— Да!
— А вы видели когда-нибудь мостики? Для чего они нужны?
— Видели. Мостики нужны, чтобы переходить с одной стороны речки на другую.
СКОК-ПОСКОК
Скок-поскок,
Сколочу мосток,
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.
— Можно построить мостик из кубиков, но я предлагаю сделать его из пластилина.
Основная часть (8 мин)
Задачи для воспитателя:
- актуализировать знания детей о работе с пластилином и способах раскатывания;
- создать непринужденную рабочую атмосферу;
- оказывать индивидуальную помощь в работе.
Задачи для воспитанников: продолжать учиться самостоятельно раскатывать «колбаски» и конструировать из них мостик.
Методы:
- объяснение;
- беседа;
- демонстрация;
- наблюдение;
- метод применения знаний;
- закрепления умений;
- репродуктивный;
- метод выполнения заданий.
Воспитатель предлагает детям пройти к столу для разъяснения дальнейших действий. Дети становятся вокруг стола воспитателя.
— Ребята, приготовим руки к работе. (Дети закатывают рукава.)
— Как вы думаете, можно пройти по такому мостику на другую сторону? Почему?
— Нельзя, можно провалиться в воду. (Дети используют речевой оборот «я думаю…»)
— Правильно. Чтобы починить мостик, нужны бревнышки.
Воспитатель показывает и поясняет:
— Целый кусок пластилина называется «брусок». Скажем вместе.
— Брусок.
— Пластилин стал мягким. Почему?
— Потому что он лежал на батарее.
— Я отщипываю от бруска небольшой кусок и катаю бревнышко руками или на доске. Покажите, как катать бревнышко.
Дети имитируют раскатывание «колбаски», «столбика».
— Когда бревнышек станет много, я смогу починить мостик (воспитатель укладывает «бревнышки» на дуги):
Нужен мостик на пути,
Чтобы речку перейти.
Вот мы бревнышки берем,
Ровно рядышком кладем.
— Теперь ежик и мышонок могут, наконец, встретиться (с помощью силуэтов персонажей имитирует встречу друзей, которые благодарят воспитателя). А я после работы протру свою доску салфеткой и приберу свое рабочее место.
Дети приступают к работе.
Воспитатель контролирует процесс, при необходимости помогая детям. Попутно спрашивает в индивидуальном порядке, какого цвета пластилин выбрал ребенок. Фоном для работы звучат детские песни о ежике и мышонке. В середине процесса лепки (или по ситуации) проводится физкультминутка.
Физкультминутка «Долго, долго мы лепили»
Долго, долго мы лепили,
(сжимают и разжимают пальцы в кулак)
Наши пальцы утомили.
(встряхивают кистями рук)
Пусть немножко отдохнут
И опять лепить начнут.
(поглаживают каждый пальчик по очереди на обеих руках)
Дружно руки разведем
(разводят руки в стороны)
И опять лепить начнем.
(хлопают в ладоши)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Итог занятия (1 мин)
Задачи для воспитателя: создать условия для рефлексии, оценки коллективных действий и самооценки каждого ребенка.
Задачи для воспитанников:
- учиться объективно оценивать результат собственного труда;
- помогать воспитателю раскладывать материалы для работы на места.
Методы:
- беседа;
- обобщение;
- метод устного контроля и самоконтроля.
Воспитатель:
— Ребята, ежик и мышонок благодарят вас за помощь. Вы очень добрые и хорошие.
Дети выполняют игровые действия, ставят поделки на общий стол для коллективной оценки.
Готовые поделки
Конспект организованной учебной деятельности
во 2 младшей группе
Дата проведения: 07.02.2018г.
Воспитатель: Коваленко С. Я.
Образовательная область: Коммуникация. Познание. Творчество.
Сквозная тема: «Волшебный мир сказок»
Тема: «По дорогам сказок»
Цели:
Воспитание эмоционального восприятия содержания сказок, интереса к сказке, как к литературному жанру, любознательности, дружелюбия, желания прийти на помощь.
Развитие познавательной активности, связной речи: умения вести диалог с воспитателем, слышать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе; через игру - драматизацию развивать мимику, пантомимику, воображение и артистизм, память, развитие коммуникативных навыков и умений.
Формирование у детей умения согласовывать в речи существительные: в роде числе падеже, с глаголами, обозначающими действия сказочных героев; умения подбирать синонимы. Закрепление знаний о диких и домашних животных. Активизирование словарного запаса детей.
Обучение умению эмоционально воспринимать содержание сказки, узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев), запоминать действующих лиц и последовательность их действий при помощи метода моделирования.
Предварительная работа :
чтение народных сказок;
рассматривание иллюстративного материала к сказкам;
организация театрализованной деятельности по мотивам сказок;
просмотр мультипликационных фильмов по мотивам литературных произведений;
проведение художественно-творческой деятельности.
Пед.технологии: игровые, здоровьесберегающие, элементы ТРИЗ, личностно - ориентированные.
Ресурсное обеспечение: мяч, дверь оформленная под избушку, фартук и платок, клубочек, волшебный сундучок, Колобок - игрушка, персонажи к сказке «Репка»(настольный театр), опорные картинки для описательного рассказа о мышке, сюжетные картинки к сказке «Теремок»(магнитный театр), персонажи к сказке «Заюшкина избушка» (зайчик и лисичка) (театр би-ба-бо), персонажи к сказке «Курочка Ряба» (пальчиковый театр), микрофон.
1. Организационный момент
Звучит сказочная музыка, входят дети.
Ребята, посмотрите все друг на друга и подарите друг другу свои улыбки.
Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами пойдем в гости к сказке, к Бабушке Загадушке. Но, для начала я хочу, узнать хорошо ли вы знаете сказки?
Я буду вам бросать мяч и задавать вопросы, а вы мне отвечайте.
Блиц опрос по сказкам (с мячом)
Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (Колобок)
Кто съел козлят? (волк)
Кто пришел в гости к медведям? (Маша)
В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? (Курочка Ряба)
Что выросла «Большая - пребольшая»? (Репка)
Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?
Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
Кто так говорил «Сяду на пенёк, съем пирожок» (медведь)
2. Основная часть
Молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь, путь неблизкий (веду за собой детей по кругу, змейкой, закручиваю и раскручиваю спираль) Выходим на полянку, где стоит домик (домик, нарисованный на двери).
Ребята смотрите, домик стоит, наверно здесь живет Бабушка - Загадушка, я пойду позову её, а вы посидите подождите. (Захожу за дверь и переодеваюсь в Бабушку - Загадушку, одеваю платок и фартук)
Выходит Бабушка - Загадушка.
Слышу, слышу, про меня разговор ведёте. Здравствуйте, мои хорошие! Как я рада всех вас видеть! Меня зовут Бабушка - Загадушка. Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам. А по каким, вы должны будете догадаться сами. У меня есть волшебный сундучок.
Посмотрим, что там лежит (заглядываю в сундучок, достаю Колобка).
Это кто? (Колобок)
А Колобок, какой? (круглый, румяный, непослушный)
А что бывает круглое как колобок? (солнце, яблоко, луна, часы, мяч).
А колобок, какого цвета? (желтого)
А что бывает желтого цвета, как колобок? (цыпленок, солнце, шапка, машина).
Что случилось с Колобком? (ответы детей).
Почему колобок укатился с окошка?
Посмотрим что ещё есть в нашем сундучке (достаю клубочек) .
Это клубочек, который подскажет нам дорогу к сказкам.
Катит клубочек в сторону, где стоят персонажи к сказке «Репка»
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
Отгадайте без подсказки
Кто герои этой сказки
Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
В какую сказку мы попали? («Репка»)
Ребята, посмотрите, репку никак не могут вытянуть, почему? (нет мышки)
Давайте дадим объявление по радио, что потерялась мышка.. Мышка услышит и прибежит на помощь.
Объявление по радио - описательный рассказ по схемам - опорным картинкам
(Потерялась мышка: она маленькая, серая, любит кушать сыр, зернышки, живёт в норке, пищит «пи-пи-пи»).
Мышка прибегает.
Какие животные живут в сказке «Репка» (жучка, кошка, мышка)
Какие это животные? (домашние животные)
Почему вы решили, что собака и кошка - домашние животные? (потому что живут рядом с человеком, приносят человеку пользу, человек о них заботится)
Катит клубочек в сторону, где стоят персонажи к сказке «Курочка Ряба»
Дед не смог разбить яичко,
Не смогла и бабка тоже,
Только мышка невеличка
Им разбить яйцо поможет.
Как называется эта сказка? («Курочка Ряба»)
Имитационные упражнения:
Дед и баба, были какие (старенькие).
А как ходит старый человек? (медленно, спина согнута).
Покажите, как ходят дед с бабкой (под музыку ходят как дед и баба).
А как ходит курочка? (вперевалочку, крылышки назад, идут под музыку)
Мышка? (она маленькая, шустрая бежит быстро маленькими шажочками, под музыку показывают, как бегает мышка)
Катит клубочек в сторону, где стоят персонажи к сказке «Теремок»
Из какой сказки эти бревна?
Зайка в нем жил и лягушка- квакушка,
Волк и лисичка, мышка- норушка,
Только медведь поместиться не смог,
С треском разрушился наш …(теремок).
Как вы догадались, что это теремок? (Здесь, есть теремок, волк, лягушка, мышка)
Ой, какие здесь картинки красивые, буду по ним сказку рассказывать.
Пришел в теремок медведь, затем пришел волк.
Я правильно рассказываю сказку? (нет)
Как же так, я же по картинкам рассказываю. (Картинки перепутаны).
Правильно, картинки перепутаны, надо порядок навести.
«Расставим картинки по порядку (расставить сюжетные картинки к сказке «Теремок» в правильной последовательности)
Какие животные живут в сказке «Теремок»? (дикие животные)
Почему вы решили, что дикие? (потому что эти животные живут в лесу, сами добывают себе еду)
Как вы думаете животные в сказке «Теремок» дружные? (Дружные). А вы дружные?
Конечно дружные. Давайте поиграем в игру «Если есть хороший друг» .
Физминутка «Если есть хороший друг» .
Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх, постепенно опускают руки)
Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком)
Если есть хороший друг (хлопают в ладоши)
С делом справимся вдвоем (берутся за руки)
С облегчением вздохнем (вздыхают)
Настроение поднимаем (поднимают руки вверх)
И друга обнимаем (обнимают друг друга, улыбаются друг другу).
Катит клубочек в сторону, где стоят персонажи к сказке «Заюшкина избушка»
Стоит зайчик и плачет.
Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть? (его лиса выгнала из дома).
Подскажите лисичке из чего можно построить дом. (Из брёвен, досок …)
Давайте помирим Лисичку и Зайчика, поиграем вместе. Я превращу вас в зайчиков и лисичку.
Музыкальная игра «На лесной лужайке разбежались зайки»
3. Итоговая часть
Поиграли, поплясали. А теперь покажем свои ручки солнышку, погреем их солнечными лучиками. Ручки стали тёплыми, добрыми, прижмём их к сердечку, а теперь соединим все ручки вместе, подарим свою любовь и тепло друг другу.
Пора вам ребята возвращаться, Сказки у меня закончились, вот вам корзина с угощениями за то, что в гости ко мне пришли.
Закрывайте глазки, я сейчас дотронусь до каждого, и произойдет опять чудо, вы окажетесь в детском саду. (звучит волшебная мелодия, снимаю фартук и платок)
Ребята вы здесь, а я вас потеряла, всё по сказкам ходила , ходила, да так вас и не нашла, а вы кого встретили?
В каких сказках побывали ? Кому помогали?
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «В гости к бабушке»
Задачи:образовательные: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат. Отвечать на вопрос "сколько?"" словами много, ни одного. Закрепить умение устанавливать отношение между понятиями: большой, маленький. Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат. Формировать умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе).
развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику рук. Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы).
воспитывающие: воспитывать культуру поведения, доброжелательность, любовь к животным, умение работать вместе и дружно.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Социализация
Познание (ФЭМП)
Познание (ФЦКМ)
Активизация словаря:
Геометрические фигуры (круг, квадрат).
Материал к занятию:
Мольберт, на котором нарисовано солнышко, шарики (красные, желтые, зеленые, красные), коробочки (красные, желтые, зеленые, красные), обруч для мячиков, речка, камушки большие круглые и маленькие круглые, квадратные большие и квадратные маленькие, мягкая игрушка - зайка, петух, курочка, ёлочка, домик, прищепки, горох, фасоль, тарелочки, манка, курочки, вырезанные из бумаги разного цвета без хвостов, угощение.
Ход занятия
Воспитатель заводит детей в группу под музыкуВоспитатель: Дети, посмотрите кто к нам пришел?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Давайте поздороваемся с солнышком.
Дети: Здравствуй солнышко!
Воспитатель: а посмотрите, как много гостей у нас, давайте с ними тоже поздороваемся, говорите здравствуйте.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Дети, а солнышко не так просто пришло, оно завет нас в дорогу, но прежде оно даст нам задание. Посмотрите, что это у меня в руке?
Дети: Шарик
Воспитатель: Какого цвета шарик?
Дети: Синего
Воспитатель: в обруче много разноцветных шариков, а здесь разного цвета обручи (красного, желтого, синего, зеленого). Надо шарики разложить по цвету обруча. Сможем разложить?
Дети: Да
Воспитатель: Приступаем
Задание №1 «Разложи шарики по цвету»
Воспитатель: в обруче были шарики?
Дети: Были
Воспитатель: Сколько их было?
Дети: Много
Воспитатель: А сейчас есть шарики?
Дети: Нет шариков
Воспитатель: Давайте посмотрим правильно разложили шарики по цвету.
Обруч какого цвета? зеленая как трава и шарики зеленые, синий как море и шарики синие, красный как помидор и шарики красные, желтый как солнышко и шарики желтые.
Воспитатель:
с этим задание мы справились. Пошли дальше.
Подошли к речке.
Воспитатель:
Дети, что это?
Дети:
Речка
Воспитатель:
Здесь мостика нет, а как же нам перебраться? Посмотрите какие камушки лежат. Круглые большие камушки и круглые маленькие, квадратные большие и квадратные маленькие. А нам нужно выбрать большие круглые камушки.
Задание № 2 «Собери мостик из больших круглых камушек»
Воспитатель:
Вот какой мостик получается. Все собрали большие круглые камушки?
Дети:
Да
Воспитатель:
Посмотрите какой мостик построили. Пошагали.
Через мостик перейти надо нам ребята, в дальний лес мы попадём, там друзья зайчата.
Попадают в лес
Воспитатель:
Кто же там?
Дети:
Зайчик
Зайчик:
Я зайчик
Воспитатель:
В а почему ты грустный?
Зайчик:
Я потерялся
Воспитатель:
а где же ты живешь?
Зайчик:
У бабушки
Воспитатель:
Ой зайчик, а мы тоже идём к бабушке, не переживай, мы тебя проводим.
Воспитатель смотрит за дерево, а там сидит зайка игрушка
Воспитатель:
а это кто такой, маленький, грустный и плачет? Что с ним случилось?
Зайчик:
Это зайчик, его бросила хозяйка.
Воспитатель:
Зайку бросила хозяйка, а мы знаем стихотворение. Давайте расскажем. Воспитатель вместе с детьми рассказывают стихотворение.
Задание №3 «Стихотворение про зайку»
Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался Зайка
Со скамейки слезть не смог.
Весь до ниточки промок.
Воспитатель:
не плачь зайка, не плачь мы тебя тоже к бабушке отведём. Давайте погладим. Чтобы наши зайчики не грустили давайте с ними поиграем.
Музыкальная игра
Воспитатель:
Молодцы! развеселились зайчики, а теперь пошли дальше, нам пора в путь, ой ребята, что это?
Дети:
Дом
Из дома выглядывает петух
Воспитатель:
Кто это?
Дети:
Петушок
Воспитатель:
Давайте послушаем что нам скажет петушок.
Петух:
Живу во дворе, пою на заре, на голове гребешок, я голосистый петушок.
Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель:
Дети, посмотрите какого цвета гребешок у петушка?
Дети:
красного
Воспитатель:
а хвостик какого цвета?
Дети:
зеленого
Воспитатель:
Петя-петушок, а мы про тебя тоже знаем стихотворение
Задание №4 Стихотворение «Петя –петушок»
Петя-петушок
Золотистый гребешок
Маслина головушка
Шелкова бородушка
Что ты рано встаешь
Голосисто поёшь
Деткам спать не даёшь?
Воспитатель:
Вот какое стихотворение хорошее. У петушка есть семья. Давайте посмотрим. Кто это?
Дети:
курица
Воспитатель:
Что- то курица грустная? Что случилось?
Курочка:
«Ко ко ко». Пришла в курятник, забралась, всем курочкам хвостики пощипывала. «Ко ко ко». Горе.
Воспитатель:
Ой не переживай. Дети, а давайте поможем. Посмотрите сколько здесь курочек, а у них нет хвостиков. Давайте, мы сделаем хвостики, только каждой курочке по цвету подбираем хвостики.
Задание №5 «Хвостики для курочек из прищепок»
Воспитатель:
Кто сделал? Покажите курочку. Молодцы! Какого цвета курочка? (красная, желтая, синяя, зеленная)
Воспитатель:
Дети, курочек надо накормить. Курочки очень горошек любят, но у нас перепуталось здесь всё с фасолью. Давайте отделим фасоль от горошка.
Задание №6 «Перебрать фасоль от гороха»
Воспитатель:
Курочки будут довольны. Молодцы, дети! Давайте одну тарелочку с горошком отдадим курочкам, чтобы они покушали, а за остальными тарелочками придут курочки.
Воспитатель:
зайчик, а ты нечего не видишь, на что это похоже?
Зайчик:
На дом моей бабушки
Воспитатель
: Дети, мы пришли к домику бабушки, пойдёмте посмотрим.
Из домика выходит бабушка
Бабушка:
Здравствуйте, ребята!
Воспитатель:
Здравствуй, бабушка!
Бабушка:
Спасибо, что вы нашли мне, моего зайчика. А кто же вам помогал? Вам кто - то помог найти дорогу к моему домику?
Воспитатель: Бабушка мы тебе не скажем, мы тебе покажем.
Задание №7 «Рисуют солнышко из манки»
Бабушка:
Что рисуете, на что похоже? Круг, лучики, что же это? Это солнышко! Вам оно помогло найти дорогу.
Воспитатель:
Правильно бабушка. Это солнышко
Бабушка:
Зайка давай скажем спасибо солнышку, что помогло ребятам найти дорогу к нашему домику.
Воспитатель:
Бабушка, а мы пришли в гости наведать тебя, узнать, как твое здоровье, как ты поживаешь?
Бабушка:
Все хорошо, вот только переживала зайчика не было, но вы же нашли мне его. Молодцы! Спасибо! Дорогу показали, привели ко мне. А я для вас угощение приготовила.
Бабушка раздаёт угощение детям
Воспитатель:
Спасибо, бабушка! Наше путешествие закончилось, нам пора в садик. До свидания, бабушка! До свидания!
Разделы: Работа с дошкольниками
- Приобщать детей к русскому народному фольклору;
- Побуждать детей к общению, развивать речь;
- Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно? какое оно?);
- Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой.
- Развивать эстетические чувства к природе учить видеть её красоту.
- Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
- Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца.
Оборудование: листы голубой бумаги (50×50 см), гуашь (жёлтого, красного цветов), блюдечки (для рисования ладошкой), салфетки, иллюстрации и эскизы с изображением солнышко.
Предварительная работа:
- Прогулки по участку детского сада с целью наблюдения за солнышком (во время прогулок воспитатель учит детей всматриваться в явления, сравнивать их, видеть общее и отличительное, вопросами побуждает их находить свои слова и выражения для обозначения виденного);
- Рассказывание сказки “У солнышка в гостях”;
- Рассматривание солнышко на иллюстрациях, уточнение формы и цвета солнышко;
- Разучивание песенок и потешек про солнышко;
- Отгадывание загадок про природные явления.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится:
Оно весь мир обогревает.
И усталости не знает.
Улыбается в оконце,
А зовут его все…
Дети: Солнце.
Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)
Воспитатель: Да, ребята, верно, солнышко землю освещает, всех согревает у него много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда, ребята, бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? (Ответы детей.)
Воспитатель : Ребята, а сейчас у нас солнечный день? (Ответы детей.)
Воспитатель: А давайте, вместе с вами сегодняшний день сделаем солнечным! Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: А рисовать солнышко мы будем не карандашами и не кисточками, а с помощью своей ладошки. Чтобы солнышко было похоже на настоящее, давайте вспомним, какое оно. На что похоже? (Ответы детей.)
Воспитатель: А какую фигуру нам напоминает солнышко? (Ответы детей.)
Воспитатель: А какого цвета солнышко? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, дети. А сейчас мы поиграем.
Пальчиковая гимнастика “Дай нам, солнышко, тепла”.
Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
2. Практическая часть.
Воспитатель показывает способ создания изображения. При затруднениях педагог показывает способ создания изображения индивидуально.
В ходе работы детей звучит веселая музыка на мотив русской народной песенки “Свети, свети, солнышко”.
Воспитатель:
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети – обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы занимались? (Ответы детей.)
Воспитатель вместе с детьми рассматривают получившиеся работы.
Воспитатель: Порадуемся солнышку и поиграем в игру “Солнышко и тучка”.
(Используются детские рисунки, под музыку на слова воспитателя “Светит солнышко” дети хлопают в ладоши; на слово “тучка” – дети приседают и делают над головой “домик”.)
Воспитатель: На этом наше занятие закончено, можете отдыхать.