Описание игры классики. Классики на асфальте: правила игры

Классики – излюбленная девчонок и мальчишек разных возрастов. Для ее организации не нужно никакого специального инвентаря, за исключением куска мела и относительно небольшой асфальтовой площадки. Несмотря на это, ребята, участвующие в данном развлечении, всегда получают заряд бодрости и положительной энергии на долгое время.

Играть в классики на асфальте можно так, как того подсказывают или же продумывать ход игры самостоятельно. В любом случае, за этой игрой можно провести время с огромным удовольствием и интересом.

Как правильно играть в классики?

Существует множество разных вариаций данной игры, и однозначно сказать, какая из них является правильной, нельзя. Наиболее часто используются следующие:

«Простые классики»

Для организации этой игры на асфальтовой площадке мелом рисуется следующая схема:

Каждый «класс», или квадрат, в ней должен иметь размер 40х40 или 50х50 см. Перед началом игры участники по жребию или другими способами определяют очередность ходов. Далее первый игрок кидает камень или любой другой предмет, его заменяющий, на первый «класс», а затем прыгает: одной ногой на 1, 2, затем сразу двумя на 3-4, снова одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8 и снова двумя на 9-10. После этого прыгающий переворачивается на 180 градусов и проделывает тот же путь в обратную сторону, по пути поднимая камень и забирая с собой. При этом отклоняться от своего направления или, например, вставать на 2 ноги, если по ходу игры требуется стоять на одной, нельзя. Если все сделано правильно, предмет перемещается во второй «класс». Точно таким же образом он передвигается до самого конца, то есть до квадрата с числом 10. Если же игрок допустил ошибку, камень попадает в котел, а у игрока «сгорает» один класс, то есть игра «откатывается» на несколько ходов назад.

«Традиционные классики»

Второй вариант предполагает использование следующей схемы:

Здесь также прокидывается камень с 1 по 10 «класс», а игроки поочередно прыгают на одной ноге, перемещаясь от начала к концу. В такие классики также можно играть как с камнем, так и любым другим предметом.

«Круглые классики»

Для этой разновидности игры, которую иногда называют «улитка», на асфальте мелом рисуют такую схему:

Первый игрок кидает камень в первую клеточку, после чего прыгает в нее же на одной ноге, стараясь не задеть ни одной линии. Затем носком ноги ему необходимо передвинуть камушек в следующую клеточку, но так, чтобы он не задел ни одной линии. В противном случае ход передается другому игроку. Для победы участнику необходимо полностью пройти всю «улитку» и вернуться обратно. Играть в круглые классики можно как в компании других ребят, так и одному, что является важным преимуществом данной игры.

Во что поиграть с детьми во дворе. Классики. Штандер. Камушки. Резиночки и другие игры для детей во дворе с подробными иллюстрациями и видео.

Во что поиграть во дворе? Существует очень много традиционных интересных игр, которые не всем известны. Сегодня я хочу рассказать об играх во дворе, которые прошли проверку временем, в которые играли наши мамы, мы, и, надеюсь, будут играть наши дети.

1. Классики - самая известная игра во дворе.

Что развивает игра в классики?

Игра в классики развивает глазомер, координацию движений, чувство равновесия. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

Что нужно для игры в классики:

  • Небольшая площадка асфальта во дворе дома.
  • Мел, чтобы нарисовать фигуры.
  • Плоская тяжелая шайбу. Ей может быть плоский камешек или черепок. Можно сделать специальную шайбу для игры в классики своими руками. Для этого нужно взять плоскую металлическую коробку из-под монпансье, наполнить ее песком или чем-то тяжелым, заклеить клеем (клеевым пистолетом). Иногда в магазинах продаются готовые тяжелые металлические шайбы для игры в классики. Они очень удобны, но, к сожалению, их сейчас трудно найти в продаже

Какие бывают классики? Как играть в классики?

Самый простой вид игры во дворе - это классики. А самый простой вид классиков - это улитка. В классики «улитка» можно играть даже одному игроку, пытаясь провести мяч по кругу в нужных клеточках. А можно соревноваться в паре, тройке, четверке или пятерке - кто быстрее пройдет улитку без ошибок. Более 5 игроков для дошкольников не следует брать в игру т.к. дети дошкольного возраста не могут долго ждать своей очереди.

1.1.Классики «Улитка»

Классики «Улитка» состоят из обычных клеточек и заштрихованных клеточек.

Правила игры в классики «Улитка»

  • В заштрихованные клеточки нельзя наступать.
  • В заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком.
  • Если попадешь на заштрихованную клетку ногой или камешком (шайбой), то придется начинать всё сначала.
  • Если попадешь ногой на любую нарисованную черту улитки, то придется начать сначала.

Если ребенок играет один, то при ошибке он возвращается и начинает всё сначала. Можно ставить задачу на время - за сколько минут удастся пройти улитку без ошибок?

Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку.

Улитка может быть как очень короткой - счет до 10 (для дошкольников), так и очень длинной с большим количеством клеточек - до 30 клеточек (для школьников).

Несомненный плюс классиков «Улитка» — это то, что для них не требуется большой площади.

Играть в классики «Улитка» очень просто. Собираемся во дворе и устанавливаем очередность по считалке или по жребию.

Тот, кто будет играть первым, начинает.

  • Он бросает камушек (шайбу) в первую клеточку и прыгает на одной ножке в эту клеточку так, чтобы не задеть ни одной линии.
  • Затем носком ноги он старается передвинуть шайбу так, чтобы она передвинулась в следующую клеточку. Если камушек при передвижении попал на одну из линий, то придется начать все сначала. И уступить ход другому игроку.
  • Когда дойдешь до «огня» — заштрихованной клеточки, надо огонь перепрыгнуть. Для этого носком ноги нужно подтолкнуть шайбу и передвинуть ее вперед, пропуская заштрихованную клетку огня. Вслед за шайбой нужно самому перепрыгнуть в эту клеточку. Если шайба или нога задела заштрихованную клеточку или любую линию улитки, то придется уступить ход и начать все сначала.

Задача игрока - провести камушек без ошибок и заступов до середины улитки и вернуться обратно. В середине улитки можно поменять ногу.

Вы спросите - а что делать, если я гуляю во дворе одна со своим ребенком, и других детей нет. Как что? Играть вместе с ним! Стать партнером по игре. И для здоровья полезно! И малыш получит несравненное удовольствие! Я до сих пор благодарна моей маме, бабушке, дедушке за то, с каким удовольствием и с каким творчеством они играли со мной в моем детстве! В том числе во дворе и даже в классики!

1.2. Более сложные классики для игр детей во дворе.

Варианты классиков представлены на рисунках. Их очень много! В них можно начать играть, когда «улитка» уже освоена.

Общие правила игры в эти классики такие. На асфальте во дворе чертят фигуру. Можно начертить фигуру палочкой на земле, но в этом случае линии будут стираться при заступах, и их придется постоянно обновлять. Каждое отделение в этой фигуре - это класс. Все по очереди пытаются пройти все классы (как в школе, только очень быстро).

Как играть в классики с дошкольниками:

Классики для игры с дошкольниками представлены на рисунке выше.

Что делает игрок:

  • Бросает шайбу в первый класс. Если он попал в отделение с цифрой 1 (т.е. в первый класс) и шайба не задела ни одной линии, то можно продолжать.
  • Игрок впрыгивает в первый класс , стараясь не задеть ни одной линии этой фигуры. Если задел линию - то придется передать ход другому игроку. Если не задел линий - можно продолжать дальше.
  • Далее нужно носком ноги выбить камешек наружу из первого класса и выпрыгнуть самому из этого класса. Главное - снова не задеть ни одной линии ни шайбой, ни ногой. Вот и пройден первый класс. Если была ошибка - то придется начать сначала (если играешь один) или передать ход другому игроку.
  • Далее игрок проходит второй класс . Он бросает камешек (шайбу) во второй класс так, чтобы камешек не задел ни одной линии. Прыгает сам на одной ноге сначала в первый класс, а потом во второй класс, не задевая линий фигуры.
  • Выбивает шайбу носком ноги и выпрыгивает сам. Наш игрок прошел уже два класса.
  • Также проходится третий класс.
  • А далее задания изменяются. Проходим четвертый, пятый, шестой и седьмой классы. Игрок берет шайбу в руки и прыгает в четвертый класс . Ребенок встает так, чтобы одна его нога была в четвертом классе, а другая в седьмом (проверьте, когда будете рисовать классики, чтобы это было удобно выполнять ребенку). Далее перепрыгивает так, чтобы одна нога была в шестом классе, а другая в пятом классе.
  • В разных вариантах игры бывает, что требуется повторить предыдущие движения три раза, держа в руке шайбу. Иногда сбоку от классиков рисуют полукруг - место для отдыха. Туда можно впрыгнуть один раз за игру и чуть -чуть отдохнуть.
  • Возвращаемся обратно. Игрок бросает камешек в седьмой класс и запрыгивает в него. Носком ноги ребенок пытается толкнуть шайбу и передвинуть ее в шестой класс. Если это удалось, шайба попала в нужный класс, и ни шайба, ни ноги не задели линий, то ребенок прыгает сам в шестой класс. Дальше он передвигает шайбу в пятый класс, и вслед за ней прыгает в пятый класс. И так доходит до первого класса, выбивает шайбу из него и выпрыгивает сам из классиков. Все классы пройдены!
  • Теперь нашего игрока ждет «экзамен» — так же как и в школе. «Экзамен» может проходить по-разному. Например, можно положить шайбу на носок обуви и пройти через все классы, не уронив шайбу и не заступив на линии или за линии. Если это удалось, то игра в классики закончена. Игрок может оставить игру (другие игроки в это время проходят разные классы) или начать играть снова.

Правила игры в классики:

  • В следующий раз игра начинается с того класса, в котором ошибся игрок.
  • Ошибкой считается: 1) попадание шайбы не в тот класс, 2) заступ ногой на любую линию фигуры классиков, 3) попадание шайбы на любую линию фигуры классиков.

Другой вариант игры в классики во дворе:

  • Игроки не выбивают шайбу за пределы классиков, а ведут ее последовательно от класса к классу (как это делается в классиках «улитка»).
  • В классиках после последнего класса есть полукруглый «дом». В нем можно отдохнуть, постояв на двух ногах перед обратным путем к первому классу. В дом можно попасть, перепрыгнув через огонь.
  • Если игрок случайно попал ногой или шайбой в «огонь», то ему придется пройти дополнительный экзамен. Какой будет этот «экзамен» в игре - решают сами игроки. Варианты экзамена - пропрыгать (без камешка) на одной ноге все классы без ошибок, при этом другие игроки смешат - корчат рожицы, поют смешные песенки. Или зажав вещь (кепку, коробочку) под коленом согнутой ноги, пропрыгать все классы (без шайбы) на другой ноге туда и обратно. Если это удалось, то дается еще одна попытка забросить шайбу в дом. Если этот не удалось, то игрок уступает ход следующему игроку.

Если Вы знаете другие виды игры в классики или помните, как Вы играли в классики в детстве, то буду очень рада, если поделитесь своими опытом в комментариях.

2. Играем во дворе: игра с камушками.

Из камушков можно выкладывать фигуры (можно использовать в дополнение веточки и палочки). А еще можно поиграть в игру, развивающую координацию движений рук. В эту игру меня научила играть моя бабушка, когда мне было четыре года. И с тех пор я в нее играю . Играть в нее можно не только во дворе, но и в лесу, на пляже, в дороге.

Как играть в игру «Камушки».

Найдите легкие плоские небольшие камешки. Положите один камешек к себе на ладонь. Подбросьте его. Пока камешек находится в полете, Вам надо быстро перевернуть руку ладошкой вниз. Причем рассчитать так, чтобы камушек попал на тыльную сторону кисти руки и остался на ней лежать.

Теперь Ваша рука «смотрит» ладошкой вниз. Вы снова делаете резкое движение кистью, подбрасывая камушек в воздух. И пока камушек летит, Вам надо быстро повернуть руку так, чтобы ладошка снова смотрела вверх. И чтобы камешек «приземлился» ровно на Вашу ладошку.

Если Вам это удалось, что Вы прошли «первый класс».

Во втором классе Вы кладете два камушка на ладошку и пробуете повторить все действия так, чтобы камушки не упали.

В третьем классе Вы кладете на ладошку три камушки. И так далее.

Нам удавалось удерживать на ладони до 8 камешков одновременно (естественно, при тренировке в ходе регулярных игр).

Соревноваться в этой игре нужно не с другими игроками, а с самим собой. Вчера еле-еле один камешек смог подбросить и удержать на руке. А сегодня три!!! Это успех! А завтра попробую четыре! Попробуйте - это не так просто, как кажется на первый взгляд! Но очень увлекательно и полезно для развития!

Другие игры с камешками во дворе, на даче, на пляже.

1. Морская фигура (лесная фигура, городская фигура и т.п.)

Ребенок выкладывает из камешков разного размера и формы фигуру на тему (камешки должны лежать рядом с малышом). Ему дается на это 2-3 минуты. По окончании времени взрослый говорит: «Раз, два, три - морская (лесная, воздушная, городская и т.д.) фигура на месте замри!» и пытается угадать, кто это с помощью вопросов.

Даже если Вы сразу же догадались, кто это, все равно задавайте вопросы. Образцом своих вопросов Вы поможете ребенку научиться вести диалоги и выстраивать вопросы в логической последовательности. Например, спросите малыша: «Это живое или неживое? Оно питается рыбой? Оно большого размера? Оно серого цвета?»

2. Выложи цепочку - загадку из камешков.

Соберите кучку разных камешков. Выложите из них последовательность: большой - маленький - большой - маленький. Или серый - белый - серый - белый. Или ровный - угловатый неровный - ровный - неровный. Или овальный - круглый - овальный - круглый. При этом все камешки должны быть не похожи друг на друга. Например, в последовательности «серый - белый - серый - белый…» камешки могут лежать так:

  • Серый большой овальный
  • Белый большой круглый
  • Серый маленький круглый.
  • Белый большой овальный.
  • Серый маленький неровной формы.
  • Белый маленький овальный.

Для того, чтобы «разгадать» Вашу загадку из камешков, то есть понять закономерность построения последовательности, ребенку придется проанализировать ситуацию и выделить существенный признак от несущественных. Попросите ребенка продлить ряд камушков дальше и проверьте, смог ли он действительно понять закономерность. Помогите малышу вопросами и уточнениями, похвалите его!

После нескольких таких Ваших загадок (конечно, не надо их делать в один день!), малыш сможет и сам загадать Вам аналогичные загадки. Обязательно покажите ему, как Вам интересно разгадывать его загадки! Доставьте радость и себе, и ребенку!

3. Играем в «Штандер» во дворе!

В «Штандер» можно играть с детьми 6 лет и старше.

Все игроки стоят в кругу. Один из них - водящий (назовем его Ромой). У Ромы в руках мяч. Рома подбрасывает мяч и выкрикивает одно из имен игроков (например, Рома выкрикнул: «Саша!»). Все игроки начинают разбегаться в разные стороны, кроме названного по имени игрока Саши. Названный по имени игрок (Саша) быстро подбегает и ловит мяч. Как только Саша поймает мяч, он старается бросить мячик в разбегающихся детей и «запятнать» их, задев их мячиком. Игроки стараются разбегаться так, чтобы в них было трудно попасть мячиком.

Если Саша попал в игрока своим мячом (например, Саша попал в Лену и запятнал ее), то Лена либо выбывает из игры, либо ей назначается фант (какое будет задание, обговаривается до игры, оно может меняться - прокукарекать, проскакать на одной ножке, спеть песню, загадать загадку и т.д.). Если Саша бросил мяч и ни в кого не попал, то Саше назначается фант для отыгрывания, т.е. штраф (какой будет штраф - фант тоже обговаривается до игры)

Игрок, названный по имени (Саша), имеет право либо просто бросать мячик в убегающих детей, либо остановить их. Если он хочет их остановить - «заморозить», то как только он поймает мяч, он громко кричит: «Штандер!». И все игроки должны замереть на месте. Саша начинает целиться мячом в одного из игроков (например, он хочет запятнать Сережу). Сережа, как только он видит, что его хочет запятнать Саша, может уклоняться в сторону, приседать, но не может сойти с места, где его «заморозили».

Играть в штандер хорошо вечером, когда уже не так жарко. В моем детстве «Штандер» была одной из наших любимых игр в школьном возрасте в летнее время. Мы играли в «Штандер» и во дворе, и на летнем выездном отдыхе. Поиграйте и Вы. А если Вы знаете другие правила игры в «Штандер», то буду благодарна, если поделитесь ими в комментариях к статье.

4. Игры во дворе со скакалкой (с прыгалками).

Наверняка многие взрослые уже забыли о том, что можно не просто прыгать со скакалкой, а еще и играть в разные игры. Варианты игр со скакалкой с детьми во дворе я описала ниже. А также множество игр со скакалкой во дворе Вы найдете в замечательном видео!

4.1. Повтори движения.

Для игры нужно чтобы у всех игроков была своя скакалка. Ведущий прыгает на скакалке. Каждые десять прыжков он прыгает по-разному (на двух ногах, на правой, на левой, с перекрестом рук, с двумя оборотами скакалки за один прыжок, с переступанием с ноги на ногу как при ходьбе, с высоким подниманием колен и т.д.). Все другие игроки как зеркало повторяют за ведущим эти движения. Если игрок ошибся - он выходит из игры.

4.2.Шел крокодил.

Играют по очереди, т.е. достаточно одной скакалки на всех игроков. Первый игрок начинает прыгать со скакалкой и говорить слова стишка: «Шел крокодил. Трубку курил. Трубка упала и написала». На последнем слове рифмовки игрок бросает скакалку на землю. Скакалка падает, образуя замысловатый узор из петелек. Дальше нужно встать одной ногой в одну из самых больших петелек и простоять на ней, пока другие игроки считают до 10 (в школьном возрасте можно считать и до 20) или пока до конца не прочитают рифмовку. Один игрок может смешить, пока все другие читают стишок. Задача - не обращая ни на кого внимания, простоять на одной ноге.

Эта игра учит ребенка управлять своим поведением, концентрировать внимание, развивает чувство равновесия.

Победивших в этой игре нет. Все игроки играют с удовольствием. Всегда интересно и неожиданно, какой узор получится из упавшей скакалки. Иногда бывают столь маленькие петельки, что непонятно как в них можно устоять. Иногда большие петли. Другим игрокам интересно смешить. Игра доставляет удовольствие всем!

Правила игры со скакалкой:

  • Если ребенок не смог пропрыгать на скакалке всю рифмовку до конца (скакалка запуталась), то он тут же уступает ход следующему игроку.
  • Если ребенок не смог простоять на одной ноге, то он тут же передает ход следующему игроку.
  • Если ребенок смог сделать всё без ошибок, он получает право поиграть еще второй раз, а дальше в любом случае уступает место следующему игроку.

4.3. Игра со скакалкой «Алфавит».

Со школьниками можно поиграть во дворе в алфавит. При каждом прыжке нужно называть букву алфавита по порядку. Способ прыжка должен быть сложным, требующим координации движений - например, с перехлестом рук через один прыжок.

Если игрок сделал ошибку в алфавите или запутался в скакалке, то он тут же должен назвать растение (животное или город) на эту букву, пока игроки считают до трех. Если он это смог сделать, то он может начать прыгать сначала. Если нет - то он передает скакалку следующему игроку.

С дошкольниками можно упростить эту игру — называть цифры. И способ прыжка сделать простым, без излишних движений.

4.4. Игра «Рыбак и рыбки».

В эту игру можно играть и вдвоем - втроем. Но веселее играть в нее в большой компании взрослых и детей. Для игры потребуется скакалка или веревка. Все игроки встают в круг. В центре круга стоит рыбак. В руках у рыбака скакалка, сложенная в несколько сложений - это его «удочка». Он начинает ловить рыбу. Рыбак опускает один конец своей удочки на землю (при этом ручка скакалки находятся в ладонях рыбака, а к детям направлена часть скакалки, напоминающая веревку - леску удочки). Рыбак крутит свою удочку по кругу, пытаясь задеть веревкой (скакалкой) ноги детей. Дети подпрыгивают вверх при приближении удочки, чтобы скакалка их не задела. Если скакалка задела ноги ребенка, то его «поймали», и он выходит из игры.

Задача рыбок — остаться в игре до ее конца (чтобы рыбак их не поймал).

5. Игры во дворе. Играем с палочкой. Малечена-калечина

Для игры Вам понадобится палочка длиной в 20-30 см. Палочка нужна каждому игроку.

Выбирается ведущий и игроки. Каждый игрок берет палочку. И все, включая ведущего, хором говорят:

«Малечена - калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?»

После этого все игроки ставят палочку на свою ладонь вертикально и стараются удержать ее в этом положении, не помогая другой рукой и ничем ее не придерживая. Как только все дети поставят палочки на ладошку, ведущий начинает считать: «Раз, два, три… десять!» Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку на ладошке.

Если детям это легко удается, то ведущий может в игре усложнить задание - попросить удерживая палочку ходить, присесть и встать, повернуться влево, вправо, вокруг себя.

Правило игры:

Еще сложнее удерживать сразу две палочки — одну на правой руке, а другую на левой ладошке.

6. Резиночки - любимая игра во дворе из нашего детства

С помощью этого замечательного подробного видео Вы вместе с детьми сможете вспомнить все фигуры игры в резиночку или научиться играть в нее!

Для игры Вам потребуется тройка игроков. Два из них держат резиночку, а один прыгает. Если прыгающий делает ошибку, то он уступает место следующему игроку и меняется с ним местами. Теперь уже прыгает другой игрок, а первый держит резиночку.

Какие движения можно делать в этой игре, как можно организовать игру в резиночки с группой детей, как сделать для них картинки - напоминалки разных движений в игре в резиночку Вы увидите в этом видео из опыта работы детского сада «Речецветик» г. Зеленогорска.

А что делать если нет тройки игроков? В моем детстве мы решали этот вопрос очень просто - зацепляли резиночку за забор или за дерево или за любую металлическую конструкцию для лазания во дворе или даже за горку. Тогда можно играть и вдвоем, и даже одному. Прыгали мы в резиночки не только во дворе, но и дома (но это возможно только на первом этаже, чтобы не волновать соседей) - тогда мы прицепляли резиночку за два стула, и можно было играть даже одной. На стулья для утяжеления клали тяжелые предметы, например, книги.

Еще мы играли в резиночку «одной парой». Если кто-то ошибался, то следующий игрок должен был сначала выполнить движение за него - «выручить» его. А уже затем выполнять свои движения. Если второй игрок тоже ошибался, то очередь переходила к третьему игроку. И третий игрок выручал и первого, и второго, а затем прыгал за себя. Иногда выручать приходилось по второму кругу. Это вариант игры для школьников, если не хватает игроков.

Обычно одни и те же движения в игре в резиночку повторяются. Но сначала резиночка натягивается на уровне стоп, затем на уровне голени, затем на уровне коленей, еще сложнее - на уровне бедер. И самый сложный уровень - уровень пояса. Это перечень уровней для детей от 6-7 лет и старше.

А вот еще одно видео с фигурами прыжков с резиночкой!

А я в «домике»!

– У тебя сколько рубинов?
– 50!
– Ого! Покеж, какая у тебя мельница?

Этот диалог я подслушала на днях у соседских мальчиков. Они сидели на скамейке и тыкали друг у друга в телефонах. Оглянувшись вокруг, я не увидела детей, играющих в «Собачку» или чертящих поле для «Тише едешь – дальше будешь». Современным дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре и сидеть во «ВКонтакте».

Дворовые игры, в которые мы играли днями напролет (пока не «загонят»), постепенно уходят в прошлое. А ведь большинство из них не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка.

Предлагаю вам вспомнить наши любимые дворовые игры и приобщить к ним своих детей.

Прятки

Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.

Правила

Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы:

  • «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
  • «Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Количество игроков: чем больше, тем лучше.

Салки / Догонялки


Салки – они же догонялки, они же латки, они же ляпки, они же квач. По данным Википедии, у этой игры порядка 40 (!) названий (почти в каждом регионе бывшего Союза – свой).

При этом, игра простецкая. Суть обычных салок в том, чтобы догонять («салить») игроков (если ты водишь), которые разбегаются в разные стороны.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.

Количество игроков: от 3 и больше.

Вариации салок:

  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее), куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Сифа – в этой версии «салят» не рукой, а «сифой» (тряпкой, скрученной веревкой и любой «вонючкой», какую найдешь во дворе); в кого попали, тот становится сифой, то есть водящим.

У этой любимой многими игры так же много называний: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Правила кажутся сложными, но только на первый взгляд. В каждом дворе была своя вариация игры. Но, в общем и целом, суть ее сводится к следующему.

Инвентарь:

  • палки (биты, куски арматуры, но самый шик – сломанная хоккейная клюшка);
  • жестяная банка (пластиковая бутылка, деревянная чурка и т.д.);
  • мел (чтобы расчертить площадку).

Сначала нужно подготовить площадку для игры (примерно 10 на 6 метров). Параллельно короткой стороне площадки через каждые метр-полтора чертятся линии: 1 линия – пешка (солдат); 2 линия – дама; 3 линия – короли; 4 линия – тузы и т.д.

От начала площадки до последней линии – зона званий; от последней линии до конца площадки – зона пекаря (царя, попа и т.д.).

На расстоянии 5 метров от последней линии чертится круг, в который ставится рюха (иногда – на кирпич).

Правила


Сначала выбирают «Пекаря» и устанавливают очередность сбивания рюхи. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают палку вдаль ногой. Чья палка улетела дальше всех, сбивает рюху первым; чья ближе всех – тот «Пекарь».

«Пекарь» занимает позицию «за банкой», игроки – у первой линии. Далее игроки битой по очереди пытаются выбить рюху. После этого начинается «штурм» – игроки бегут за своими битами и возвращаются обратно в «зону званий». «Пекарь» в это время бежит за рюхой, устанавливает её на место и защищает ее. Но главная его задача – не дать «выкрасть» палку со своей территории. К тому же, он пытается коснуться игроков своей битой и после этого сбить рюху сам. Тот, кого «Пекарь» коснулся, становится «Пекарем» в следующем коне, а старый «Пекарь» становится игроком.

За каждую сбитую рюху игрок повышался в звании. Иными словами, продвигался дальше по полю и приближался к рюхе. Кроме того, у каждого «титула» есть свои особенности и привилегии. К примеру, туз неуязвим и не может водить.

Количество игроков: не ограничено.


Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

  • №1 – одна нога;
  • №2 – одна нога;
  • №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
  • №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
  • №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
  • №8 – одна нога;
  • №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.


Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.

Правила

Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.

Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.


Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

  1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
  2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
  3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
  4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
  5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.


Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом – «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.

Правила

Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.

Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.

Количество игроков: не меньше 3.


В эту игру, как правило, играли дети постарше, потому что она достаточно травмоопасная, несколько некультурная, но дико веселая.

Правила

Игроки делятся на две команды – слоники и всадники. Слоники становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову подмышку впереди стоящего. Всадники с разбега по очереди пытаются оседлать «слона».

Задача слоников: устоять под тяжестью всадников. Задача всадников: запрыгнуть как можно ближе к «голове слона».

Если кто-то из всадников не удержался на «слоне» и упал, а также, если все всадники уселись, а «слон» довез их до финиша, то слоники победили. Если «слон» развалился, выиграли всадники.

Количество игроков: от 3-5 человек в каждой команде.


Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

А в какие игры играли во дворе вы?

Еще во времена Древнего Рима, о чем свидетельствуют упоминания Плиния, существовала известная и по сей день игра в правила которой нисколько не изменились с той поры. Точнее, их стало несколько больше, чем в традиционной игре, и в каждом дворе условия могут несколько изменяться, в зависимости от желания участников, но главных всегда придерживаются строго:

  • тот, кто бросил битку (камешек) и попал на/за черту, уступает ход следующему игроку;
  • наступивший на линию квадрата также уступает ход;
  • в одиночном квадрате нельзя стоять двумя ногами, а также прицеливаться и долго топтаться на месте перед прыжком, опуская вторую ногу;
  • тот, кто не прошел кон (все квадраты), начинает все заново.

Виды классиков и правила игры с камнем и без него

Существуют следующие распространенные виды игры в классики на асфальте, правила игры в которые могут быть традиционными или выдуманными. Это:

  1. Улитка.
  2. Елочка.
  3. Барабан.
  4. Звездочка.
  5. Часы.
  6. Змейка.
  7. Антенна.

Сектора для этих игр могут быть квадратными или иметь произвольную форму – круг, прямоугольник, овал, треугольник. Чертят фигуры мелом на асфальте, а в домашних условиях для этого используют мягкий коврик-пазл с цифрами.

Чаще всего в игре участвует, так называемая, битка, в роли которой может быть камешек, хоккейная шайба или любой небольшой предмет. Всего имеется десять пронумерованных секторов, а также вершина классиков, которую называют дом или огонь. На ней игрок может развернуться, чтобы прыгать назад в той же последовательности.

Игра начинается с жеребьевки, и после нее участник №1 бросает в первый сектор битку, после чего прыгает в квадрат одной ногой. Затем ему нужно наклониться таким образом, чтобы поднять камешек, но удержать равновесие и не встать на вторую ногу. Затем ход повторяется.

Право кидать и прыгать в классики передается следующему участнику, если первый нарушил правило – заступил за линию или перебросил/недобросил битку. После того, как и он промахнется, очередь переходит к №1, если играют только двое, но он должен начать игру заново, с первого квадрата. Выигравшим будет тот, кто сумеет полностью пройти все уровни. Если участников больше, то и свою очередь придется ждать дольше Немного отличаются правила игры в классики «Улитка», так как здесь еще больше важна ловкость игроков. В ней сектора расположены по спирали и цифры чередуются с заштрихованными квадратами. Попав ногой или камнем в один их таких, игрок должен уступить ход следующему.

Зная правила, как играть в классики, можно отлично провести время с друзьями, которым такая игра скорей всего будет в новинку. Ведь современным детям ближе различные интернетовские бродилки, чем развивающие

Помните, в детстве, как только наступала весна, все мы играли в «Классы» — попросту, в «Классики». Что может быть проще и увлекательнее: взять мелок, начертить на земле клеточки, отыскать красивый камушек или стеклышко и прыгать весь вечер напролет, пока мама домой не позовет. У современных детей игра в классики на асфальте не так популярна. Но все же и сегодня в скверах или дворах можно встретить девочек и мальчиков, играющих в «Классы».

Игра будет интересна и полезна детям младшего и среднего школьного возраста. Хорошо, если родители и старшие товарищи научат детей, как начертить, нарисовать классики на асфальте, как играть , как разнообразить игру.

Самый простой вариант

Самый простой вариант игры, который я помню с детства. На асфальте чертятся «классы» вот таким образом:

Правила игры «В классики» на асфальте просты. Каждый участник ищет себе стеклышко или камушек. Водящий определяется по считалке. Он бросает камушек первым и скачет. Пошагово, как играть :

  1. Бросаем камушек на цифру «1».
  2. На одной ноге впрыгиваем в клетку 1, на одной ноге в клетку 2, затем двумя ногами в клетки 3,4 и так далее.
  3. В клетки 9, 10 впрыгиваем на двух ногах и переворачиваемся.
  4. В клетку «Огонь» (молоко, вода) попадать камушком и впрыгивать нельзя.
  5. Перевернувшись, игрок прыгает в обратном направлении и забирает свой камушек.
  6. Если игрок не совершил ошибки (не наступил на черту, не попал в «огонь», попал камушком в нужную клетку), то он кидает камушек снова — уже на цифру «2» (переходит во второй класс). И так далее.
  7. В случае ошибки ход переходит в следующему игроку.
  8. Первый игрок вновь начинает игру с того класса, на котором ошибся.

В Википедии нашла вариант игры, когда во время прыжка битку (то есть камушек) нужно ногой перемещать из клетки в клетку, а из последнего квадрата — выбивать из поля.

Есть также различные варианты прыжков: вперед спиной, через одну клетку, согнувшись, не показывая зубы, бросать камушек вслепую и т.д. Но мы так не играли.

Был еще вариант: бросаешь камушек не на единицу, а на «2», «3» и выше, прыгать со старта сразу на эту клетку, минуя предыдущие. Но это было очень сложно сделать, когда дело доходило до клеток «6,7», «8», «9,10», практически невозможно.

Необычные классики

(источник: старый журнал «Семья и школа»)

Жеребьевкой устанавливается очередность и чертится рисунок Классов. Коснувшийся свободной ногой земли или наступивший на черту уступает место другому. Важно проследить за правильным положением ног во время прыжка: они слегка согнуты и касаются земли сначала носками ступнёй, что смягчает силу сотрясения от прыжка. Прыжок на всю ступню на прямых ногах (а это часто бывает) - вреден. Следите, чтобы ребята прыгали попеременно на левой и правой ноге.

Игры под названием «Колесо», «Письмо» доступны детям 8-10 лет; «Окно» и «Самолет» - 11-13 лет.

Правила игры в классики

Колесо

Круг диаметром приблизительно в 1,5 м четырьмя прямыми линиями разделите на 8 равных секторов-классов, которые обозначьте номерами. Участвуют в игре 3-4 человека, заранее условившиеся о правилах.

Круги. Прыгнуть на двух ногах в первый класс, из него - во вотрой и т. д., выпрыгивая из последнего. Затем то же самое проделать, стоя сначала на правой ноге, слегка согнув левую, и на левой ноге, подогнув правую.

Лошадки. Прыгнуть в первый класс на правую слегка согнутую ногу, левую одновременно поставить на носок во второй класс. Сделать подскок с продвижением влево. В полете правую ногу присоединить к левой и коснуться этой ногой земли второго класса, слегка сгибая ее в колене. В этот момент левая нога, отведенная в сторону, также касается земли третьего класса и т. д. При положении: правая нога - в восьмом классе, левая - в первом; игрок выпрыгивает спиной из круга. Ни разу не ошибившийся игрок затем продвигается таким же галопом вправо.

Вертушки. Прыгнуть на двух ногах вперед, левой ногой попасть в первый класс, правой - в восьмой. Подпрыгнув вверх-вперед, в полете повернуться кругом и приземлиться левой ногой в пятый класс, а правой - в четвертый. Прыгнув с поворотом налево, левую ногу поставить в шестой класс, правую - в седьмой. Из этого положения, прыгнув назад с поворотом кругом, попасть левой ногой во второй класс, правой - в третий. Затем прыгнуть с поворотом налево и приземлиться левой ногой в восьмой класс, правой - в первый. Прыжком вперед покинуть классы.

Письмо

Начертите со сторонами в 1 м фигуру, напоминающую конверт; обозначьте классы номерами. Играют 4-5 человек.

Ножницы. Встать лицом к первому классу и прыгнуть в него на двух ногах. Прыжком «ноги врозь» приземлиться левой ногой во второй класс, правой ногой - в третий класс. Затем прыжком вперед на двух ногах попасть в четвертый класс, сделать подскок с поворотом кругом и остаться в этом же классе. После этого проделать те же прыжки в обратном направлении и из первого класса выпрыгнуть за пределы фигуры.

Зигзаг. Пропрыгать по всем классам, начиная и кончая на первом, в последовательном порядке номеров сначала на двух ногах, на правой и на левой ноге.

Лягушки. Прыжки на двух ногах, на правой и на левой ноге: сначала, минуя первый класс, в четвертый; из него прыжком назад, в первый; прыжком влево, во второй: прыжком вправо, в третий, из него назад через первый класс с приземлением возле рисунка фигуры.

Окно

Начертить квадрат со сторонами примерно по 1,5 м и разделить на 9 классов. Номерами их обозначать не обязательно: на рисунке номера даны для удобства описания движений. Принимает участие в игре 5 — 6 человек.

Круги. Прыжками вперед на двух ногах, на левой и на правой ноге, обойти классы под номерами: один, два, три, четыре, девять, восемь, семь, шесть, один. Вход в фигуру классов и выход из нее прыжком через первый класс.

Ножницы. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, ставя ноги скрестно, врозь, скрестно. Поставив ноги скрестно, правую перед левой, прыгнуть во второй класс, подпрыгнув вверх и разъединив ноги, приземлиться левой ногой в первый класс, правой - в третий. Так же выполнить прыжки в пятый и восьмой классы. При положении: левая нога в седьмом классе, правая - в девятом - сделать прыжок с поворотом кругом и встать обеими ногами в восьмой класс. Продолжать предыдущие движения, но ноги уже ставить скрестно, левая перед правой. Когда левая нога будет в третьем классе, правая - в первом, выпрыгнуть из фигуры.

Петля. Сначала на двух ногах, нуть в первый, девятый, седь.ч:.: затем на левой и на правой ноге и третий классы.

Лягушки. На двух ногах, на правой, затем на левой ноге прыгнуть в первый, девятый, седьмой и третий классы.